Бизнес портал - Гарнизон

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики

- 620.50 Кб
Стр.
Введение 2
1. Расчет нагрузок городка 3
2. Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций 4
3. Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением

свыше 1 кВ

9
4. Электрический расчет сети выше 1 кВ 10
5. Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ 12
6. Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ 17
7. Выбор средств защиты от перенапряжения 23
8. Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети 24
9. Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка 25
10. Заключение 26
12. Список использованной литературы и источников 27

НВВИКУ 1402.25.01.ПЗ
Кол . Разработка схемы

электроснабжения

военного городка

Стадия Лист Листов
Изм уч. Лист док Подп. Дата
КП 1 28
Выполнил Акмазиков Н.В.
Проверил Мещеряков И.И.
НВВИКУ 2072


      Введение

Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного городка» представляет собой разработку технического проекта питающей линии и распределительной сети военного городка.

В качестве исходных данных для проектирования выдается генеральный план военного городка со спецификацией, топографическая карта местности с нанесенными существующими линиями электропередачи и указанными координатами строящегося городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

1. Расчёт нагрузок городка

Определение расчётной мощности электроприёмников военного городка является главной задачёй при проектировании электрической сети. Расчетные нагрузки зданий определяются в зависимости от установленной (номинальной) мощности нагрузок P у по формуле:

P р =0,9 ּ 11,9=10,7 кВт

где коэффициент спроса, учитывающий неодновременность включения, неравномерность нагрузки, К.П.Д. потребителей и потери в сети.

На стадии технического проекта при отсутствии подробных данных об электроприемниках P у определяют по средней удельной мощности нагрузки P уд на 10 м 2 площади здания отдельно от осветительной и силовой нагрузок:

Р уд = Р × S,

где S площадь здания в м 2 с учетом числа этажей.

P уд =40 ּ 792/1000=31,7 кВт

Расчет нагрузки городка в целом производят по формуле, куда подставляют значение полной мощности, так как расчет трансформаторных подстанций я произвожу руководствуясь ее значениями:

,

где К нм = 1 для сети напряжением до 380 В.

К нм = 0,9 для распределительной сети напряжением 6…20 кВ.

К нм = 0,81 для питающей сети напряжением 6…20 кВ.

S расч =0,9 ּ 1549,89=1394,9 кВА

Расчетная таблица нагрузок городка дана в Приложении 1

2. Выбор числа, мощности и мест установки

трансформаторных подстанций

Число и мощность трансформаторных подстанций (ТП) выбираем исходя из экономических соображений в зависимости от поверхностной плотности нагрузок городка в целом. Для нахождения числа ТП необходимо определить в начале оптимальную мощность ТП, при которой суммарные расчетные затраты минимальны. ЕЕ определяют по формуле:

где G поверхностная плотность нагрузок городка, кВА/га;

S опт =24 3 37,9 2 =270,72 кВА

К - коэффициент, зависящий от номинального напряжения распределительной сети, удельной протяжённости линии на 1 га площади, допустимой потери напряжения в сети, материала провода, стоимости сооружения ТП и распределительных сетей, отчислений на ремонт и обслуживание.

Поверхностная плотность нагрузки определяется по формуле:

, кВA/га,

где S площадь городка.

G=1394,9/36,75=37,9 кВA/га

Коэффициент К при напряжении 380/220 В плотности нагрузок 10…60 кВA/га, удельной протяженности линии 0,2 км/га и алюминиевых проводов принимается равным 20…24.

Число подстанций определяется в зависимости от оптимальной мощности ТП по формуле:

N=1394,9/270,72=5,16~ 6 шт

Площадь городка, с целью выбора более оптимального числа ТП, берется равной 36,75 га.

Первая зона:

Р=353,7 кВт

Q=139,4 кВар

cos j = 0,93

Так как cos j в пределах допустимого, то КУ в данной зоне применять нецелесообразно.

По расчетным данным выбираем трансформатор ТМ-400 6/04, мощностью 400 кВА.

Так как в зоне находятся потребители 2 категории, то ТП будет содержать 2 трансформатора.

Вторая зона:

Р=150,32 кВт

Q=31,77 кВар

cos j = 0,97

j = 0,97 лежит в пределах допустимого.

Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4. Так как в зоне расположены потребители 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Третья зона:

Р=479,19 кВт

Q=170,33 кВар

cos j = 0,94

Компенсирующее устройство не используется, так как cos j = 0,94 лежит в пределах допустимого.

Используется трансформатор ТМ-630 6/0,4, мощностью 630 кВА.

Так как в зоне не расположены потребители 2 категории, то на ТП будет 1 трансформатор.

