Бизнес портал - Гарнизон

Какие цели трудовой деятельности. "Цели, задачи, методы и средства руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста.". Особенности влияния мотивации на формирование целей труда

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи­вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста­новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи­тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че­ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы­ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об­служивание материальных предметов. В экономической сфере не­производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то­варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал­ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату­ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ­водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи­ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо­щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи­вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо­собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ­ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не­скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо­лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея­тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис­ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди­ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив­ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера­ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от­дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова­тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди­видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз­награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо­вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ­ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали­чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про­фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи­ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо­чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо­кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру­ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз­можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо­вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по­зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини­циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно­ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест­но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе­ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе­ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю­дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе­зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав­мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника­ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу­манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля­ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо­бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы­вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело­век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше­ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту­альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу­чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи­тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле­жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус­ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач­ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея­тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по­мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз­вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж­ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез­мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви­ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра­сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер­шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по­зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про­цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро­лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг­рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни­ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво­лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си­туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило­жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес­сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум­ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио­нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин­дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме­ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро­шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».


Вернуться назад на

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Гностические профессии. «Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами), или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений».

«Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств.

Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах».

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения), на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус), на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада), на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус). Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него.

Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню.

А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней).

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

Профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

Профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

Профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.

Posted On 07.04.2018

– физический

– умственный (оперативный, операторский, творческий)

По средствам труда:

– ручной

– механизированный

– автоматизированный

– автоматический

По условиям труда :

– комфортные

– экстремальные

– вредные, опасные

По организации труда:

– статический

– динамический

– монотонный

– индивидуальный

– коллективный

По требованиям к субъекту труда:

– уровень способностей

– профобразование

– профопыт

– состояние здоровья

– физическое развитие

Человек-оператор человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Необходимо отметить, что выявление значимости того или иного признака по каждому из компонентов деятельности применительно к конкретной профессии или специальности требует проведения психологического анализа этой деятельности, построения профессиограммы и психограммы трудового процесса (Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979; Климов Е.А., 1996; «Основы инженерной психологии», 1986). Представленный перечень классификационных признаков трудовой деятельности является, в известной мере, условным – некоторые виды деятельности по определенным компонентам могут характеризоваться не одним, а несколькими признаками: например, деятельность руководителя смены операторов АЭС по содержанию относится к категории оперативного и операторского труда, а летчиков международных линий – к категории операторского труда с элементами физической нагрузки статического (поза) и динамического (работа со штурвалом, рычагами, педалями) характера.

В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и проектирования. Такое положение обусловливается:

1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, – появлением новых профессий операторского профиля;

2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС;

3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина–среда» (Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998).

23.2. Система «человек–машина–среда»

Система «человек–машина–среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» (1982) человек- оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Все многочисленные системы «человек–машина–среда» имеют ряд общих черт, Они, как правило, являются:

1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени структуры и (или) взаимосвязей компонентов;

2) целеустремленными системами, то есть преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено включением в систему человека;

3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы;

4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определяется целенаправленной деятельностью человека.

Таким образом, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.

Основу классификации СЧМС (рис. 23-2) составляют четыре группы признаков:

целевое назначение системы,

характеристики человеческого звена,

тип и структура машинного звена и

тип взаимодействия компонентов системы.

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:

– управляющие (задачей человека является управление машиной – автомобилем, самолетом, прокатным станом и др.);

– обслуживающие, к которым относятся контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение);

Рис. 23-2. Классификация СЧМС

– обучающие, например тренажеры и имитаторы (обеспечивают выработку у человека определенных навыков);

– информационные – локационные и информационно-поисковые системы (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);

– исследовательские – информационно-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).

По характеристикам человеческого звена СЧМС делятся на моносистемы (в их состав входит один человек и одно или несколько технических устройств) и полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств).

По характеристикам машинного звена можно выделить:

1) инструментальные системы (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);

2) простые системы (включают стационарное и нестационарное техническое устройство и человека, использующего эти устройства);

3) сложные системы, например энергетическая установка, вычислительный комплекс (включают помимо человека совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению устройств и машин для получения единого продукта);

4) системотехнические комплексы (наиболее сложные СЧМС с коллективом операторов, участвующим в использовании этих систем, и не полностью определенными связями).

