Бизнес портал - Гарнизон

Должностная инструкция начальнику пассажирского поезда. Должностная инструкция начальника пассажирского поезда Должностная инструкция начальника поезда

Обязанности начальника поезда и проводников пассажирских вагонов в пути следования

Обязанности начальника поезда:

После отправления поезда начальник поезда обязан:

8ЛЛ. объявить по поездной радиосвязи слова приветствия пассажирам, маршрут следования поезда, время прибытия на конечную станцию, ознакомить пассажиров с составом поездной бригады, месторасположением и графиком работы вагона-ресторана (кафе), с перечнем бесплатных услуг и стоимостью предоставляемых платных услуг, местами прохождения пограничного и таможенного контроля, ознакомить пассажиров с правилами проезда, провоза и размещения ручной клади в вагоне, пожарной безопасности в пути следования;

8 Л.2. держать постоянно включенной на прием радиостанцию для связи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива;

8Л.З. контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады, выполнение проводниками служебных обязанностей, соблюдение ношения форменной одежды, графика дежурства, правильности размещения ручной клади пассажирами;

8Л.4. контролировать своевременность выдачи квитанций ВУ-9 и чеков за предоставленные пассажирам услуги;

8Л.5. проверять не менее двух раз в сутки качество обслуживания пассажиров в пути следования с обязательной отметкой о проведенном опросе в рейсовом журнале формы ВУ-6 (см. приложение № 15 «Регламент проверки начальником поезда качества обслуживания пассажиров в пути следования» от 18 мая 2006 года);

8.1.6. осуществлять совместно с поездным электромехаником технический контроль работы технологического оборудования вагона-ресторана. Принимать меры по устранению в пути следования неисправностей данного оборудования;

8.1.7. осуществлять совместно с поездной бригадой технический контроль исправного содержания вагонов и нормальной работы вагонного оборудования. При обнаружении неисправностей вагонного оборудования, возникших в пути следования, дать заявку на промежуточных станциях и требовать их устранения;

8.1.8. следить за экипировкой вагонов топливом и водой, предусмотренной расписанием пассажирского поезда;

8.1.9. принимать меры по оказанию первой медицинской помощи заболевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников из числа пассажиров или медпункта ближайшей железнодорожной станции;

8.1.10. контролировать заполнение проводниками вагонов бланков учета населенности и расхода постельного белья при приемке-сдаче смены дежурства с обязательной отметкой о количестве проезжающих в вагоне пассажиров, количестве выданных пассажирам комплектов постельного белья и его остатке (см. приложение № 16 «Памятка по работе с бланками учета населенности вагона и расхода постельного белья формы ЛУ-72 в резервах проводников» № ФПДОП рп-86 от 06.07.2006 года);

8.1.11. производить опломбирование использованного в пути следования постельного белья по мере его накопления и обязательное - в пунктах оборота поезда;

8.1.12. допускать пассажира в вагон в случае неправильного оформления билетной кассой проездных документов или выдачи ему билета без наличия свободных мест в вагоне, в том числе и при продаже нескольких билетов на одно место, принимать меры к предоставлению таким пассажирам места. В данных случаях начальник поезда составляет акт (в трех экземплярах). По прибытии в пункт формирования акты сдаются начальнику резерва проводников;

8.1.13. периодически проверять санитарное и техническое состояние вагонов. Следить за тем, чтобы в туалетах вагонов имелись мыло, туалетная бумага. Контролировать соблюдение в вагонах температурного режима, обеспечение пассажиров чайно-кофейной продукцией и кондитерскими изделиями;

8.1.14. включать по установленному расписанию поездное радио, систематически передавать специально подготовленную информацию о соблюдении пассажирами правил пожарной безопасности и личной безопасности при проезде в поездах. Независимо от расписания работы радиопункта в период с 8.00 до 22.00 местного времени передавать объявления о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянки поезда на станциях;

8.1.15. при обнаружении поездной бригадой безбилетных пассажиров или провоза излишней ручной клади начальник поезда должен взять объяснение от проводника вагона и пассажира, составить акт, взыскать с пассажира стоимость проезда или провоза излишней ручной клади;

8.1.16. требовать наличия соответствующих документов у контролирующих органов и других должностных лиц на право проверки поезда. Только убедившись в наличии у проверяющих соответствующих документов, предоставлять рейсовый журнал для обязательной их регистрации в нем с указанием фамилий, занимаемых должностей, номеров документов, дающих право на проверку или ревизию поезда, после чего предоставлять все необходимые документы и оказывать необходимое содействие в проведении проверки (ревизии). Результаты проверки (ревизии) должны быть отражены в рейсовом журнале за подписями всех проверяющих лиц и начальника поезда. При разногласиях начальник поезда обязан записать в журнале свое особое мнение;

8.1.17. выдавать по требованию пассажира книгу отзывов и предложений;

8.1.18. принимать своевременно меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок (см. приложение № 17-Распоряжение № ФПД-89 от 20.06.2006 г. «Об утверждении Регламента действий работников поездных бригад по профилактике нарушений правопорядка в пассажирских поездах»;

8.1.19. принимать необходимые меры при возникновении угрозы безопасности движения или пожарной опасности в порядке, определяемом действующими инструкциями;

8.1.20. опломбировывать радиокупе при отцепке вагона в пути следования;

8.1.21. обеспечивать размещение пассажиров по вагонам при отцепке вагона от поезда;

8.1.22. принимать меры по недопущению необоснованной остановки поезда стоп-краном, за исключением случаев, угрожающих безопасности движения и жизни. Выяснить причину остановки поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана;

8.1.23. при обслуживании локомотива машинистом в одно лицо начальник поезда в пути следования обязан:

Проверять с машинистом на станции прицепки локомотива к составу и смены машинистов работу УКВ радиосвязи с записью, соответственно, в журналы ВУ-8А и Т2-152 с указанием фамилий машиниста и начальника поезда. Проводник, получив в отсутствие начальника поезда от машиниста информацию, обязан немедленно сообщить ЛНП о ее содержании;

Выяснять причины срабатывания устройств дистанционного контроля за состоянием поезда по указанию машиниста на перегонах и станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, осматривает состав, организовать сокращенное опробование тормозов следующим порядком: по сигналу начальника поезда или проводника хвостового вагона «Произвести торможение» ручной сигнал - поднятая вертикально рука, ночью - фонарем с прозрачно-белым огнем, машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению. Начальник поезда или проводник хвостового вагона наблюдает за торможением по двум последним вагонам: прижались ли тормозные колодки к ободам колес и выход штока тормозного цилиндра на 130... 160 мм с учетом хомута. После этого начальник поезда или проводник хвостового вагона дает сигнал «отпустить тормоза» движением руки перед собой по горизонтальной линии, ночью - фонарем с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза. Начальник поезда или проводник хвостового вагона проверяет отпуск тормозных колодок и уход штока тормозного цилиндра (по двум последним вагонам). После проведения сокращенного опробования тормозов начальник поезда делает отметку у машиниста в справке формы ВУ-45 о выполнении сокращенного опробования тормозов;

Осматривать при наезде на людей автотранспорт, посторонние предметы, по указанию машиниста - место происшествия, оказывать помощь пострадавшим и принимать меры к устранению возникшего для движения препятствия (см. приложение № 18 «Регламент действий поездной бригады при попадании человека под поезд» № ФПДГГ-9 от 21.02.2005 г.);

В случае возникновения пожара на локомотиве принять меры по закреплению состава, доложить машинисту о закреплении состава и силами поездной бригады оказать помощь в тушении пожара;

Оградить поезд при затребовании вспомогательного локомотива, пожарного или восстановительного поезда по указанию машиниста со стороны ожидаемой помощи в соответствии с пунктом 3.13 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

Организовать и контролировать закрепление и ограждение поезда, проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов при вынужденной остановке пассажирского поезда, в том числе при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи;

Немедленно выяснять причину любой остановки поезда не по расписанию, вызывая машиниста поезда, в соответствии с обстановкой для обеспечения безопасности движения и выполнения графика движения поезда.