Четвертая зона:

Р=220 кВт

Q=112,94 кВт

cos j = 0,88

Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-75 У3. cos j = 0,98.

Используется трансформатор ТМ-250 6/0,4, мощностью 250 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Пятая зона:

Р=132,8 кВт

Q=85,83 кВАР

cos j = 0,83

Так как cos j j = 0,96.


Шестая зона:

Р=127,47 кВт

Q=83,37 кВАР

cos j = 0,83

Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-50 У3. cos j = 0,96.

Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4, мощностью 160 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Место расположений подстанций ТП 1 6

ТП 1

Описание работы

Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного го-родка» представляет собой разработку технического проекта пи-тающей линии и распределительной сети военного городка.
В качестве исходных данных для проектирования выдается ге-неральный план военного городка со спецификацией, топогра-фическая карта местности с нанесенными существующими ли-ниями электропередачи и указанными координатами строящего-ся городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

Содержание

Введение
Расчет нагрузок городка
Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций
Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением
свыше 1 кВ
Электрический расчет сети выше 1 кВ
Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ
Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ
Выбор средств защиты от перенапряжения
Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети
Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка
Заключение
Список использованной литературы и источников

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Электроэнергетическое обеспечение имеет целью обеспечение войсковых потребителей электроэнергией требуемого количества и качества в мирное и военное время. Задачами электроэнергетического обеспечения являются: электроснабжение пунктов управления, медицинских пунктов, полевых фортификационных сооружений, питание инженерных электротехнических средств, устройство электризуемых заграждений, электроснабжение войсковых объектов бытового и хозяйственного назначения.

Для решения задач электроэнергетического обеспечения используются табельные войсковые электротехнические средства, а также местные электрические сети и источники электроэнергии.

Войсковые источники электроэнергии подразделяют на электроагрегаты и электростанции.

Электроагрегат - это автономный источник электроэнергии, состоящий из смонтированных на общей раме двигателя внутреннего сгорания и генератора и укомплектованный щитом управления и вспомогательным оборудованием. Бензиновые и дизельные электроагрегаты выпускаются в различных исполнениях по роду тока, частоте и напряжению. Они нашли широкое применение е качестве основных и резервных источников электроэнергии для питания комплексов вооружения и военной техники, силового электропривода инженерной техники, механизмов и инструмента, освещения и других целей.

Электростанции подразделяют по назначению на типы: зарядные, осветительные, механизации работ (инженерные) и силовые.

Войсковые зарядные электростанции предназначены для заряда и проведения контрольно-тренировочных циклов щелочных и кислотных аккумуляторных батарей различного назначения в полевых и стационарных условиях. Зарядные электростанции выпускаются на мощности 0,5, 2, 4, 8, 16 и 30 кВт. В состав зарядных электростанций входят: электроагрегат постоянного тока; универсальное зарядно-распределительное устройство; комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей, обеспечивающих проведение заряда и разряда аккумуляторов, приготовление и заливку электролита; комплект расходных материалов; транспортное средство или комплект укупорки.

Войсковые осветительные электростанции предназначены для освещения позиций войск и военных объектов, а также для питания различных потребителей переменным током напряжением 220В, частотой 50 Гц. Осветительные электростанции выпускаются на мощности 0,5, 2, 4, 8, 16 и 30 кВт. В состав осветительной электростанции входят: унифицированный электроагрегат (бензиновый или дизельный) переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц; комплект осветительных средств; комплект кабельной сети; комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей; транспортное средство (прицеп или кузов-фургон на автомобиле).



Электростанции механизации работ (инженерные электростанции) предназначены для обеспечения выполнения военно-инженерных работ по разработке грунтов, заготовке деревянных конструкций, резке и сварке металлов, проведении спасательных работ. Инженерные электростанции выпускаются на мощность 16 кВт, ранее выпускались на мощность 8 кВт. В состав электростанции входят: транспортное средство (автомобиль), источник электроэнергии переменного тока (генератор отбора мощности от двигателя базового автомобиля или унифицированный бензоэлектрический агрегат); комплект электрифицированного инструмента и оборудования; комплект кабельной сети; комплект осветительных средств; комплект контрольно-измерительных приборов; комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей.

Силовые электростанции предназначены для питания различных потребителей переменным трехфазным током напряжением 220 или 380 В, частотой 50 или 400 Гц и используются в качестве основных или резервных источников электроэнергии для электроснабжения передвижных и стационарных военных объектов. Силовые электростанции выпускаются на мощности 8, 16, 30, 60, 100, 200 и 500 кВт. В состав электростанции входят: электроагрегат, кабель для подключения нагрузки; автоприцеп.

