Бизнес портал - Гарнизон

Журналы по русской литературе. Публикация в литературных журналах. Вопросы филологических наук

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ В РОССИИ включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и др. журналы. В русской журналистике 19–20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной «общественной трибуной» (по выражению А.И.Герцена), было характерно прикровенное или прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.

Первым русским журналом стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755–1764), издававшиеся Академией Наук: здесь иногда печатались оригинальные и переводные стихотворения, но преобладали научные труды и академические отчеты.

Первый собственно литературный и в то же время первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П.Сумарокова , большую часть материалов которого составляли сочинения самого издателя. Примеру Сумарокова последовали участвовавшие в «Трудолюбивой пчеле» преподаватели и выпускники петербургского Сухопутного шляхетского корпуса: они стали выпускать свой журнал – «Праздное время, в пользу употребленное» (1759–1760). В Москве первые литературные журналы выходили при университете: «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763) М.М.Хераскова , «Доброе намерение» (1764) В.Д.Санковского и др. Популяризации идей французских вольнодумцев было посвящено «Невинное упражнение» (1763) Е.Р.Дашковой (фактически редактором был И.Ф.Богданович).

В 1769 Екатерина II организовала выпуск сатирического еженедельника «Всякая всячина», выходившего в виде отдельных «листков». Этот тип издания сразу вошел в моду: за ней последовали «И то и сио» (1769) М.Д.Чулкова, «Ни то ни сио» (1769) В.Г.Рубана, «Полезное с приятным» (1769) И.Ф.Румянцева и И.А. де Тейльса, «Смесь» (1769) и «Адская почта» (1769) Ф.А.Эмина, а также «Трутень» (1769–1770), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772–1773) и «Кошелек» (1774) Н.И.Новикова, причем в журналах Эмина и Новикова велась полемика с благодушным взглядом «Всякой всячины» на человеческие слабости и утверждалась необходимость искоренения социальных зол. Позднее традиции сатирической журналистики продолжили «Сатирический вестник» (1790–1792) Н.И.Страхова и журналы И.А.Крылова «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

В 1770–1780-х умножились издания, стремящиеся привить читателю вкус к изящной словесности: «Вечера» (1772) М.М.Хераскова, «Санктпетербургский вестник» (1778–1781) Г.Л.Брайко, «Утра» (1782) П.А.Плавильщикова, «Утренние часы» (1788–1789) И.Г.Рахманинова и др. Из них выделяется «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784), издававшийся под эгидой созданной в 1783 Российской Академии и призванный формировать лояльное к правительству общественное мнение (официальным редактором была президент Академии Е.Р.Дашкова, неофициально издание курировала сама Екатерина II, регулярно помещавшая здесь свои сочинения). Большим влиянием пользовались масонские издания, в которых преобладали религиозно-дидактические сочинения: «Утренний свет» (1777–1780), «Московское ежемесячное издание» (1781) и «Вечерняя заря» (1782) Новикова, «Покоящийся трудолюбец» (1784–1785), выпускавшийся Дружеским ученым обществом при Московском университете, «Беседующий гражданин» (1789) – орган Общества друзей словесных наук в С.-Петербурге, и др. К ним примыкает и первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789) Новикова (редакторы – Н.М.Карамзин и А.А.Петров). Переводная беллетристика регулярно печаталась на страницах развлекательного журнала «Городская и деревенская библиотека, или Забавы и удовольствия разума и сердца в праздное время…» (1782–1786). В 1780-х возникли первые литературные журналы в провинции: «Уединенный пошехонец» (1786–1787) В.Д.Санковского в Ярославле, «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789–1791) П.П.Сумарокова в Тобольске и др.

Новым словом в русской журналистике стало издание Н.М.Карамзина «Московский журнал» (1791–1792), где наряду со стихами и прозой, были впервые введены специальные разделы литературных и театральных рецензий, причем читатель информировался не только об отечественных, но и о европейских литературных новинках и театральных постановках (в нач. 19 в. отделы рецензий стали непременной частью практически любого литературного журнала, а например, издание карамзиниста П.И.Макарова «Московский Меркурий» (1803–1804) было почти исключительно посвящено критике и библиографии). За разнородным материалом отчетливо просматривалась фигура издателя – гуманного, европейски просвещенного автора, глядя на которого, читатель должен был учиться чувствовать и мыслить. Карамзин же создал первый русский политический журнал, в котором весьма значительной оставалась литературная часть, – «Вестник Европы» (1802–1830; сам Карамзин редактировал журнал в 1802–1804).