По типу функциональных связей человека и машины СЧМС подразделяются на системы непрерывного взаимодействия, в которых человек ведет постоянный контроль и управление движущимся объектом или технологическим процессам, и системы эпизодического взаимодействия, в которых контроль и управление осуществляются регулярно («оператор–ЭВМ») или вероятностно («оператор – система целенаправленного контроля», «наладчик–станок»).

Любая СЧМС должна обладать заданными свойствами, которые закладываются в нее при проектировании и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойствами СЧМС понимаются ее объективные особенности, проявляющиеся в процессе эксплуатации. Количественные характеристики того или иного свойства называются показателями качества СЧМС. Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:

1. Быстродействие (время регулирования) – определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру СЧМС:

где Тц – время задержки (обработки) информации в i -ом звене СЧМС, k – число последовательно соединенных звеньев СЧМС, в качестве которых могут выступать как технические звенья, так и операторы.

2. Надежность – характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМС задач. Оценивается вероятностью правильного решения задачи, которая по статистическим данным определяется отношением:

где Мош и N – соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач.

3. Точность работы оператора – определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого или измеряемого оператором, от заданного или номинального значения. Количественно точность работы оценивается величиной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:

где Пн – номинальное или заданное значение параметра, Поп – фактически измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра.

4. Своевременность решения задачи СЧМС – оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

где Рсв – вероятность своевременного решения, М нс – число несвоевременных решений, N – общее число решений задач.

5. Безопасность труда человека в СЧМС – оценивается вероятностью безопасной работы:

где Рвоз – вероятность возникновения опасной или вредной для человека производственной ситуации i -типа, Рош – вероятность неправильных действий оператора в i -ситуации, n – число возможных травмоопасных ситуаций.

6. Степень автоматизации СЧМС – характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами, и определяется по формуле:

где Ка – коэффициент автоматизации, Ноп – количество информации, перерабатываемой оператором, Нсчмс – количество информации, циркулирующей в СЧМС.

Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показатели – эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Понятие о профессиографии. Профессиограмма. Психограмма. Профессиокарта.

Эмоции. Определение. Компоненты эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Влияний эмоций на деятельность человека.

4. Память: понятие, характеристики, виды. Стадии фиксации памяти. Память и научение. Методы и приемы улучшения памяти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность труда»

Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. Основные задачи службы охраны труда на предприятии Обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда..

Несчастный случай на производстве. Первоочередные мероприятия, осуществляемые в связи с несчастным случаем на производстве. Порядок расследования несчастного случаев на производстве. Порядок оформления материалов расследования несчастного случая на производстве.

Особенности охраны труда женщин. Льготы для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Особенности охраны труда лиц, моложе 18 лет. Льготы и компенсации за тяжелые, вредные и опасные условия труда.

Терминальное состояние. Причины. Клиническая смерть. Факторы, влияющие на продолжительность клинической смерти. Признаки клинической смерти (абсолютные и относительные).

Вид трудовой деятельности

Комплекс первичных реанимационных мероприятий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология профессиональной деятельности»

1. Деятельность: понятие, основные формы. Структура трудовой деятельности. Параметры и специфика трудовой деятельности. Общие требования к трудовой деятельности. Профессия и специальность. Классификация профессий.

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Основные формы деятельности :

  • трудовая деятельность;
  • учебная деятельность
  • досуг.
  • игра;

Высшей формой деятельности человека является труд

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Учебная деятельность - деятельность, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Досуг - это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Игра - это особый вид человеческой активности, (возможна как форма развлечения), созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы

1) сознательно поставленные цели - для чего осуществляется деятельность?

2) предметы труда - то, что преобразуется в процессе деятельности (материалы, люди)

3) средства труда - с помощью чего происходит преобразование (устройства, приборы, механизмы)

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе деятельности;

5) трудовые операции -действия трудовой деятельности

Параметры и специфика трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Специфику трудовой деятельности человека определяют те функции, которые он выполняет, степень их разнообразия и сложности, уровень самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности определяется спецификой трудовой деятельности и, прежде всего, конкретным содержания труда и ее местом в системе разделения труда.

Общие требования к трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда.