  • Григорьев В.В., Быстров С.В., Бойков В.И., Болтунов Г.И., Мансурова О.К. Цифровые системы управления (Документ)
  • Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы (Документ)
  • Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте (Документ)
  • Кульмач П.П. Якорные системы удержания плавучих объектов (Документ)
  • Холоднов В.А. Системный анализ и принятие решений. Компьютерное моделирование и оптимизация объектов химической технологии в MathCad и Excel (Документ)
  • Кириллов Н.П. Признаки класса и определение понятия технические системы (Документ)
  • Костин В.Н. Электропитающие системы и электрические сети (Документ)
  • Лекции - Основы автоматизации (часть 1) (Документ)
  • Рабочая тетрадь проектировщика Основы проектирования гибридной распрделённой системы видеонаблюдения (Документ)
  • Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий (Документ)
  • n1.doc

    политехнический университет
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербургский государственный

    политехнический университет

    _____________
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    __________________________________________

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов
    Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

    курса “Эксплуатация военных передвижных энергоустановок”

    Санкт-Петербург

    Издательство

    Дизель-генератор ДГМ-100. Назначение, устройство и принцип работы. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины курса «Эксплуатация военных передвижных энергоустановок» /А.В. Завацкий, П.Ю. Полозов. СПб.: Изд-во « », 2005. 138 с.

    В методических рекомендациях рассматривается вопросы изучения дисциплины «Дизель-генераторные установки», входящей в курс « Военно-техническая подготовка», раскрываются вопросы устройства и эксплуатации дизельных двигателей и генераторов.

    Предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях России по программам подготовки офицеров запаса.

    © Факультет военного обучения СПб ГПУ, 2005

    Глава 1. 8

    1.1. Назначение, классификация и область применения ДВС. Этапы развития. 8

    1.1.1. История развития ДВС и область применения. 8

    1.1.2. Классификация двигателей внутреннего сгорания. 14

    1.1.3. Маркировка двигателей внутреннего сгорания. 15

    1.2. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания. 16

    1.2.1. Принцип работы 4-х тактного двигателя. 16

    1.2.2. Принцип работы 2-х тактного дизеля. 21

    1.3. Назначение, состав, технические данные дизель-генератора ДГМ-100-Т/400А и его устройство. 23

    1.3.1. Назначение дизель-генератора. 23

    1.3.2. Состав дизель-генератора. 23

    1.3.3. Технические данные дизель-генератора. 24

    1.3.4. Технические данные дизеля 1Д20. 25

    1.3.5. Состав дизеля 1Д20. 26

    1.3.6. Устройство дизеля 1Д20. 26

    1.4. Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм дизеля 1Д20. 29

    1.4.1. Блок-картер дизеля 1Д20. 29

    1.4.2. Назначение КШМ и коленчатого вала. 30

    1.4.3. Назначение и устройство шатунной группы. 31

    1.4.4. Назначение и устройство поршневой группы. 32

    1.4.5. Уравновешивающий механизм. 33

    1.5. Механизмы газораспределения и передачи. 33

    1.5.1. Головка блока цилиндров. 33

    1.5.2. Механизмы газораспределения. 35

    1.5.3. Механизм передач. 38

    1.6. Система питания топливом. 39

    1.6.1. Назначение, состав и принцип работы системы топливопитания. 39

    1.6.2. Назначение, состав и устройство составных частей системы топливопитания. 40

    1.7. Система смазки. 49

    1.7.1. Назначение, состав и схема работы. 49

    1.7.2. Устройство составных частей. 51

    1.8. Система охлаждения и подогрева. 58

    1.8.1. Назначение, состав и принцип работы системы охлаждения. 58

    1.8.2. Устройство составных частей системы охлаждения. 59

    1.8.3. Система подогрева. 63

    1.9. Система воздухопуска, воздухопитания и низковольтного оборудования. 68

    1.9.1. Система воздухопуска. 68

    1.9.2. Система воздухопитания. 69

    1.9.3. Система низковольтного оборудования. 70

    1.10. Система управления дизелем. 75

    1.10.1. Виды и состав системы управления. 75

    1.10.2. Механизм дистанционного управления. 76

    1.10.3. Блок микропереключателей. 78

    1.10.4. Контрольно-измерительные приборы и датчики. 79

    1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях. 80

    1.11.1. Порядок подготовки дизель-генератора к пуску. 80

    1.11.2. Пуск дизель-генератора с местного щитка управления. 81

    1.11.3. Пуск дизеля в экстренных случаях. 82

    1.11.4. Пуск дизеля при низких температурах окружающего воздуха. 82

    1.12. Работа в автоматическом режиме, контроль за работой и остановка дизель-генератора. 84