Отправление поезда с неисправной радиосвязью между начальником пассажирского поезда и машинистом запрещается.

В пути следования радиостанция в служебном купе должна быть постоянно включена.

При отсутствии сообщения от машиниста о причинах остановки начальник пассажирского поезда после трехкратного вызова машиниста по радиосвязи и неполучения ответа останавливает поезд стоп-краном в штабном вагоне и организовывает приведение в действие имеющихся в составе ручных тормозов и лично у машиниста уточняет отсутствие радиосвязи и причину остановки.

В случае отсутствия радиосвязи с машинистом локомотива при вызове необходимо пройти к локомотиву и выяснить причину.

При невозможности ведения пассажирского поезда машинистом из кабины машиниста сообщить по радиосвязи о случившемся дежурному по станции.

Порядок действий начальника поезда в экстремальных ситуациях

8.2. Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде. В случае возникновения экстремальных ситуаций начальник поезда должен:

8.2.1. В случае пожара в вагоне:

Прибыть немедленно в вагон;

Лично убедиться в обеспечении эвакуации пассажиров, отключении всех потребителей электроэнергии высокого, низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время), и организовать тушение пожара всеми имеющимися в поезде средствами пожаротушения;

Должен по радиосвязи или другими средствами, в случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами, сообщить дежурному по станции (ДСП) и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке состава;

Убедившись в полной эвакуации пассажиров, совместно с работниками поездной и локомотивной бригад организовать расцепку вагонов, оставляя горящий вагон в удобном для тушения месте на расстоянии не менее 15-20 м, исключающем возможность перехода огня на соседние вагоны, здания, устройства, при этом горящий вагон отцепляется сначала от хвостовой части, затем отцепляется головная часть от горящего вагона;

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети;

С ближайшей станции телеграммой сообщить руководителям (депо, участков, региональных дирекций), военизированной охране железной дороги приписки подвижного состава;

Контролировать выполнение требований инструкции по тушению пожара в подвижном составе железных дорог.

8.2.2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или ПОНАБ:

Немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам или на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение по дальнейшему следованию поезда, при необходимости принять меры к ограждению поезда.

8.2.3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей совместно с ПЭМ определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива.

8.2.4. При невозможности устранения в пути следования технических неисправностей, не обеспечивающих нормальные условия проезда пассажиров, давать телеграмму на ближайшую станцию с требованием об оказании технической помощи или замены вагона.

8.2.5. При остановке поезда по причине срабатывания УКСПС (устройство обнаружения деталей, выступающих за пределы нижнего габарита, и схода подвижного состава в поездах) начальник поезда совместно с помощником машиниста производят осмотр поезда. В зависимости от состояния узлов и деталей вагонов начальник поезда принимает решение о возможности дальнейшего следования поезда, о чем сообщает по поездной радиосвязи через локомотивную бригаду ДСП или поездному диспетчеру при ДЦ.

8.2.6. Начальник поезда совместно с поездным электромехаником в случае остановки поезда средствами контроля безопасности (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, УКСПС) устанавливают причину остановки с оформлением акта за подписью начальника поезда, поездного электромеханика и машиниста локомотива.

8.2.7. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудования и имущества составить акт для взыскания с виновных стоимости ущерба согласно расценочной ведомости.

8.2.8. При отцепке вагона в пути следования выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, провести инструктаж о порядке их действий до отправки вагона в пункт приписки, составить график дежурства проводникам отцепленного вагона с записью его в маршрутном листе и обязательной росписью проводников за ознакомление с ним, внести изменения в график дежурства проводников вагонов основного состава (в рейсовом журнале). Если отцепляется вагон с радиокупе, то необходимо радиокупе опломбировать.

Разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда;

Совместно с начальником станции отцепки вагона составить акт в трех экземплярах с указанием причин отцепки и данных о вагоне (заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии). Акт подписывается начальником поезда, начальником станции (дежурным по станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или др. должностным лицом, присутствующим при данной ситуации. Один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда руководству предприятия формирования поезда;

Временно разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагона (если разместить пассажиров в поезде невозможно), сообщить лично или через начальника, дежурного по станции, поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в другой поезд;

При переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны начальник поезда обязан совместно с начальником станции организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры, обеспечивающие безопасность пассажиров.

Об отцепке вагона начальник поезда по мобильной связи, а затем телеграммой ставит в известность ФПД ОАО «РЖД», предприятие приписки состава, региональную дирекцию по обслуживанию пассажиров.

8.2.9. При отклонении поезда от первоначального маршрута:

Получив информацию от дежурного по станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте, установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих станций, порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах;

Контролировать высадку пассажиров на станциях, выдачу им на руки проездных документов с отметкой «Поездка прервана на станции из-за отклонения поезда от первоначального маршрута».

8.2.10. При получении от машиниста локомотива сигнала "Тормозить" начальник поезда должен немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов проводниками вагонов.

8.2.11. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде начальник поезда совместно с машинистом локомотива должен проверить действие механизма автосцепок и принять решение о возможности сцепления и дальнейшего следования или необходимости замены автосцепок.

8.2.12. При развороте пассажирского поезда в пути следования или отправлении с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ (ЛБК) по ходу следования поезда и крупных вокзалов.

8.2.13. При длительной остановке поезда на станции или перегоне всеми доступными средствами выяснить причину остановки поезда, предполагаемое время отправления и в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездному радио.

8.2.14. При остановке поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту локомотива причину остановки и в случае обрыва или утери узлов вагона через машиниста локомотива и поездного диспетчера передать информацию о случившемся машинистам локомотивов других поездов для следования по этому участку с особой бдительностью.

8.2.15. В случае сбоя в графике движения пассажирских поездов начальник поезда должен сообщить в ФПД ОАО «РЖД» и место приписки вагона время задержки поезда и количество пассажиров, следующих в поезде (см. приложение № 23 - распоряжение начальника ФПД В.Н.Шатаева № ФПД-101 от 30.06.2006 года об утверждении Порядка оперативного взаимодействия начальников пассажирских поездов и дежурного аппарата ФПД ОАО «РЖД», РДОП).