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1505 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи-вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста-новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи-тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че-ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об-служивание материальных предметов. В экономической сфере не-производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то-варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен-ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал-ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату-ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ-водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо-щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи-вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш-ленном производстве физический труд все более заменялся ум-ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто-янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум-ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо-собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ-ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не-скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо-лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея-тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис-ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех-нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди-ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе-раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро-вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис-пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив-ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера-ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от-дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова-тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди-видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло-жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо-лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор-мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс-ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей-ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз-награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо-вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники.

Профессией называ-ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали-чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про-фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи-ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо-чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо-кое качество выполняемой им работы.

Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру-ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз-можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо-вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по-зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини-циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре-бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло-гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно-ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест-но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе-ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе-ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю-дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе-зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло-вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д.

Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав-мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ-ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника-ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу-манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор-чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы-сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля-ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо-бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы-вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело-век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше-ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту-альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу-чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи-тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле-жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус-ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач-ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея-тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по-мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз-вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж-ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез-мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви-ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра-сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер-шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по-зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про-цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро-лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг-рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни-ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво-лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си-туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни.

Вид трудовой деятельности

Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило-жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес-сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум-ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио-нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин-дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме-ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро-шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3460 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.004 с)…

Одним из обстоятельств формирования уровня занятости является содержание труда, предуготовляющее удовлетворенность работников в труде. Если еще совершенно недавно, в конце 1990– х гг., оплата труда, уверенность в завтрашнем дне и социальная защита захватывали высшие позиции в иерархии трудовой мотивации российского населения, то в настоящее время на первый план уже стали выходить содержание труда и возможность профессионального и карьерного роста. Даже при неимении работы большинство граждан, располагая некоторым уровнем обеспеченности в семье, находятся в поиске не работы вообще, а места применения своих сил согласно полученной специальности, профессии, квалификации, а также духовным запросам. Такая форма занятости наиболее рациональна, так как востребованы знания, на которые были потрачены материальные и духовные силы общества, точно использован его интеллектуальный потенциал.

Содержание труда олицетворяет комплекс характеристик определенного полезного труда, которые связаны с его технологической основой при обусловленной насыщенности орудиями труда, степени механизации и автоматизации трудовых функций и организации производства. Модифицирование содержания труда прямо связано с развитием производительных сил общества и зависит от трех групп факторов:

1) технологии производства;

2) механизации и автоматизации производства;

3) организации производства.

К определению «содержание труда» присоединяется другое имеющее существенное значение для характеристики конкретных трудовых функций, – содержательность труда. Они соединены между собой как общее и частное. Содержание труда передает обобщенное представление о труде как о трудовом процессе в целом и определенной сфере человеческой деятельности. Содержательность труда представляет собой характеристику работы определенных категорий работников: оператора, мастера, бригадира, может быть, и производственного коллектива. Оценка содержательности труда представляет собой подробное рассмотрение осуществляемых работниками функций, применяемых ими данных. Для изучения конкретных технических новшеств с учетом их влияния на изменения в функциях труда приоритет должен быть передан изучению содержательности труда.

Сюда входят:

1) функции труда;

2) способы их исполнения (ручной или механизированный);

3) сложность труда;

4) его тяжесть;

5) монотонность;

7) интенсивность;

8) организация.

Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом. Суть содержания труда открывается прямо через функции труда (управление, контроль, подсобные работы и т. д.). В то же время научно-технический прогресс трансформирует не только функции труда, но и такие его параметры, как тяжесть, сложность, интенсивность. Значительное влияние на сочетание функций труда рабочих оказывают и формы организации труда.

Изменения, которые происходят с функциями труда, означают сдвиг в профессионально-квалификационной структуре занятых к разделению их по типам труда с многообразным содержанием: ручным – механизированным, физическим – умственным, тяжелым – нетяжелым, монотонным – разнообразным. Исследование рациональных структурных соотношении в составе занятых по видам труда и выступает как задача социальной статистики в изучении содержания труда.

Изучение трансформаций в профессиональном, функциональном, квалификационном составе работников, а также в их разделении по видам труда выступает как сущность статистического исследования трансформаций в содержании труда. Объект учета в данном случае представляет собой не процесс труда, а обобщенность работников и рабочих мест, на которых они осуществляют работу.