    1.12.1. Работа дизель-генератора в автоматическом режиме. 84

    1.12.2. Контроль за работой дизель-генератора. 84

    1.12.3. Остановка дизель-генератора. 86

    2.1.1. Назначение генератора ГСМ-100. 88

    2.1.2.Технические данные генератора. 88

    2.1.3. Состав и устройство генератора. 90

    2.2. Принцип действия генератора. 94

    2.2.1. Принцип действия генератора. 94

    2.2.2. Назначение, устройство системы возбуждения и её состав. 94

    2.2.3. Принцип работы статической системы возбуждения. 94

    2.2.4. Назначение и устройство корректора напряжения. 96

    2.2.5. Параллельная работа генераторов. 97

    2.3. Подготовка к работе и порядок работы генератора ГСМ 100. 97

    2.3.1. Подготовка к работе генератора. 97

    2.3.2. Пуск, работа и остановка. 98

    2.3.3. Меры безопасности при работе. 100

    2.4. Характерные неисправности генератора и методы их устранения. 100

    Плохое качество смазки. 100

    Глава 3. 106

    3.1. Техническое обслуживание дизеля 1Д20. 106

    3.1.1. Виды технического обслуживания. 106

    3.1.2. Перечень операций, выполняемых при ТО-1 и ТО-2. 106

    3.1.3. Сезонное техническое обслуживание. 110

    3.1.4. Техническое освидетельствование после окончания гарантийной наработки. 111

    3.1.5. Уход за масляным и водяным радиаторами. 112

    3.1.6. Зарядка баллона сжатым воздухом. 112

    3.1.7. Указания по уходу за электрооборудованием. 113

    3.2. Возможные неисправности, их причины и способы устранения. 114

    3.3. Обслуживание аккумуляторных батарей. 123

    3.3.1. Характеристики аккумуляторных батарей. 123

    3.3.2. Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. 126

    3.3.3. Эксплуатация и обслуживание АКБ. 128

    Глава 4. 132

    4.1. Горюче-смазочные материалы. 132

    4.1.1. Топлива для ДВС. 132

    4.1.2. Смазки для ДВС. 133

    4.2. Охлаждающие жидкости для ДВС. 135

    4.2.1. Требования к охлаждающим жидкостям. 135

    4.2.2. Вода и водные растворы. 136

    4.2.3. Низкозамерзающие жидкости. 138

    Глава 5. ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 5И57А 140

    Назначение 142

    Контроль уровня масла 154

    ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 167

    5.18.2 Работа блока. 178

    5.29 Работа блока синхронизации 194

    5.30 Настройка и подрегулировка БС 195

    24.4.1 Канал токовой защиты 197

    25.1.1 Канал распределения активной мощности 202

    25.1.2 Канал распределения реактивной мощности 202

    25.1.3 Канал контроля обратной мощности 203

    25.2.1 Алгоритм распределения активной мощности между агрегатами 203

    25.2.2 Алгоритм распределения реактивной мощности между агрегатами 203

    25.2.3 Алгоритм контроля обратной активной мощности на агрегате 203

    25.1. Назначение и устройство блока 205

    Канал контроля напряжения 206

    Канал контроля частоты 206

    Канал контроля системы возбуждения 207

    Алгоритм управления восстановлением напряжения 207

    Алгоритм управления восстановлением частоты 207

    Алгоритм контроля возбуждения генератора 208

    ГЛАВА 26. КОМБИНИРОВАННОЕ РЕЛЕ РК-10М. 211

    26.2. Работа изделия 213

    Реле температуры 214

    ГЛАВА 27. ПОДГОТОВКА ДЭС К РАБОТЕ. 215

    Заправка ДЭС топливом 215

    Для ДЭС должно применяться дизельное топливо только тех марок, которые указаны в тех. документации на дизель-генератор (ДЛ, ДЗ, ДА). Заправку ДЭС топливом можно производить при неработающей ДЭС, а также во время ее работы. 215

    Заправка ДЭС маслом 216

    Заправка ДЭС охлаждающей жидкостью 217

    Проверка состояния ДЭС 217

    ГЛАВА 28. ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ И КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 218

    28.1. Исходные установки аппаратуры управления 218

    Глава 1. Сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    Глава 2.Назначение, технические данные ДЭС 5И57А. . . . . . . . . . . . . 5

    Глава 3. Условия работы ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

    Глава 4. Состав оборудования и назначение его элементов. . . . . . . . . . 7

    Глава 5. Структурная схема ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    Глава 6. Команды и сигналы системы автоматики. . . . . . . . . . . . . . . 14