В начале 19 в. многие журналы прямо или косвенно являлись печатными органами возникавших в это время литературных обществ. Так, при Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств выходили «Свиток муз» (1802–1803), «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804), а также «Журнал российской словесности» (1805) Н.П.Брусилова, «Северный вестник» (1804–1805) и «Лицей» (1806) И.И.Мартынова, «Цветник» (1809–1810) А.И.Бенитцкого и А.Е.Измайлова; при Беседе любителей русского слова – «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811–1816); при Вольном обществе любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) и «Невский зритель» (1820–1821). Своеобразным «домашним» предприятием, рассчитанным на невзыскательную публику, но при этом довольно популярным был «Благонамеренный» (1818–1826) А.Е.Измайлова. Из журналов нач. 19 в. долгая жизнь была суждена только созданному в полемике с «Вестником Европы» «Сыну Отечества» (1812–1852) Н.И.Греча: в его подзаголовке значилось, что это «журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово в подзаголовке появилось в 1814). Духом борьбы с «галломанией» были проникнуты также «Русский вестник» (1808–1820, 1824) С.Н.Глинки и «Отечественные записки» (1818–1830) П.П.Свиньина. Важное место в литературной жизни первой трети 19 в., особенно 1820-х занимали альманахи, успешно конкурировавшие с журналами: «Полярная звезда» К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева, «Мнемозина» В.Ф.Одоевского и В.К.Кюхельбекера, «Северные цветы» А.А.Дельвига и О.М.Сомова, и мн. др.

Новый этап в истории русской журналистики связан с формированием в конце 1820–1830-х массового читательского спроса, создавшего предпосылки для коммерческой журналистики. Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – т.н.«толстые журналы», первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н.А.Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М.П.Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н.И.Надеждина, «Европеец» (1832) И.В.Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О.И.Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А.А.Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В.Г.Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами). Менее успешны были «Маяк» (1840–1845) С.К.Бурачка, «Финский вестник» (1845–1847) Ф.К.Дершау и др. Все литературные журналы в это время находятся в руках частных лиц: единственным государственным изданием, посвященным в значительной мере литературным вопросам, остается «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917).

Облик журналов в 1840-х и позднее во многом определялся взглядами и партийными пристрастиями издателей, поэтому, переходя из рук в руки, журнал мог изменяться до неузнаваемости. Такова была участь «Современника», созданного в 1836 А.С.Пушкиным , до 1846 редактируемого далеким от политики П.А.Плетневым, а в 1847–1866 под руководством Н.А.Некрасова ставшим центром радикальной революционной критики и публицистики. Так же и с «Отечественными записками», основанными Краевским в 1839, резко «поправевшими» после ухода Белинского в 1847 и вновь «полевевшими» в руках Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина (1868–1884). Некоторые старые журналы возобновлялись под те же именем, но имели уже совершенно иное направление: напр., «Вестник Европы» (1802–1830, 1866–1918), возобновленный М.М.Стасюлевичем в 1866 как умеренно-либеральное издание.

В 1850–1860-х главной разновидностью литературного журнала окончательно становится толстый журнал «с направлением», господствующий вплоть до начала 20 в.. Журналы революционно-демократической направленности – «Современник» и «Отечественные записки» (в руках Некрасова и Салтыкова-Щедрина). Журналы, объединявшие радикально настроенных т.н. «нигилистов», – «Русское слово» (1859–66) и «Дело» (1868–88). Умеренно-либеральное издание «Вестник Европы» Стасюлевича и др. Славянофильские журналы – «Москвитянин» (1841–1856) М.П.Погодина, «Русская беседа» (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова . «Почвеннические» журналы Ф.М.Достоевского «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865) и близкая к ним «Заря» (1869–1872) В.В.Кашпирева. Подчеркнуто «охранительной» тенденцией в журналистике того времени выделялся «Русский вестник» (1856–1906) М.Н.Каткова, в котором были публикованы лучшие образцы русской прозы (в т.ч. почти все романы И.С.Тургенева , Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Ф.Писемского, все крупные произведения Н.С.Лескова и мн. др.).