8.2.16. В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок:

В спокойной, вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок;

Если пассажир не реагирует на замечания, вызвать через поездную радиосвязь работников милиции для высадки пассажира из поезда с обязательным составлением акта о его снятии и отметкой в проездном документе (билете).

8.2.17. При обнаружении в вагонах подозрительных лиц или предметов следует руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.

8.2.18. В случаях нарушений правопорядка в поезде действовать согласно распоряжению № ФПД-89 от 20.06.06 г. «Об утверждении Регламента действий работников поездных бригад по недопущению правонарушений в поездах и оперативному реагированию при их совершении» (см. приложение № 17).

Обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования:

8.3.1. Вывешивать табличку со своей фамилией, именем и отчеством на дверях служебного купе до отправления поезда и при смене дежурства.

8.3.3. Следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок.

8.3.4. Не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах - по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 от 03.03.2003 г.

В вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления.

При уборке вагона не допускается влажная протирка радиоизотопных извещателей дыма (РИД). Очистка их от пыли должна производиться пылесосом. Мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке вагона или удаляться из вагона только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура и переходные площадки вагона запрещается.

8.3.5. В вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в сутки - с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 по местному времени - обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной цене, а в фирменных поездах, в вагонах СВ, бизнес-класса, повышенной комфортности поездов всех категорий - по требованию пассажиров в любое время суток.

При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или в фартуке (в специальной форме, если таковая имеется).

8.3.6. Поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе - охлажденной воды.

8.3.7. В вагонах со спальными местами выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за отдельную плату или бесплатно, если пользование постельным бельем включено в стоимость проездного документа (билета).

8.3.8. Заполнять бланк учета населенности пассажиров в вагоне и расхода постельного белья формы ЛУ-72.

Бланки учета населенности и расхода постельного белья формы ЛУ-72 выдаются в резерве проводников ответственным лицом под роспись в журнале учета расхода бланков формы ЛУ-72 в необходимом количестве перед рейсом начальникам поездов, старшим проводникам прицепных вагонов. Выданные бланки должны иметь индивидуальные штемпельные номера и быть заверенными печатью (штампом) предприятия. Нумерация бланков ЛУ-72 должна быть произведена до выдачи их в поезд или прицепной вагон.

В путевом рапорте начальника поезда или журнале формы ВУ-6 старшего проводника прицепного вагона ответственным лицом делается отметка о выдаче бланков с указанием их номеров и даты выдачи.

Перед подачей поезда под посадку пассажиров начальник поезда или старший проводник выдает бланки формы ЛУ-72 по одному в каждый вагон.

При утере бланка формы ЛУ-72 проводник должен дать письменное объяснение начальнику поезда (проводник прицепного вагона объяснительную об утере бланка ф. ЛУ-72 должен представить по прибытии вагона в пункт приписки ответственному лицу резерва проводников, у которого он получал бланки перед рейсом) и получить новый бланк, на котором сделать запись «Взамен утерянного бланка №...».

После получения бланка ЛУ-72 проводник вагона вносит запись о дежурстве, станции отправления и назначения поезда (вагона), фамилию и инициалы начальника поезда, фамилии и инициалы проводников данного вагона. Вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 необходимо согласно утвержденной первым заместителем начальника ФПД ОАО «РЖД» «Памятке по работе с бланками учета населенности вагона и расхода постельного белья ф. ЛУ-72 в резервах проводников» № ФПДОП рп-86 от 6.07.2006 года (см. приложение № 16).

8.3.9. По желанию пассажира и при наличии возможности заменять использованные постельные принадлежности в пути следования за дополнительную плату.

Доставлять комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми.

Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров. В исключительных случаях допускается с разрешения пассажиров убирать постельное белье до прибытия поезда на станцию высадки, но не ранее чем за 30 минут.

8.3.10. При отсутствии радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда, в ночное время делать это по просьбе пассажиров.

8.3.11. Следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны, на двухпутных участках - с полевой стороны, а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера были все закрыты.

8.3.12. Обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами, кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях.

8.3.13. Оказывать пассажирам первую доврачебную помощь.

8.3.14. Непосредственная ответственность за сохранность РИД в пути следования возлагается на проводников вагонов. Запрещается вскрывать датчики РИД и извлекать из них источник излучения. О всех неисправностях РИД и УПС, происшедших в пути следования, проводники вагонов должны немедленно сообщать поездному электромеханику.

8.3.15. В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, а также в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник вагона должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы РС-97М взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате.

8.3.16. Во время движения пассажирского поезда торцовые двери тамбуров вагонов по концам состава должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцовые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок-«секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на «секретку» и замок под трехгранный ключ.

8.3.17. За 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.

8.3.18. После полной остановки поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к посадке и высадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить. При отправлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и запереть дверь и проводить станцию до конца платформы. Проводники хвостового и штабного вагонов провожают станцию до конца посадочной платформы с открытой дверью, после чего также запирают тамбурные двери.

8.3.19. При стоянке поезда на станции более 10 мин. проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и в зимнее время года при необходимости удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи ото льда и снега.

8.3.20. Проводники вагонов, стоящих на станциях пассажирских поездов, перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

8.3.21. Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, курения в не отведенных для этого местах, подключения в вагоне магнитофонов, мобильных телефонов, нагревательных и других электроприборов (кроме электробритв), не предусмотренных электрической схемой вагона, контролировать показания электроизмерительных приборов с отметкой в контрольном листе не менее четырех раз в сутки, сигнализации контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона.

8.3.22. В случаях отцепок и прицепок вагона в пути следования проводники обязаны проверять правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положения расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна.

8.3.23. На станции при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно проводник должен держать обе боковые двери рабочего тамбура вагона открытыми и следить за проходом пассажиров.

8.3.24. Проводник пассажирских вагонов перед отправлением поезда с промежуточной станции или после вынужденных остановок должен проверить отпуск тормоза по манометру, расположенному в тамбуре или служебном отделении вагона, а если позволяют условия - и по отходу тормозных колодок от поверхностей катания колес. Если вагон остается заторможенным, проводник обязан подать сигнал, запрещающий отправление поезда, или отпустить тормоз поводком выпускного клапана внутри вагона.

8.3.25. После отправления поезда проводник обязан закрыть дверь и проводить станцию, стоя у закрытой двери. С открытыми дверями вагона станцию провожают только проводники штабного и хвостового вагонов (тупиковая станция провожается проводником хвостового вагона при закрытой двери). Проводники должны наблюдать за движением поезда, в случае обнаружения неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к их устранению или, при необходимости, к остановке поезда.

8.3.26. При получении от пассажиров проездных документов после посадки в вагон проводник вагона должен погасить бланк основного проездного документа и контрольного купона с использованием ручного компостера, обеспечивающего разрушение голограммы на первом слое слипа за счет образования в зоне голограммы отверстия с ровными краями.

8.3.27. В поездах, следующих по территории Российской Федерации, проездной документ возвращается пассажиру, контрольный купон хранится у проводника.

В пункте назначения контрольные купоны за правый верхний угол сшиваются и сдаются проводником пассажирского вагона начальнику поезда.