    Глава 7. Функции выполняемые системой автоматики. . . . . . . . . . . . . 18

    Глава 8. Варианты управления ДЭС. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 19

    Глава 9. Местное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

    Глава 10. Местное ручное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

    Глава 11.Состояние главных силовых цепей ДЭС при МУ. . . . . . . . . . . 21

    Глава 12. Алгоритмы управления ДЭС при МУ. . .. . . . . . . . . . . . . . 23

    Глава 13. Дистанционное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

    Глава 14. Варианты работы ДЭС в автоматическом режиме. .. . . . . . . . . 27

    Глава 15. Состояние главных силовых цепей ДЭС при ДУ. . .. . . . . . . . 29

    Глава 16. Щит шин агрегата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

    Глава 17. Щит шин ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 18. Щит оперативного питания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 19. Щит управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

    Глава 20. Пульт управления. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

    Глава 21. Блок управления ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

    Глава 22. Блок синхронизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

    Глава 23. Блок регулирования и токовой защиты. . . . . . . . . . . . . . . . 46

    Глава 24. Блок распределения мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

    Глава 25. Блок контроля напряжения и частоты. . . . . . . . . . . . . . . . 52

    Глава 26. Реле комбинированное РК-10М. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

    Глава 27. Подготовка ДЭС к работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

    Глава 28. Исходные установки и контроль функционирования. . . . . . . 62

    Глава 29. Порядок развертывания и свертывания ДЭС. . . . . . . . . . . . 66

    Глава 30. Характерные неисправности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

    Глава 31. Техническое обслуживание ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

      В августе 1975 года на основе цикла аэродромного и специального строительства был образован факультет строительства и эксплуатации аэродромов (автомобильной техники), а в 1988 году из этого факультета выделился факультет строительства и эксплуатации аэродромов. Начальником факультета был назначен полковник Лазукин Владимир Фёдорович.

      На факультете осуществлялась подготовка офицеров-специалистов по строительству и эксплуатации аэродромов, эксплуатации защитных сооружений и офицеров штаба с квалификацией «инженер». В 2001 году факультет был переименован в факультет Инженерно-аэродромного обеспечения.

      С 1975 г. по 1985 г. срок обучения по специальности: командная тактическая строительства и эксплуатации аэродромов и аэродромной техники с квалификацией «инженер по строительству и эксплуатации аэродромов» составлял 4 года, а с 1985 г. − 5 лет.

      С 1983 года начата подготовка офицеров по специальности «Тепловодоснабжение и технические системы» с квалификацией инженер-электрик, со сроком обучения 5 лет. С 1993 года эти специальности были объединены в специальность «Энергетические системы объектов ВВС», квалификация − инженер-электромеханик.

      С 1978 года срок подготовки по специальности: «командная тактическая тыловая авиационная» с квалификацией «инженер по эксплуатации специальной техники», составлял 4 года. В 1992 году данная специальность была переведена в созданный филиал училища в г. Борисоглебск, со сроком обучения 5 лет. В 1999 г. специализация «Штабная и организационно-мобилизационная работа», как специальность, вновь введена на факультете. С этого же года, набор курсантов по данному профилю производился по основной специальности факультета: «Применение подразделений и организация инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» со специализацией «Штабная и организационно-мобилизационная работа». Позднее набор по данной специальности был прекращен, а в 2016 г. на факультете возобновлен набор на специальность «Управление персоналом».

      В настоящее время обучение специалистов происходит по трем специальностям:

      Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

      Тепло − и энергообеспечение специальных технических систем и объектов. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

      Управление персоналом. Квалификация: специалист в области управления, срок обучения 5 лет.

      На факультете ведется подготовка специалистов для Воздушно-космических сил РФ, других силовых ведомств и иностранных государств. Выпускники факультета ведут строительство, реконструкцию и эксплуатацию аэродромов, зданий, коммуникаций и объектов аэродромного комплекса, выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений пунктов управлений ВКС РФ, организуют эффективное управление службами и подразделениями в повседневной деятельности и при выполнении специальных задач.

      Факультет гордится своими выпускниками. Выпускнику факультета 1994 года капитану Яцкову Игорю Владимировичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

      С 1988 года по 2016 год на факультете подготовлено выпускников, получивших золотую медаль – более 50 человек, диплом с отличием – более 300 человек. Недавние выпускники факультета, с отличием закончившие академию, успешно защитив диссертации, занимают высокие должности на кафедрах факультета, продолжают и приумножают славные традиции офицерского корпуса Вооруженных сил Российской Федерации.