Наряду с «толстыми» журналами в это время процветает и сатирическая журналистика: «Искра» (1859–1873) В.С.Курочкина, «Гудок» (1859–1862) Д.Д.Минаева, «Будильник» (1865–1871) Н.А.Степанова (в 1873 журнал был возобновлен как юмористический и просуществовал до 1917, в 1881–1887 его редактором был А.П.Чехов) и др. Позднее пользовались популярностью юмористические журналы, не имеющие, в отличие от сатирических журналов 1850–1860-х, ярко выраженной политической тенденции: «Осколки» (1881–1916) Н.А.Лейкина и (с 1905) В.В.Билибина, «Стрекоза» (1875–1908) И.Ф.Василевского (с 1879), «Сатирикон» (1908–1914) А.А.Радакова и А.Т.Аверченко , «Новый Сатирикон» (1913) того же Аверченко и др.

В 1870–1890-х журналы «с направлением» представлены, помимо возникших ранее, народническими и пронародническими журналами «Русское богатство» (1876–1918), «Русская мысль» (1880–1918) и др.; легально-марксистскими журналами «Мир божий» (1892–1906), «Современный мир» (1908–1916), «Летопись» (1915–1917; основана М.Горьким) и др.; либеральными демократическими изданиями, вроде «Журнала для всех» (1896–1906) В.С.Миролюбова и др.; журналами «охранительного» направления «Наблюдатель» (1882–1901, 1904), «Русское обозрение» (1890–1898, 1901, 1903) и др. Однако возникали и издания менее тенденциозные: напр., иллюстрированный журнал «для семейного чтения» «Живописное обозрение» (1872–1902, 1904–1905). Особое место занимали литературно-исторические журналы «Русский архив» (1863–1917), основанный П.И.Бартеневым, и «Русская старина» (1870–1917), основанная М.И.Семевским. В то же время Достоевский создает оригинальную форму моножурнала – «Дневник писателя» (1876–1877, 1880, 1881), вслед за ним появились «Дневники писателя» Д.В.Аверкиева (1885–1886), А.В.Круглова (1907–191 4), Ф.К.Сологуба (1914).

В нач. 20 в. среди огромного количества разнотипных литературных журналов (только юмористических изданий было ок. 400) выделялись «эстетские» издания художников и писателей-символистов «Мир искусства» (1899–1904), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906–1909), «Аполлон» (1909–1917) и др.

Рубежом в истории литературных журналов в России стала революция 1917 и гражданская война. С этих пор и вплоть до 1990 за литературой и журналистикой осуществляется контроль государства. Литературные журналы учреждаются с одобрения власти, чаще – по ее указанию.

Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К.Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), «Новый мир» (с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов, обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и др. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М.Фриче и В.Ф.Переверзева и «РАПП» (1931–1932). Замечательным достижением 1920–1930-х стало издание журналов для детей: «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941) и др.

Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение». Для нужд школы издавался журнал «Литература в школе» (1936–1941, с 1946). Достижениям социализма был посвящен «журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя» , первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

Новый всплеск в развитии советской журналистики приходится на время т.н. «оттепели». См . ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ. В это время возникают новые журналы: «Иностранная литература» (с 1955), «Юность» (с 1955), «Дружба народов» (с 1955, нерегулярно выходил как альманах с 1939), «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957), «Наш современник» (с 1964, нерегулярно выходил как альманах с 1956). Серьезную реорганизацию претерпевают некоторые журналы, возникшие в 1920-х, но достигшие пика популярности в 1950–1960-х. Возникают специализированные литературоведческие журналы «Вопросы литературы» (с 1957) и «Русская литература» (с 1958) и множество толстых журналов в регионах: «Дон» (Ростов-наДону, с 1957, нерегулярно выходил как альманах с 1946), «Урал» (Свердловск, с 1958) и др. Позднее появляется еще ряд журналов в провинции: «Север» (Петрозаводск, с 1965), «Волга» (Саратов, с 1966) и др. В Ленинграде с 1969 выходит журнал «Аврора».

В 1970-х в связи с партийным постановлением «О литературно-художественной критике» (1972) возрождаются критико-библиографические журналы «Литературное обозрение» (с 1973) и «Литературная учеба» (с 1978).

Большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Невиданный ажиотаж вызвала т.н. «возвращенная литература»: русские писатели-эмигранты первой, второй и третьей волны. Огромный интерес вызывали публикации, в которых пересматривалась официальная историческая концепция, и художественные произведения на историческую тематику (в особенности из эпохи Сталина). Однако постепенно внимание публики было в значительной степени отвлечено современными политическими новостями и событиями.

Новейший период в истории журналистики начинается с 1990–1991, когда появляется возможность издания частных журналов. Но вместе с тем падает авторитет самой литературы и резко сужается круг читателей литературных, в особенности столь популярных некогда толстых журналов. Из возникших в 1990-х изданий можно выделить «Континент» (с 1990, выходил в Париже с 1974), «Новое литературное обозрение» (с 1992), в котором сочетаются новейшая литература и литературоведение, «Новая юность» (с 1993), «Арион» (с 1994) – журнал современной поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, литературоведческие статьи.

Владимир Коровин

Обзор «бумажных» изданий (конец июня – начало июля)

Текст: Борис Кутенков
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Толстые журналы всё туже затягивают пояса. Вслед за «Октябрем», лишившимся помещения, о чем мы писали в предыдущем обзоре,

журнал

остался без двух сотрудников: руководителя отделов библиографии и публицистики Анны Кузнецовой и редактора отдела прозы Евгении Вежлян , ушедших в «свободное плавание». Но закаленные «толстяки» - как те бойцы, что от потерь становятся только крепче. Очередной, седьмой номер «Знамени» публикует половину романа Ольги Славниковой «Прыжок в длину» (долгожданного, вышедшего после пятилетнего перерыва в творчестве писательницы). Поначалу опасаясь приниматься за толстенный «кирпич» (143 страницы в файле Word - и это, напоминаем, только половина!), ваш обозреватель быстро втянулся и не остался разочарован. Роман - о сложной психологии взаимоотношений главного героя, бывшего спортсмена, а ныне инвалида Олега Ведерникова, и сбитого им, но оставшегося невредимым «трудного» подростка Жени Караваева (аллюзия на «Зависть» Олеши отчетлива - но не знаю, осознанна ли), о жизни людей с ограниченными возможностями, деталях уныния и искусственной «позитивизации» бытия. Некоторые сцены выполнены просто мастерски: завораживает не только «параболическая» психология главного героя - от падения на дно внутренней деградации до попытки выбраться, - но и, к примеру, поиск им в социальных сетях историй друзей-ампутантов. В некоторых случаях впечатляет не только проработанность автором материала, очевидно далекого от ее эмпирического опыта, - но и степень психологического погружения в него. Сомнения иногда вызывает язык романа: он настолько виртуозен, что кажется самодостаточным - и отвлекающим от фабулы (скажем, фирменные славниковские сравнения, иногда присутствующие как данность вне привязки к сюжету). Впрочем, выводы делать пока рано: ждем окончания в «Знамени» через месяц.

Проза в этом номере «Знамени» явно интереснее поэзии: рассказ Леонида Костюкова «Друг мой дорогой» , где свойственная этому автору интонация слегка дидактичного, чуть ностальгического «здравосмыслия» просвечивает через неспешные описания быта. На фоне довольно-таки традиционного сюжета - неожиданный метафизический финал с аллюзией на «Моцарт и Сальери», только перенесенной на реалии издательской жизни. Вообще проза этого номера отчетливо интертекстуальна - причем наглядная параллель с классикой каждый раз по-новому открывает прочтение всего текста. Рассказ Александра Мелихова «Грешная и безгрешная» о современной «незнакомке» также начинается с аллюзии («У неё была действительно в кольцах узкая рука…» ), - откровения двух «грешниц», услышанные на сеансе психологом, полные физиологических подробностей и примет разговорного стиля. Наиболее сложное чтение - «брэдберианский» по стилю рассказ Игоря Лёвшина «Полёт» , где реальность преподнесена в отрывистых диалогах с короткими предложениями, из которых складывается цельная и трагическая картина.