Проводник пассажирского вагона при остановке в пути следования или прерывании поездки на оборотной стороне контрольного купона в поле «для служебных отметок» делает отметку «остановка на станции_(часы, число, месяц, год)_Подпись_» и отдает

Его (контрольный купон) пассажиру. В бланке ЛУ-72 делается запись следующего содержания: «Пассажир прервал поездку на ст._ж.д.». Проводник вагона совместно с начальником поезда составляют акт со своими подписями и подписью пассажира, делающего остановку в пути следования.

Если проездной документ без слипа, то начальник поезда совместно с проводником вагона составляет акт с указанием служебной строки проездного документа в 2-х экземплярах. Первый экземпляр сдается в кассу строгой отчетности, второй экземпляр подкалывается к бланкам ЛУ-72.

На слипы проездных документов (безденежных) составляется акт, в котором указываются порядковый и заводской номера вагона, количество безденежного постельного белья и его цена (в двух экземплярах), которые визируются инструктором резерва проводников и сдаются - один в приходную кассу депо (ДОП), второй подшивается к бланкам ЛУ-72.

На реализованное постельное белье составляется ведомость. Начальник поезда в ведомости указывает дату отчета, № поезда, ФИО начальника поезда, период рейса, количество полученного постельного белья, количество использованного постельного белья, из них реализованного по слипам, за плату, по актам, если таковые имеются, использованного служебного белья. Слипы проездных документов и первый экземпляр ведомости проверяются инструктором резерва проводников, визируются начальником резерва проводников.

Бланки ЛУ-72 со слипами и необходимыми документами хранятся в резерве проводников в течение 9 месяцев.

При обнаружении утери проводником принятых им на хранение от пассажиров проездных документов он должен немедленно сообщить начальнику поезда. Начальник поезда обязан составить акт, который вместе с ним подписывают пассажир и проводник вагона. Акт заверяют штемпелем станции, где поезд имеет остановку не менее 10 минут.

Данная станция выдает новые проездные документы до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этих документов "Взамен утерянного". Документы оформляются начальником поезда или проводником вагона в билетных кассах без участия пассажира.

8.3.28. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии в поезде радиосвязи помощник машиниста передает информацию проводнику первого вагона, а тот остальным проводникам и начальнику поезда.

8.3.29. При отцепке неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда.

8.3.30. При выявлении больного или подозрении на заболевание, при неожиданных родах проводник должен сообщить об этом начальнику пассажирского поезда. Заболевший пассажир или роженица могут быть высажены на ближайшей станции, где имеется медицинский пункт. При этом составляются акты о передаче больного пассажира или роженицы работникам медицинского пункта железнодорожной станции и дополнительных расходах постельного белья, описи вещей пассажира. В акте должна быть указаны ФИО медицинского работника, принявшего больного с его вещами, и ФИО и адрес пассажира-свидетеля.

При выявлении больного (больных) острыми кишечными инфекционными заболеваниями и пищевыми отравлениями проводник пассажирского поезда обязан:

Немедленно информировать о выявленном больном (больных) начальника пассажирского поезда по внутри поездной связи или через проводников соседних вагонов;

До прибытия медицинских работников изолировать больного (больных) в отдельном купе.

8.3.31. Проводник хвостового вагона в пути следования дополнительно обязан:

А) в соответствии с п. 16.45 Правил технической эксплуатации железных дорог на участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проверить видимость хвостовых сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда принять меры к его остановке;

Б) в случае прицепки или отцепки одного или группы вагонов в пути следования немедленно доложить об этом начальнику поезда, проверить правильность сцепления по положению сигнального отростка автосцепки и положение расцепного рычага в вертикальном пазу фиксирующего кронштейна. При отцепке неисправного вагона своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда;

В) при следовании поезда по перегону следить за ходом своего поезда, состоянием пути, быть внимательным ко всем сигналам;

Г) при наличии остановки поезда на перегоне для посадки и высадки пассажиров подавать сигнал отправления, убедившись, что посадка закончена;

Д) при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда производить ограждение по указанию машиниста, в случаях затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвостовой стороны поезда и если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи, с извещением об отправлении за ним другого поезда. Ограждение производится в порядке, предусмотренном главой пунктом 3.13 Инструкции по сигнализации.

Проводник вагона, ограждающий хвостовую часть остановившегося на перегоне пассажирского поезда, возвращается к составу только после подхода и остановки восстановительного (пожарного) поезда, вспомогательного локомотива, передачи ограждения другому работнику или по сигналу «Три длинных, два коротких».

8.3.32. Проводник при проверке или ревизии поезда обязан:

А) в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с отобранными у пассажиров контрольными купонами в поездах внутригосударственного сообщения, проездными документами и контрольными купонами в поездах сообщения с государствами СНГ, Литвой, Латвией, Эстонией. Сопровождать контролирующих лиц во время проведения ими проверки или ревизии вагона;

Б) предъявлять по требованию проверяющих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест;

В) давать необходимые пояснения по возникшим в процессе проверки или ревизии вагона вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;

Г) в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования белья и других нарушений совместно с начальником поезда дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков и только после этого подписать акт;

Д) в случае несогласия с действиями проверяющих лиц аргументированно изложить свое несогласие в объяснительной записке.

8.3.33. Обязанности проводника вагона для обеспечения безопасности следования поезда:

А) при отправлении поезда со станции, а также после остановки на перегоне проводник обязан по звуку контролировать полный отпуск автотормозов вагона. При движении вагона юзом обязан немедленно остановить поезд стоп-краном и вызвать начальника поезда или поездного электромеханика для установления причины неотпуска тормозов. При возникновении на ходу поезда неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, как-то:

Повышенная вибрация, посторонний стук и удары под вагоном, движение вагона юзом, возникновение задымления в салоне - немедленно остановить поезд стоп-краном и вызвать начальника поезда или ПЭМа для установления причины неисправности и дальнейшего принятия мер;

Б) в случае возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на щите управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время) и сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

В) при возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае срабатывания системы сигнализации нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном, по телефону или цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда для принятия оперативного решения и на ощупь проверить нагрев букс; в случае выхода из строя сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ) и невозможности устранить неисправность в пути следования проверку нагрева букс производить на ощупь при стоянках поезда более 5 минут, во время устранения неисправности вагона показывать сигнал остановки до окончания работ;

Г) при экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепления деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности в своем вагоне, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда.

После отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к остановке поезда.

При остановке пассажирского поезда на уклоне проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива "Тормозить" - три длинных свистка - должны привести в действие ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива "Отпустить тормоза" - два длинных свистка - отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах;

Д) в случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара, а затем убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда;

Е) при обслуживании локомотива одним машинистом, без помощника машиниста, проводник штабного вагона, получив от машиниста информацию в отсутствие начальника поезда, обязан немедленно сообщить ЛНП о ее содержании.

Обязанности проводника пассажирских вагонов при возникновении в вагоне пожара:

(Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в вагоне в пути следования поезда возлагается в пассажирских поездах на проводника вагона.

Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.)

А) остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом или в других местах, не допускающих эвакуации пассажиров и препятствующих тушению пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест;

Б) вызвать по цепочке начальника и электромеханика поезда, сообщить о пожаре проводникам соседних вагонов и машинисту локомотива;

В) все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и принимать участие в тушении пожара.

8.3.35. Обязанности проводника аварийного и соседнего вагонов при эвакуации пассажиров а) открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров;

Б) открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров, обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцовые двери (а при отсутствии высокой платформы - и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки.

Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты»;

В) вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей, не допуская паники;

Г) дежурный проводник производит эвакуацию пассажиров, а напарник с проводниками других вагонов, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для прохода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

8.3.36. Для обеспечения безопасности пассажиров при возникновении нештатных ситуаций проводник обязан:

А) в случае срабатывания в вагоне взрывного устройства остановить поезд стоп-краном, вызвать начальника пассажирского поезда, оказать первичную медицинскую помощь пассажирам. Порядок дальнейшего следования поезда определяет начальник пассажирского поезда вместе с машинистом локомотива. По имевшему место событию составляются акты о получении травм пассажирами и по общему случаю;

Б) при наружном обстреле пассажирского вагона проводник должен вызвать начальника пассажирского поезда, потребовать от пассажиров разместиться ниже оконных проемов;

В) при стрельбе внутри вагона сообщить об этом начальнику пассажирского поезда, эвакуировать пассажиров в соседние вагоны и вызвать работников милиции;

Г) при обнаружении в пассажирском вагоне подозрительных предметов, бесхозных вещей руководствоваться Памяткой для работников железнодорожного транспорта по действиям при анонимных сообщениях о террористических актах, обнаружении взрывных устройств, подозрительных лиц и предметов.

Проводнику запрещается ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС). При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика, а в случае его отсутствия - начальника поезда.

При необходимости ремонта электрооборудования, пультов и щитов управления проводник вагона должен сообщить об этом начальнику и электромеханику поезда.

8.3.37. Начальнику поезда и поездным работникам запрещается:

На электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона для осмотра, ремонта антенны радиопункта и других целей;

Производить осмотр и ремонт аппаратуры радиопункта под напряжением;

Производить осмотр и ремонт наружных штепсельных розеток, сигнальных фонарей и радио во время движения поезда;

Применять в электрических цепях нетиповые предохранители;

Перевозить в вагонах взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

Входить и выходить из вагона на ходу поезда;

Оставлять незакрытым радиокупе;

Хранить посторонние предметы, обтирочные материалы и топливо в котельных отделениях, в месте установки нагревательных приборов, в тамбурах, проходах, в ящиках (оболочках) с электрооборудованием и в межпотолочном пространстве;

Сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах;

Использовать для освещения открытый огонь (факелы, свечи), а также настольные лампы там, где это не предусмотрено;

Использовать для отогрева трубопроводов открытый огонь /факелы, шлак горящий и уголь/, раскаленные металлические предметы;

Подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона;

Растапливать котлы отопления, кипятильники при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

Производить посадку пассажиров без проездных документов, не получив разрешения начальника поезда;

Оставлять без надзора вагоны;

Не допускать посадки и высадки на ходу поезда. На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты.

8.4. Ответственность проводника вагона в пути следования за:

8.4.1. отказ пассажиру в посадке при наличии билета в данный вагон;

8.4.2. отказ пассажиру с билетом в данный поезд, но в другой вагон в посадке на станциях с кратковременными стоянками;

8.4.3. невыход из вагона на промежуточных станциях со стоянкой поезда по графику;

8.4.4. высадку пассажиров ранее или позднее станции назначения, указанной в билете;

8.4.5. отключение сигнализации контроля нагрева букс /СКНБ/;

8.4.6. необеспечение своевременных и безопасных условий посадки и высадки пассажиров;

8.4.7. несвоевременное заполнение бланков ЛУ-72 по учету населенности вагона и расхода постельного белья;

8.4.8. нарушение этики поведения при обслуживании пассажиров;

8.4.9. нарушение дежурным проводником установленной форменной одежды;

8.4.10. отсутствие на вагоне порядкового номера по схеме поезда;

8.4.11. закрытие одного из туалетов вагона для пользования пассажирами;

8.4.12. провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади;

8.4.13. повторное использование белья;

8.4.14. взимание стоимости за услуги больше установленной;

8.4.15. курение в служебном купе и салоне;

8.4.16. нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др. нарушения должностной инструкции ЦЛ-614.

Когда я ехал , пообщался и с начальником поезда, Косиновым Владимиром Николаевичем. Говорили мы с ним дважды и каждый раз более чем по часу, так что я довольно о многом смог его расспросить. Запись шла не под диктофон, я просто во время разговора делал пометки в блокноте и записывал некоторые цифры, а остальное всё записал по памяти, по свежим следам.
Ниже - интервью с ним.

Начальник поезда "Россия" Косинов В.Н. на ст. Хилок Заб.ж.д.


В. – вопрос (periskop)
О. – ответ (нач. поезда)

В. Владимир Николаевич, поскольку я представляю блог, ориентированный на транспорт, то вопросы у меня соответствующие. Конечно, мне интересна технология вашей работы и взаимодействие с пассажирами
О. Сергей Геннадьевич, готов отвечать. Давайте ваши вопросы:)

В. Хорошо. Для начала, как вы строите свой ритм жизни. Какой у вас график работы? Ведь поезд идёт 6 суток только в один конец.
О. Достаточно простой, 13 дней – рейс, столько же – отдых. И так по кругу.

В. Получается, 13 дней отдыха и по 6,5 дней рейс в один конец?
О. Да, так.

В. Значит, во Владивостоке вы отстаиваетесь недолго?
О. Да, полдня. Вечером по-местному приезжаем и около 10 утра следующего дня обратно.

В. Это ж ещё привыкнуть надо, к такому графику. А в бригаде проводников текучка есть?
О. Нет, у нас очень стабильно всё - люди за своё место держатся, текучки практически нет. Многие ездят со мной 15-18 лет подряд, работа на «России» считается очень престижной.

В. А почему так?
О. Коллектив давно сложился, да и поезд хороший по классу. Но конечно, не только это. Есть такая штука, как «паспорт доверия». Так вот, у нашей бригады он есть, «паспорт доверия», и это даёт в работе серьёзные преимущества для проводника.

В. И за что он присваивается?
О. За длительную работу без происшествий и проколов. Если мы зарекомендовали себя в течение 3-4 лет без значимых происшествий с нашей стороны, то вот тогда вручается «паспорт доверия». Причём он единый на всю бригаду, и не обезличенный - в этот паспорт вписаны все проводники бригады и конкретный начальник поезда.

В. А «паспорт доверия» могут отобрать?
О. Конечно, могут. Например, за провоз безбилетников, за реализацию алкоголя, за множественные претензии пассажиров (поток жалоб).

В. Получается, нечто вроде советского «Знака качества»?
О. Да.