      Научный потенциал факультета возрастает за счет защиты диссертаций адъюнктами и соискателями. В настоящее время на факультете трудятся: 2 доктора наук, 4 профессора, 30 кандидатов наук и 18 доцентов.

      Факультет располагает всем необходимым для качественного обучения и воспитания будущих офицеров Воздушно-космических сил РФ, является дружным, сплоченным, работоспособным воинским коллективом, обладающим большими творческими возможностями.




    • 31 кафедра изыскания и проектирования аэродромов реализует общепрофессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 08.05.02 по специальности Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей в рамках специализации № 3 Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации. После ряда реорганизаций с 1 октября 2001 года в состав кафедры изыскания и проектирования аэродромов вошли кафедра проектирования аэродромов и кафедра зданий и сооружений. На кафедре проводятся обучение и подготовка курсантов по 17 учебным дисциплинам общепрофессионального цикла, осуществляется руководство учебными практиками, курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

      Кафедра на 80% укомплектована лицами с учеными степенями и званиями, имеющими богатый профессиональный и педагогический опыт. Ежегодно преподавательским составом кафедры обновляется фонд учебно-методических материалов, включая электронные учебники и пособия.

      Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Ежегодно коллективом кафедры выполняется несколько научно-исследовательских работ в интересах дальнейшего совершенствования инженерно-аэродромного обеспечения базирования государственной авиации. Большое внимание уделяется изобретательской и рационализаторской работе с активным привлечением курсантов в рамках военно-научной деятельности.

      Руководство кафедры большое внимание уделяет подготовке научно-педагогических кадров в рамках очной адъюнктуры и путем соискательства по научной специальности 20.02.06 – военно-строительные комплексы и конструкции.

      Ежегодно к кафедре для проведения научных исследований прикрепляется оператор научной роты.




      Основная задача кафедры – формирование у обучаемых профессиональных и военно-профессиональных компетенций позволяющих выпускникам занимать первичные офицерские должности в подразделениях и частях Воздушно-космических сил РФ.



      Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения.
      Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения образована в 1975 году в составе цикла «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского ВАТУ, обеспечивающего комплексную специальную подготовку военных инженеров-строителей. Первоначальное наименование кафедры – «Строительство и эксплуатация аэродромов». Комплектование кафедры преподавательским составом осуществлялось за счет назначения офицеров из войск и наиболее подготовленных выпускников строительного факультета Ленинградского военного инженерного Краснознаменного института им. А.Ф. Можайского. В 2002 году кафедра «Строительство и эксплуатация аэродромов», объединенная с кафедрой «Дорожные машины», переименована в 32 кафедру инженерно-аэродромного обеспечения.

      Кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Попов Александр Николаевич.



      В настоящее время кафедра является выпускающей по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» и укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим богатый войсковой и боевой опыт, а также опыт научной и педагогической деятельности. Более 80% преподавателей имеют ученое звание и ученую степень. На кафедре преподают заслуженный работник высшей школы, 2 почетных работника высшего профессионального образования, ряд преподавателей награждены правительственными наградами.

      Преподаваемые дисциплины: «Инженерно-аэродромное обеспечение боевых действий авиации ВС РФ»; «Эксплуатация аэродромов государственной авиации»; «Эксплуатация и техническое прикрытие транспортных сооружений»; «Инженерные сети и оборудование аэродромов государственной авиации»; «Реконструкция аэродромов государственной авиации»; «Технология строительства автомобильных дорог и объектов транспортного назначения»; «Механизация транспортного строительства»; «Эксплуатация машин для строительства и эксплуатационного содержания аэродромов»; «Экономика отрасли»; «Экономика и управление энергетическими предприятиями»; «Организация, планирование и управление транспортным строительством»; «Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений»; «Метрология, стандартизация, сертификация»; «Безопасность жизнедеятельности»; «Экология»; «Военные аэродромы»; «Тепломеханическое оборудование автономных электростанций»; «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений и программные комплексы»; «Технология строительства (реконструкции) автодорожных мостов». Кафедра организует проведение учебной и производственной практик, войсковой стажировки, разработку выпускных квалификационных работ.



      Наряду с учебным процессом на кафедре проводится широкий спектр научных исследований в рамках заданных научно-исследовательских работ 1-й и 2-й категорий. Область проводимых на кафедре научных исследований охватывает проблемы защиты базирования авиации, совершенствования проектных решений по технологии строительства и восстановлению разрушенных аэродромов, экономического обоснования принимаемых решений, эксплуатационного содержания и текущего ремонта, диагностики состояния аэродромных покрытий. Авторские коллективы кафедры успешно занимаются разработкой новых и переработкой действующих нормативных документов в области инженерно-аэродромного обеспечения. Преподаватели постоянно участвует в выполнении оперативных заданий ГК ВКС РФ. На кафедре проводится целенаправленная работа по подготовке научно-педагогических кадров через адъюнктуру и соискательство. За последние пять лет на кафедре подготовлены доктор наук и 6 кандидатов наук. Учебно-материальная база кафедры укомплектована современными техническими средствами, приборами и оборудованием и постоянно совершенствуется.