«Знамя» анонсирует также серию публикаций о дислексии, которые призваны привлечь к этой проблеме общественное внимание. Цикл начинается с документального повествования Александры Шишмаревой : «Дислексия - мой дар и моё горе. Мне не дано мыслить как все, но это и благо. Оглядываясь назад, с грустью вспоминаю школьные мучения… А ведь их можно было избежать, знай учителя о дислексии. Ее у меня нашли, когда стали издавать книгу, корректор сказала… Школа не дала знаний, я ничего оттуда не вынес. Все, чем занимался, осваивал сам, с энтузиазмом и увлечением. Школа принесла лишь разочарование и низкую самооценку, чувство беспомощности и беспроглядности. Я проделал долгий тернистый путь, но стал тем, кто я есть сейчас…»

Вышел очередной номер поэтического

журнала «Арион».

Наибольшее внимание привлекает поэзия Нади Делаланд . Из пяти стихотворений - довольно разнообразных как содержательно, так и ритмически, пронизанных единой интенцией причудливо материализованного несуществования («несуществующие ветрено») - обратим внимание на второе («Я хочу, чтобы всё закончилось, перестало…»). Страшный образ - затаптывание могилы ребенком, «хоронящим» весь беспорядочный, безразборный, но одинаково подлежащий уничтожению ряд существительных. Не менее страшный мотив детского беспамятства. Как ни странно, сами понятия («немота, раскаянье, безуспешность» ), которые «затаптываешь», как бы избавляясь от них, - создают эффект уравновешивающий, как двойное отрицание создает утверждение в грамматике. И на выходе - свет. И выход, как ни странно, явственен, - во всех смыслах. Несмотря на противоречие - кажущееся - всего образного ряда этому выходу, что и рождает удивительный эффект этой поэзии.

Я хочу, чтобы всё закончилось, перестало,
дверь захлопнулась, музыка задохнулась.
Из-за пазухи в тряпочке вынув старость,
схоронить в саду её грусть, сутулость,
немоту, раскаянье, безуспешность,
невозможность выйти себе навстречу,
одинокий тремор прогулок пеших
на ветру - чем ветренее, тем легче.

И трамбуя кедами милый холмик,
ликовать и больше о ней не помнить.

Кровь берут, а она не берётся.
Карагез ли копытами бьёт.
В плен Шамиль под Гунибом сдаётся.
Проводник «эдельвейсов» ведёт.

Весь закатной захватан блевотой,
Спит «столыпин» в степном тупике.
Говорит медсестра «поработай»
От жгута посиневшей руке.

Елена Погорелая анализирует понятие современной поэтической иронии на трех метауровнях: ирония «для читателей» (на примере Дмитрия Быкова - отмечаются и недостатки свойственного ему метода), «для себя самого» (о «боготворимом» «арионовским» кругом Олеге Чухонцеве ; отзыв о нем исполнен наибольшего понимания); «для своего круга» (на примере Линор Горалик – чье появление

несколько неожиданно. На фоне полемики Погорелой и Дмитрия Кузьмина , как раз выпустившего разбираемую Погорелой книгу Горалик, ожидал большего скептицизма. Умеренный тон рецензии - то ли демонстрация автором широты эстетических взглядов, то ли движение журнала, довольно эстетически однонаправленного, в сторону большей либерализации. Но отзыв о Горалик, разумеется, наиболее критичный из представленных). На фейсбуке, впрочем, развернулась дискуссия не столько о содержании статьи, сколько об одной из ее спорных формулировок - о Сергее Кузнецове , «разрабатывающем не особенно популярную в отечественной словесности тему притягательности садистических практик» (что отрицает в соответствующем треде и сам Кузнецов).

Для сравнения - противоположный отзыв о той же книге Горалик

в «Октябре»,

написанный Львом Обориным (очевидно, тем самым представителем «своего круга», предпочитающим филологический метод восприятия текста как данности - оценочно-критическому). Сравним методы исследования на примере характерных фраз. Погорелая: «…жаль нескольких по-настоящему сильных стихотворений <…>, в которых снижающий иронический градус отчетливо забивает трагическое начало» . Оборин: «…стихи Горалик имеют дело с таким материалом, который отказывает в праве на существование обычным человеческим эмоциям». Причём если Погорелая акцентирует внимание именно на «восприятии своими» (и чуть утрирует - поскольку невозможно с точностью заключить, насколько рациональны подобные замыслы поэта), то Оборин пишет о «вневременном» и «всевременном» в природе гораликовского фольклора.