В. И чем он хорош? Что даёт вам? Почёт и уважуху, как значок "ударника комтруда"? Или что более серьёзное?
О. Много чего даёт. Конечно, и в сфере оплаты тоже. Проводники с ним получают намного больше. Первый год после присвоения – 60% к окладу, второй год – 80%, и начиная с третьего – 100%, то есть вдвое. Поэтому за эту бригаду все держатся и между нами есть прямая заинтересованность во взаимовыручке, особено в сложных ситуациях.

В. Да, действительно. Это я понимаю, серьёзный стимул. А ещё?
О. И мне проще работать. С этим паспортом ревизоры нас проверяют реже, как минимум вдвое. Немалое дело, а так ведь это тоже много нервов отнимает. Всё это входит в его опции.

В. И много таких бригад, с паспортом?
О. На «России» у нас только две.

В. Да, немного совсем. Давайте теперь про ваших пассажиров поговорим. Иностранцев-то много в "России" ездит?
О. Да, много. Может быть, до четверти.

В. А эти иностранцы вообще едут на весь маршрут, или проезжают только какую-то часть?
О. Некоторые едут на весь, не без этого - но в основном делят его по Байкалу: от Москвы до Байкала и от Байкала до Владивостока. Или на три части, с Екатеринбургом, такое тоже часто. Ещё в Новосибирске останавливаются.

В. А из "наших" пассажиров многие едут от конца до конца?
О. Как правило, в поезде всегда есть 20-25 человек, которые едут на весь маршрут. Больше те, кто по требованиям. Это железнодорожники, военные, пограничники с Приморья. Изредка попадаются и путешественники, но это в основном летом.

В. Скажите, а иностранцы много проблем вам доставляют?
О. Да в общем-то нет... проблем от них мало.

В. Ну какие есть, например?
О. Любят засорять биотуалеты, кидают туда всякие предметы. Потом приходится возиться с этим, грязная и неприятная работа. А так, нормально с ними. Даже интересно: они как дети, едут, многим таким восхищаются, на что наш человек смотрит равнодушно. Например, шишки кедровые на станции продают, а они уже в восторге. Или вокзалами деревянными.

В. А наши пассажиры засоряют?
О. С нашими как раз таких проблем почти нет. Наши - по-другому доставляют: иногда могут выпить и затем выступать.

В. И часто такое бывает?
О. Нет, это сезонно. В основном вахтовики весной и осенью, у тех стабильные номера выступлений; так мы уже наготове и бдительны, когда они садятся. И ещё, когда едут дембеля в плацкарте. Тоже сезонно. Но я бы не сказал, что это часто бывает.

В. А кстати - раньше плацкартного вагона в «России» не было, так ведь?
О. Да, не было. Статус поезда был выше. Плацкарт ввели, кажется, лет 8-9 назад.

В. И как стало?
О. Мне кажется, стало хуже. К плацкарту у меня отношение отрицательное. У поезда была своя уникальная ниша, и теперь мы откатились назад. Зачем? Я считаю, что плацкарт конкретно с "России" лучше убрать. Для этого есть другие поезда - «сотка», например, 43-й хабаровский, читинский и другие.

В. Я вот был недавно на пассажирском форуме (весной), и там много говорили про реформу обязанностей проводников. Она до вас дошла?
О. Пока у нас всё по-прежнему, как были нагрузки 2-3 года назад, так и сейчас остались. Проводники работают посменно, полсуток через полсуток.

В. А что поменялось в последние 2-3 года?
О. Ну, например, много иностранцев стало ездить в плацкарте. Особенно южнокорейцы и японцы, китайцы. Раньше ниже купе не брали, а сейчас вот так. Молодёжь из европейских стран тоже берёт плацкарт. Иногда выкупают целыми отсеками.

В. Владимир Николаевич, неудивительно же - недешевый у вас поезд:) И сколько сейчас вагонов ходит в «России»?
О. До 2014-го было 12 вагонов, сейчас уменьшилось. Летом – от 7 до 10 вагонов, в том числе два плацкарта.

В. А люксы есть?
О. Нет, только СВ.

В. А почему люкс не ставят?
О. Ну, это уже не в моей компетенции.

В. А зимой состав уменьшается?
О. Да, может до 5 вагонов сократиться, в зависимости от спроса.

В. И какая заполняемость состава сейчас?
О. Весной и летом – стабильно 90%, иногда полные идём. Зимой – примерно на три четверти (75%). Но вообще это регулируется числом вагонов, то больше то меньше, поэтому заполняемость в них всегда высокая.

В. А какие проблемы для "России", кроме введения плацкарта, вы бы отметили? С позиции начальника поезда?
О. Неудобное расписание стало, после 14-го года.

В. Это как?
О. Мы Байкал стали проходить ночью по местному времени, причём в оба конца. Это крайне неудобно! И отпугивает многих пассажиров, потому что они ждут Байкал и разочаровываются, когда проходим его ночью. А заранее расписание не все смотрят - а кто смотрит, может и поменять решение на этапе планирования поездки. На мой взгляд, это снижает спрос. Раньше и много лет подряд расписание было удобнее, мы Байкал проходили днём.

В. Надо же, какой тонкий момент! Действительно, про такой нюанс я и не сообразил - ведь и я к вам в Улан-Удэ садился в 4 часа ночи. Скажите, вот такой щекотливый, но актуальный вопрос. А как у вас с душем в поезде?
О. Официально душа нет – но есть в штабном вагоне, где могут помыться работники бригады.

В. А пассажир может, при желании?
О. Пассажир – нет.

В. Но ведь поезд идёт очень долго, почему же это не введут?
О. Конечно, по-хорошему бы надо вводить, но это надо переоснащаться, чтобы душ был штатным и предусмотренным в схеме вагона устройством.

В. Я вот в прошлом году тестировал поезд Москва-Ницца, и там душ был в одном из двух туалетов. Имею в виду не люкс, а именно 1 и 2 класс, аналоги СВ и купе.
О. /разводит руками/ Ну да, новые международные вагоны этим оснащены, но у нас пока такого нет.

В. А хорошо бы!
О. Согласен.

В. А чай, как - разносите в подстаканниках? Не отказываетесь от них в пользу новомодных фарфоровых чашек?
О. Нет, в вагонах у нас чай в подстаканниках, как и положено в русском поезде. Да и удобно это. Устойчиво и реально удобно. Особенно когда дети. Но в вагоне-ресторане есть и чашки.

В. Подстаканники вносят ещё и особый колорит.
О. Конечно! Раньше иностранцы их ещё и активно покупали у нас.

В. Раньше? А сейчас тогда как?
О. А сейчас поменьше берут. Сейчас вообще стали менее охотно покупать дополнительные услуги. Года два примерно.

В. А вот ещё наболевший момент. Сейчас я застал «Россию» в особой тигровой раскраске. Красиво очень смотрится! Но это разовая акция. А в обычном порядке она как покрашена?
О. Да, сейчас вам повезло. В обычном рейсе - корпоративная раскраска.