      Кафедра защитных сооружений.

      Кафедра создана в 1982 г. Выпускники специальности выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений (средств выработки, распределения и преобразования электрической и тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения) пунктов управления ВКС РФ.
      В период с 1988 по 1995 г.г. выпуски инженеров проводились по военным специальностям «тепло-водоснабжение и технические системы» и «электрические системы». Первый начальник кафедры к.т.н. Васильев В.И. (с 1982 по 1998 гг.), выпускник ВИКИ им. А.Ф. Можайского.

      В настоящее время кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Звенигородский Игорь Иванович.

      Благодаря усилиям коллектива кафедры, создана учебно-лабораторная база специальности, компьютерный класс и первые обучающие программы. Новый этап в развитии специальности начался, когда военному образованию была поставлена задача перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения. С 1996 года начата подготовка в соответствии с ГОС ВПО «Энергообеспечение предприятий».

      С 2011 года подготовка курсантов проводится по ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 13.05.01 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов», специализация – «Эксплуатация систем энергообеспечения специальных объектов».



      Центральный кондиционер Автономная ДЭС


      Главный распределительный щит Холодильная машина

      Основные виды профессиональной деятельности:

      • oорганизационно-управленческий;
      • oэксплуатационный.

      Свою службу выпускники начинают с исполнения обязанностей инженера отделения эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления, инженера-диспетчера (сменного) эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления.

      Учебно-материальная база кафедры представляет собой современные аудитории и учебные лаборатории, оснащенные многочисленными энергетическими системами общепромышленного назначения и оборудованием технических систем специальных сооружений с реальных объектов.



      ПЗ на автономном кондиционере ПЗ по электрическим аппаратам


      Изучение конструкции силового трансформатора ПЗ по автоматике

      Практики курсантов проводятся на энергетических объектах (трансформаторные подстанции, котельные, электрические и тепловые сети, системы вентиляции и др.) академии и промышленных предприятий города. Стажировка проводится на защищенных пунктах управления ВКС РФ.

      За период с 1988 г. по настоящее время подготовлено около 600 инженеров по энергообеспечению специальных сооружений и объектов авиации. Выпускники энергетической специальности всегда востребованы в различных сферах военной и гражданской деятельности. Многие из них стали главными энергетиками объектов различного назначения и уровня сложности.

      В коллективе преподавательского состава опытные военные педагоги, специалисты в различных областях энергетики, науки и техники. На кафедре работают также высококвалифицированные гражданские преподаватели, которые по совместительству преподают на родственных кафедрах ведущих технических ВУЗов г. Воронежа.

      Специальность входит в Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области энергетики и электротехники при Национальном исследовательском университете (Московском энергетическом институте).

      Кафедра целенаправленно проводит воспитательную работу в учебных группах, которые закреплены за тактическими руководителями - преподавателями кафедры. Выпускников специальности отличает высокая морально-психологическая подготовка. За проявленное мужество при ликвидации чрезвычайных ситуаций во время боевого дежурства выпускники 2001 г. Караванский А. и Синибабнов Н. награждены правительственными наградами.

      Основные направления научных работ кафедры: автоматическое управление системами вентиляции и кондиционирования воздуха; совершенствование технических систем и систем электроснабжения объектов; совершенствование военного образования. В военно-научном кружке кафедры участвуют более 30 % курсантов специальности.

      В 2003, 2007 и 2013 г.г. специальность успешно прошла государственную экспертизу. Кафедра защитных сооружений, являясь одним из ведущих учебно-научных подразделений академии, успешно решает задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВКС РФ.

      Специальность: Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) Специализация: Штабная и организационно-мобилизационная работа Квалификация: специалист в области управления Срок обучения: 5 лет

      В обеспечении полетов авиации задействовано множество служб и подразделений, для эффективного управления которыми, взаимодействия, поддержания боевой и мобилизационной готовности, организации повседневной деятельности необходимы профессиональные структуры управления – штабы, имеющие в своем составе современные технические средства управления и, самое главное, специалистов-управленцев.

      Именно этим и занимаются выпускники, окончившие академию по специальности «Управление персоналом». Службу они проходят в управлениях и штабах частей и соединений ВКС РФ.