Набор потребностей, которые люди стремятся удовлетворить на работе, может изменяться не только в зависимости от профессиональной группы, внешних условий, но и от возраста работника, его семейного положения, этапа карьеры. Если на первом этапе работы в организации для работника на первый план могут выходить мотивы, которые связаны с ориентацией в работе, с установлением личных контактов с коллегами, то в дальнейшем, когда новичок акклиматизировался в полной мере, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном и профессиональном росте. Точно также рост оплаты труда, улучшение социальных условий способно значительно отразиться на иерархии трудовых мотивов работников.

Сравнение потребностей работников в начале и в середине карьеры приведены в таблице 11.

Ведущая фирма по консультированию в сфере компенсаций Watson-Wyatt произвела опрос разных групп сотрудников относительно льгот, которые они предпочитают.

Виды трудовой деятельности

Итоги представлены в таблице 12. Например, оказалось, что для тех, кому за 50, на первом месте стоит совокупный доход (оклад плюс бонус), превышающий средний уровень. Те, кому нет 30, больше всего ценят потенциал профессионального роста, развитие мастерства и гибкий рабочий график. Итак, видно, что эти предпочтения видоизменяются со временем, а также в зависимости от экономических и личных обстоятельств работников.


Содержание труда не представляет собой единственный фактор образования уровня занятости на территории. Состояние рынка труда характеризуется зависимостью от благосостояния граждан, от уровня доходов, получаемых ими за соответствующую работу. Соответственно, низкий уровень вознаграждения за труд определяет вторичную занятость, ведет к низкой интенсивности труда.

4. Деятельность

Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем достижения сознательно поставленной цели. В структуре деятельности выделяют цели и мотивы То к чему стремится человек, есть цель деятельности а то почему он это делает, – мотив деятельности. Деятельность подразделяется на отдельные элементы, которые называются действиями.

Виды действий

1. Внешние (можно наблюдать со стороны) – внутренние (скрыты от глаз, совершаются во внутреннем плане). По мере освоения той или иной деятельности внешние действия могут переходить во внутренние.

1.9. Виды и условия трудовой деятельности человека

Такой процесс называется интериоризацией: например, сначала ребенок учится читать вслух, а затем про себя. Обратный процесс, когда в выполнении деятельности возникают какие-либо затруднения и внутренние действия переходят во внешний план называется экстериоризацией.

2. Произвольные (волевые) – непроизвольные (импульсивные). Непроизвольные действия осуществляются под действием сильных, часто неожиданных раздражителей, сильных чувств. Произвольные действия продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий.

Этапы деятельности

1. Постановка цели.

Этот этап может быть осложнен, если в процессе постановки цели человек должен осуществить выбор между несколькими мотивами. В этом случае налицо борьба мотивов: например, пойти погулять или подготовиться к экзамену.

2. Планирование работы.

На этом этапе выбираются оптимальные операции и средства, способствующие достижению цели.

Операция – способ выполнения деятельности, который определяется наличием у человека определенных умений и навыков, а также условиями, в которых выполняется эта деятельность.

Средства выполнения деятельности – это те объекты, которые призваны помочь в выполнении деятельности: например, конспекты лекций.

3. Выполнение деятельности.

Здесь используются найденные ранее оптимальные средства и операции.

4. Контрольная часть – проверяются результаты, исправляются ошибки, подводятся итоги, делаются выводы. Современный человек выполняет большое количество самых различных видов деятельности в зависимости от своих потребностей. Видами деятельности являются общение, игра, учение, труд.

Общение – вид деятельности, который первым возникает в ходе онтогенетического развития человека.

Его основная цель – это обмен информацией между людьми.

Игра – деятельность, в процессе выполнения которой появляется материальный или идеальный продукт (исключение составляют деловые и конструкторские игры).

Труд – деятельность, в ходе которой производятся предметы духовной и материальной культуры, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, развиваются наука, техника, производство, творчество.

Умения – отдельные элементы деятельности, которые позволяют выполнять деятельность с высоким уровнем качества.

Навык – это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания.

Привычка – непреодолимое стремление человека выполнять определенные действия.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные) , преобразующие (четыре группы) , изыскательские.

Гностические профессии. "Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами) , или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация - сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование - углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений." .

"Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств. Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах."

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения) , на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус) , на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада) , на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус) . Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него. Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню. А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней) .

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

· профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

· профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

· профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.