В. Но почему??? Я не могу это понять. Ведь «Россия» – особый поезд, она всегда резко выделялась на Транссибе. Мне кажется, это довольно плохо, что её лишили собственного лица. Вот смотрите: у нас из Питера ходит «Красная стрела», она осталась в фирменной окраске, за что же обидели «Россию»?
О. Сергей Геннадьевич, не буду скрывать – мы в своём коллективе тоже были удивлены, когда его решили обезличить. Бесспорно, это получилось как понижение образа поезда и косвенно, снижение привлекательности в глазах пассажиров. Но вот так произошло.

В. Я считаю, что фирменный образ «России» надо вернуть!
О. Конечно, я тоже "за". Вы знаете, многие пассажиры, едущие не первый раз с нами, часто вспоминают ту, старую «Россию». 15 лет до этого она была трёхцветной, в цветах российского флага, а до этого была красной с огромными буквами «РОССИЯ» по всему вагону. И таблички у нас были особые, более крупные. Некоторое время были даже расписные картинки на бортах вагона.

В. В общем, не очень понятно, чем руководствовались при обезличивании.
О. Полагаю, так легче маневрировать парком вагонов. Но в имидже поезд проиграл.

В. Я обязательно напишу в блоге, что лишение образа "особого" поезда – это плохо. И вот ещё, может быть, мой вопрос незначительный, но всё же... По поводу маршрутных табличек на вагоне - куда они исчезли? И почему?
О. В 90-е годы их начали серьёзно воровать и вандалить. Снимали и в депо, и иногда даже умудрялись на станциях. Во второй половине нулевых стали ставить трафареты внутри.

В. Но это же видно информацию гораздо хуже?! Раньше можно было даже в движении поезд различить, куда и какой. А сейчас никаких шансов. Да и при посадке надо присматриваться.
О. Может быть. Но одной процедурой обслуживания теперь меньше и поменять маршрут можно быстрее.

В. Спасибо, ясно. А Вы вообще откуда на «Россию» пришли?
О. Вообще я сюда пришёл с северных маршрутов, ездил на Воркуту. После демобилизации (я служил гранатомётчиком в пехоте) попал на северные маршруты. Родом же - с Орловской области.

В. Прям таки коренная Россия у вас в происхождении получается! А какой-нибудь запоминающийся случай из вашей практики можете рассказать?
О. Да чего только не было! Всё-таки я езжу уже больше 30 лет, так что повидал многое. /задумывается/ Ну, наверное, больше всего запомнился случай, когда я, ещё молодым, по станции Печора в общем вагоне принимал роды.

В. Это как?
О. Получилось так: ехала женщина беременная в плацкартном, и за пять минут до прибытия на Печору начались у неё схватки. Пришлось из отсека всех выгонять, вызвали скорую, но всё началось раньше. Буквально минут на пять. И вот прибываем на станцию, а у неё пошёл ребёнок. Уклониться нельзя, пришлось принимать. Стою весь в крови и последе, только нагнулся – ребёнок выскользнул из рук и упал на полотенца постеленные (на полу). Правда, хорошо, что невысоко упал, потому что я нагнулся. А тут как раз и прибыли, прибежали врачи со скорой - и дальше уже они закончили дело. Вот так было. Сильно поволноваться пришлось. Это был 1987 год, зима. Но зато потом по всей Северной дороге у меня было большое уважение от сотрудников милиции. Всегда заходили на этой станции, со мной здоровались. Приятно, когда так.

В. Да уж... Тут поволнуешься...
О. А так много чего можно вспомнить, но сейчас не успеем.

В. Владимир Николаевич, большое спасибо за беседу!
О. И вам хорошей поездки! Если что - обращайтесь:)

UPD. По части расписания - с 11 декабря проход "России" Байкала будет днём , и поезд вернётся к своему многолетнему историческому графику. Но когда я брал интервью (30 сентября с.г.) - мы об этом ещё не знали, и констатировали существующее положение.

2.1. Проверить состав поездной бригады:

    Получить дорожные ведомости, форменные бланки для ведения учета и передачи сведений о свободных местах;

    провести инструктаж с работниками поездной бригады;

    получить картограмму от начальника вокзала о наличии свободных мест в вагонах поезда

      Произвести приемку вагонов состава в противопожарном, санитарно-техническом и зафиксировать в журнале готовности поезда.

Прим этом он должен проверить:

Правильность формирования состава, наличие в вагонах маршрутных досок и порядковых номеров;

Качество произведенного ремонта и экипировки вагонов;

Обеспеченность вагонов постельными принадлежностями;

Наличие в вагонах памятки пассажирам, расписания, ФИО проводников;

Исправность электрического оборудования вагонов, наличие первичных средств пожаротушения;

Исправность автоматической пожарной сигнализации.

      При подаче поезда к пассажирской платформе для посадки пассажиров начальник поезда обязан проверить, весь ли обслуживающий персонал поезда находится на своих местах, и обеспечить руководство посадкой пассажиров.

3.Обязанности начальника поезда в пути следования

    В конечных пунктах контролировать высадку и посадку пассажиров.

Начальнику поезда разрешается при наличии свободных мест в поезде допустить посадку транзитных пассажиров, не успевших приобрести билет в кассе и предъявить телеграмму о срочном выезде.

    В пути следования начальник поезда обязан:

Осуществлять технический контроль за исправным содержанием вагонов и нормальной работе вагонного оборудования;

Вместе с электромехаником контролировать системы отопления и холодильных установок.

Контроль за наличием у пассажиров проездных документов;

Принимать меры по обеспечению вагонов водой и топливом;

При ревизии поезда контролерами начальник поезда обязан проверить у них наличие документов на право ревизии пассажирских поездов;

    не менее 2-х раз в сутки контролировать правильность учета проводниками населенности вагонов, количества проездных билетов и расход постельного белья;

    Проверять санитарное состояние вагонов;

    По требованию пассажиров выдавать книгу отзывов и предложений;

    Принимать меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок;

    При отсутствии электромеханика заносить сведения об отклонениях от нормальной работы и отказах оборудования вагонов.

3.3. Поездное радио включается начальником поезда с 8-23 час. по установленному графику.

3.4. Обязательными должны быть передачи:

О правилах проезда и соблюдении пассажирами правили мер пожарной безопасности;

    О месте расположения вагона, где располагается начальник поезда;

    Информация о составе бригады;

    Объявления о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок;

    Информация об обязанностях проводника проводить влажную уборку в вагоне не менее 2-х раз в сутки, а в туалетах не менее 4-х раз в сутки;

    пути следования пассажирского поезда ответственность за выполнение требований пожарной безопасности возлагается на начальника поезда;

      При обнаружении пожара начальник поезда обязан:

Лично убедиться в полной эвакуации всех пассажиров вагона и организовать тушение загорания всеми имеющимися средствами пожаротушения.

Вызвать пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке вагона.

      При отцепке вагона совместно с начальником вокзала обязаны принять меры к прицепке другого вагона взамен отцепленного.и обеспечить пересадку пассажиров.с выдачей постельных принадлежностей взамен утративших.