      Основными направлениями профессиональной деятельности выпускников являются:

      • обеспечение эффективного управления повседневной и боевой деятельностью воинской части;
      • поддержание и совершенствование боевой и мобилизационной готовности;
      • работа с военными кадрами и гражданским персоналом воинской части;
      • ведение организационно-штатной и мобилизационной работы;
      • организация службы войск, безопасности военной службы и противодействие терроризму в воинской части.

      Для успешного освоения специальности и решения задач профессиональной деятельности выпускник должен обладать высокой штабной культурой. Для этого необходимо иметь такие качества и способности, как самоорганизованность, пунктуальность и педантичность, аналитический склад ума, широкий кругозор и эрудиция, склонность к гуманитарным наукам, сочетающаяся с информационной грамотностью, в том числе в области современных информационных технологий, хорошее знание русского языка, организаторские способности, способности к командной работе, общительность.

      Курсанты специальности «Управление персоналом» с первых дней обучения вовлекаются и активно участвуют в военно-научной работе, проведении исследований по проблемным вопросам управления повседневной деятельностью подразделений, организационно-мобилизационной работы, боевой подготовки, службы войск, работы с военными кадрами.

    Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013

    На рынке снабжения электрической энергии долгое время копилась задолженность потребителей Министерства Обороны РФ. При этом, исходя из того обстоятельства, что указанные потребители обслуживались "собственным" гарантирующим поставщиком (ГП) – ОАО "Оборонэнергосбыт", у основного ГП в регионе практически не было возможности повлиять на неплательщиков.

    Однако на сегодняшний момент правоприменительная практика встала на сторону поставщиков электрической энергии.

    В деле № А52-2865/2013 судами рассматривался преддоговорной спор между обществом "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт". Основные разногласия между сторонами возникли из-за позиции основного ГП о возможности введения частичного ограничения энергоснабжения воинских частей не ниже уровня аварийной брони, а также о возможности отказа от договора энергоснабжения на основании пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442).

    Позиция ОАО "Оборонэнергосбыт" сводилась к обязательности применения к отношениям сторон пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее – Указ № 1173). Таким образом, общество "Оборонэнергосбыт" полагало невозможным вводить ограничения энергоснабжения оборонных объектов, так как указанные действия подрывают безопасность государства.

    По мнению ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу Указа № 1173 не допускается не только полное ограничение энергоснабжения военных объектов, но и частичное.

    Позиция ОАО "Псковэнергосбыт" заключалась в том, что нормы ОПФРР № 442 являются специальными по отношению к Указу Президента № 1173, поэтому как введение ограничения энергоснабжения, так и отказ от договора энергоснабжения в случае неоплаты поставленной электроэнергии являются законными и обоснованными.

    Из этого следует, что ОАО "Псковэнергосбыт" настаивало на возможности введения частичного ограничения энергоснабжения военных объектов.
    Следовательно, судам надлежало разрешить конкуренцию между актами Президента и Правительства, чтобы упорядочить отношения с потребителями Минобороны.

    В Определении ВС РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013 Верховный суд согласился с позицией суда кассационной инстанции о верности позиции основного ГП и указал следующее: в соответствии с пунктом 18 ОПФРР № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению (далее – Приложение ), частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

    Согласно пункту 4 Приложения воинские части Министерства обороны Российской Федерации относятся к категории таких потребителей.

    Пунктом 2 Указа № 1173 на Правительство Российской Федерации фактически возложено исполнение требований, содержащихся в пункте 1 Указа.
    Далее судом сделан следующий вывод: из буквального толкования пункта 1 Указа № 1173 не следует, что Президент Российской Федерации запретил ограничение режима потребления топливно-энергетических ресурсов выше необходимой нормы (уровня аварийной брони).

    В обоснование верности правовой позиции ОАО "Псковэнергосбыт" указано, что пункты 17 и 18 ОПФРР № 442 не признаны недействующими как противоречащие нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, в частности Указу № 1173. В связи с этим основания для неприменения положений данных пунктов к отношениям сторон отсутствуют.

    Как следует из указанного Определения ВС РФ суд придерживается позиции о допустимости применения к потребителям Министерства обороны общих положений действующего законодательства о введении ограничения энергоснабжения и отказа от договора при неоплате электрической энергии.
    Таким образом, у поставщиков электрической энергии появился действенный инструмент для оказания давления на неплательщиков Министерства обороны, что будет способствовать усилению платежной дисциплины на рынке.


    Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
    Приложение к правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.
    Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
    Правительству Российской Федерации:

    • принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
    • определить источники покрытия задолженности по платежам за использованные ресурсы, отпущенные воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
    • привести в месячный срок свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.