В 6-м «Новом мире»

обратим внимание на стихи Любови Колесник . В этой подборке Колесник, умеющей работать в разных стилистиках, завод становится сквозной метафорой сушествования, выступая на уровне переосмысления идиом («Я знаю точно: будет ближе к раю / не тот, кто сделал план по корпусам, / не он, не я, не труд, идущий к маю, / но белый пар, летящий к небесам» ) и скрепляя подборку топографическим единством. Одно из безусловных достоинств поэзии Колесник - переосмысление стереотипного представления о героине «женской лирики» и создание образа сильной женщины в новых для современной поэзии, «рабоче-заводских» координатах. Уникальность Колесник как авторского проекта - в своеобразной попытке построить образ «бой-бабы XXI века» на биографически зримых и артистически переосмысленных началах. В лучшие моменты подборки эта самоидентификация переходит на уровень интонации лозунговой - обращаясь к себе и тем устраняя упрек в дидактике, однако касаясь общечеловеческих основ существования:

…не слушать музу заунывную,
себя не вкалывать в цеха,
и деятельность безотрывную
забросить к чёрту в потроха.

Не горбиться и не сутулиться,
суть не разменивать на медь.
Смотреть на лиственницу, улицу
и не ржаветь. И не ржаветь.

Среди остальных материалов номера, заслуживающих внимания: переводы Шекспира , выполненные , с его предисловием (перевод первой части вышедшего в 1599 году в Лондоне сборника любовной лирики «Влюбленный пилигрим»); очерки Константина Бальмонта «Письма из Франции» (шесть текстов, опубликованных им в 1926-1928 годах в рижской газете «Сегодня» о жизни в эмиграции; публикация и предисловие Александра Романова ); книжная полка Владимира Коркунова (в т.ч. о книгах Олега Лекманова о Мандельштаме, книгах о Василии Гроссмане и Николае Эрдмане и др.); исследование Олега Лекманова и Михаила Свердлова «Для кого умерла Валентина?» о стихотворении Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки», уже нареченное обозревателями «литературоведческим детективом.

Кстати, о «детективах» в литературоведении. Благодаря обзору Юлии Подлубновой узнал о рецензии Николая Богомолова в

«Новом литературном обозрении»

на публикацию Евгения Рейна об Анне Ахматовой в «Литературной газете». Разбор Богомолова представляется убедительным, в отличие от рецензии Рейна, изобилующей фактическими искажениями. «Но тут ведь перед нами не беспомощное изложение давней беседы, а взгляд из нынешнего дня, когда постепенно открывается вся сложность Ахматовой. А о какой сложности можно говорить, если даже самые элементарные вещи путаются, чтобы словно нарочно сбить читателя с толку. А кто же все это написал? Не спрашивайте. Не мог человек, подпись которого стоит под заметкой, написать такое. Даже если допустить, что он нечто спутал, то ведь на то и существует редакция газеты, чтобы проверить и, согласовав с автором, исправить. Или не печатать такие оскорбительные для памяти поэта строки». После чтения рецензии с некоторым ужасом подумал: сколько же вокруг подобных публикаций, вышедших по редакторской недобросовестности (и порой подкрепленных авторитетным именем, якобы допускающим возможность редакционного нечтения). Вряд ли на каждую найдется столько литературоведов - особенно учитывая непропорциональные тиражи таких журналов, как «НЛО», и современной желтой прессы. Однако истина нам дороже.

В «Иерусалимском журнале»

Марина Кудимова анализирует историю как раз таки «желтой» российской и зарубежной журналистики. «Напрасно внушали нам, будто «желтая» буржуазная пресса на просторах СССР не ночевала. Приведенный пример опровергает сей факт напрочь, зато может послужить основой для диссертации на тему «Расширение функций журналистики в эпоху массовой культуры». Лозунг «Информация - наша профессия» с появлением бульварных изданий начал стремительно устаревать. Бульвар живет не информацией, а сплетнями и домыслами. Заметка «Попал под лошадь», которой так замечательно воспользовался ее герой - Остап Бендер, тоже была опубликована не в «Плейбое», а в советской газете…»

Вышел очередной номер брюссельской

«Эмигрантской лиры»