      Об каждом случае отцепки вагона начальник поезда должен дать телеграмму в следующие адреса:

Депо приписки вагона;

    пассажирскую службу своей дороги или в управление дороги;

    начальнику своей дороги;

    главное управление МПС;

      Начальнику поезда запрещается:

На электрофицированных участках дороги подниматься на крышу вагонов для осмотра и ремонта радиоантены;

Осматривать и ремонтировать наружные штепсельные розетки, сигнальные фонари;

Применять нестандартные предохранители;

Входить и выходить на ходу;

Продавать спиртные напитки;

3.10 Начальник поезда несет ответственность за неправильные действия проводников.

Профессия начальника поезда очень интересна и ответственна, конечно. Есть в ней один существенный плюс - она стабильна как никогда. Даже в самые переломные периоды жизни государства, тяжелые экономические или политические кризисы в условиях закрытия или банкротства многих крупных объектов промышленности, железная дорога будет функционировать всегда. Перевозка грузов и пассажиров - это процесс, который может быть нарушен только в условиях войны. Но не будем о страшном. Давайте рассмотрим профессию начальник поезда в мирное время.

О категории руководителя

Эта профессия напоминает капитана, вот только впереди не бесконечные морские просторы и а тянущиеся практически от самого горизонта рельсы. Начальник выполняет свой в тесном купе. У него нет просторного кабинета.

Начальники поездов в России работают на "РЖД". Это такая всем известная аббревиатура. Расшифровывается она как Российские железные дороги. Сами же работники раскрывают ее по-своему, с долей профессионального юмора: "Редко живем дома". И это правда. Рейсы по продолжительности могут занимать от одних суток до нескольких недель. Вся профессиональная жизнь работника железной дороги проходит в дороге, да и не только профессиональная, а просто жизнь. Выбирают, как правило, такую профессию те люди, которым комфортно от частых переездов, смен часовых полисов и т. п. Можно сказать, что работники железной дороги - это настоящие искатели приключений. Но это лирика...

Чем занимается начальник поезда "РЖД"?

Как уже говорилось, данная профессия относится к категории руководителей, поэтому в его ведомстве находится все, что касается передвижения поезда и комфортабельного проезда в нем. В его неукоснительном подчинении находятся все проводники, а также персонал поезда, который отвечает за восстановление любых технических неполадок, начальник поезда отвечает за прибытие или отправление поезда (без опозданий), комфорт и безопасность, разбирает конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в дороге.

Образовательный ценз

На должность начальника поезда, осуществляющего перевоз пассажиров, вправе претендовать лицо, имеющее высшее образование по профессии и период работы в организации, обслуживающей пассажирские перевозки, от одного года или среднее образование по профессии и продолжительность работы соответственно от двух лет. На эту должность назначаются, а также освобождаются от нее только руководителем того предприятия, которое осуществляет перевозки. Существует специальный документ, в котором изложен перечень того, что должен знать работник, занимающий должность, свои обязанности, права и ответственность. Этот документ называется должностная инструкция начальника поезда.

Должностные обязанности

Должностные обязанности начальника поезда достаточно обширны, поскольку он контролирует все, что происходит с поездом (как внешние, так и внутренние факторы). Вот основные из них:

  • проводит технический контроль исправности функционирования вагонов в поезде;
  • выстраивает процесс работы приема вагонов в хорошем состоянии;
  • контролирует результаты ремонтных работ вагонов, соизмеряя их с установленными стандартами качества, исправность системы отопления, своевременное снабжение вагонов поезда водой, а также топливом, оснащение поезда средствами, обеспечивающими пожарную безопасность, медицинскую помощь;
  • создание условий для комфортного размещения пассажиров: наличие белья для сна, чая, некоторых продуктов для осуществления торговой деятельности, печатных изданий из области периодики и т. д.;
  • контролировать деятельность бригады поезда, отслеживать деятельность каждого с целью пресечения случаев нарушения трудовой дисциплины;
  • проведение инструктажа сотрудников и пассажиров о технике безопасности в поезде;
  • довести до бригады идею важности достижения высокого уровня обслуживания пассажиров;
  • не допускать сбоев в работе радио пункта пассажирского поезда;
  • своевременно подавать информацию станциям о количестве свободных и освобождающихся мест в пассажирском поезде на пути следования;
  • следить за тем, чтобы поезд двигался в соответствии с расписанием;
  • инспектирует размещения багажа в вагонах, а также тех лиц, которые используют проездной билет;
  • следить за удобным размещением в вагоне лиц определенной категории (инвалиды, страдающие тяжелыми заболеваниями, старики, женщины с маленькими детьми);
  • пресекать нарушения порядка и правил поведения на пути следования;
  • оказывать помощь пострадавшим в случае аварии;
  • проводить операции по составлению документов при пересечении границы пассажирским поездом;
  • осуществлять контроль деятельности пассажиров при пересечении границы, а также в пограничном районе;
  • сдавать вагоны для проведения ремонтных работ;
  • стремится к внедрению инновационных методов в работу по обслуживанию пассажиров.

Права должностного лица

Работа начальника поезда включает не только обязанности, руководитель имеет целый ряд прав. В частности, он имеет право:

  • активно представлять свои предложения своему руководству по усовершенствованию процесса обслуживания пассажиров на пути следования;
  • быть информированным, то есть получать от руководства информацию по вопросам своей деятельности;
  • вести документацию в рамках своей должности;
  • оказывать содействие в деятельности вышестоящему руководству.

Ответственность должностного лица

Должностная инструкция предполагает как права и обязанности в данной должности, так ответственность лица перед руководством. Как известно, прав и обязанностей не бывает без ответственности. Вот некоторые их них:

  • предполагается наказание за несоблюдение правил в исполнении возложенных на него должностных обязанностей, которые предусмотрены должностной инструкцией начальника поезда;
  • за нарушение прав в процессе своей непосредственной профессиональной деятельности;
  • предусмотрено наказание за нанесение ущерба.

А какие виды поездов бывают?

В своем арсенале имеют широкий спектр скоростной, скорый, пассажирский, электричка, туристический, восстановительный, пожарный и так далее. К примеру, не всем понятно назначение Его предназначение состоит в том, чтобы ликвидировать последствия аварий, которые произошли на железнодорожных путях: столкновение локомотивов, сход с рельсов. Руководителем на данном виде транспорта является начальник восстановительного поезда.

Такие поезда всегда оснащены подъемным краном, другими приспособлениями для поднятия крупногабаритных и достаточно тяжелых грузов, тягачами, бульдозерами, оборудованием для проведения сварки и даже имеют собственные электростанции (для восстановления снабжения электроэнергией). Поезд даже может участвовать в тушении пожара, но для данной цели созданы специальные поезда. Их так и называют - пожарные.

В область профессиональной деятельности начальника пожарного поезда входит: проведение разведывательных операций в области пожара, мониторинга выброса допустимого количества токсичных веществ при пожаре, осуществление непосредственно самих мероприятий по пожаротушению, оказание необходимой медицинской помощи пострадавшим и так далее.

В итоге

Начальником какого бы вида грузового, товарного, скорого пожарного и т. д.) должностное лицо бы не было, необходимо помнить об ответственности не только перед собой, но и перед огромным количеством людей. Требования к должности начальника поезда очень велики, руководство по отбору должности проводит целый конкурс. И всегда надо оставаться человеком, каким бы начальником он не был!