. В номере, как всегда, немало интересного - избранное Геннадия Каневского из разных книг (своеобразный дайджест его книги «Сеанс», вышедшей осенью 2016-го в молодом издательстве «Иван-Чай»), блок материалов о Саше Соколове (подборка его стихотворений и эссе о нем Геннадия Кацова ), мониторинг поэтических новинок и обзор фестивалей последних месяцев, подборка рецензий от Даниила Чконии , архивные беседы Александра Радашкевича со старейшим русским журналистом, поэтом и мемуаристом Кириллом Дмитриевичем Померанцевым (1906-1991). Но лицо журнала по-прежнему определяют обзорные материалы о зарубежной поэзии - в этом смысле «Эмигрантская лира» уникальна. В этот раз «повезло» Канаде: статья Марины Шеркиной-Либер о русской поэзии Канады и большая подборка канадской поэзии в переводах Александра Шика, Семёна Сафро и Алины Иохвидовой , участников семинара художественного перевода, существующего в рамках Центра искусств «Удивительная кошка» в Торонто.

помимо прочих интересных материалов (рассказ о выступлении Юнны Мориц в Челябинске, стихи Евгении Извариной, Юрия Казарина, Юлии Кокошко и др.), представляет интервью Романа Сенчина , переехавшего в Екатеринбург. Беседа любопытна в том числе и прогнозами писателя, дистанцировавшегося от суеты метрополии, о своем творчестве: «В Москве я писал в основном на раздражении. Был почти непрерывный зуд от увиденного, от той круговерти, какая круглосуточно царит там, и этот зуд можно было притушить только тем, чтобы сесть за стол и писать. О Москве ли, о сибирской деревне, статью о современной прозе или о Державине - не столь важно. В Екатеринбурге атмосфера куда спокойней. Зуда особого я не ощущаю, но и усыпляющего покоя - тоже. Может быть, в новом городе изменится моя проза, посветлеет её палитра, которую многие считают беспросветно темной. Не знаю. Усилием воли это сделать нельзя. Поэтому произнесу банальное, но, по-моему, очень точное слово: посмотрим».

«Дети Ра»

анонсирует скорый выход книги Евгения Степанова о Татьяне Бек (1949-2005), - не только замечательном поэте, но и литинститутском учителе, поддержавшем многих ныне известных поэтов на ранних порах. Очередной номер журнала представляет интервью о ней поэта Сергея Арутюнова , бывшего студента семинара Бек в Литинституте, а ныне - преподавателя. В беседе много предельно честных свидетельств об отношении Бек к мастерству стиха. «Неправильность, неверность, искривление, вплоть до тайного порока, безобидной мании - всё, ведущее к прозрению и, следовательно, осознанию самого себя, обожествлялось, как нищие и бездомные, роющиеся в мусорных баках. В них она видела уличных пророков, старцев, способных изречь нежданную истину. И сама, до поздних лет, продолжала искать - учителей, тоскуя по родительскому теплу и не умея ни с кем сойтись, несмотря на чередование уединения и раздираемости общественными нуждами. Больше всего отношению к поэтическому мастерству меня учили ее принципы, которые она сама посильно блюла, - безмерно ответственное отношение к тексту как человеку, который рожден, слаб, вопиет и которому уже поэтому непременно надо помочь» . Ждем книгу - благо она посвящена одному из поэтов, основополагающих для вашего обозревателя, потому невозможно будет не откликнуться.

E-mail: [email protected] (главный редактор Борис Марковский)

«Лава»

Литературный альманах харьковского клуба поэзии “Авал”. Публикует поэзию, малую прозу, переводы, критику, публицистику, репортажи с литературных фестивалей. Язык: русский, украинский, белорусский (без перевода).

Главный редактор: Екатерина Деришева.

Е-mail: [email protected]

«Лампа и дымоход»

Лампа и дымоход — российский литературно-художественный журнал, издающийся в Москве с 2011 года с периодичностью 4 раз в год. Объём журнала 240—280 страниц.

Издание публикует форматную и неформатную литературу всех жанров, направлений, течений, школ. Авторы журнала — это известные писатели, критики, преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники, а также начинающие авторы, пишущие на русском языке.

Приложения журнала:

Vремя ЛД — дискуссионный клуб, в котором в режиме реального времени публикуются материалы для широких обсуждений. В приложении ежедневно рассматриваются художественные произведения, публицистические, литературоведческие и популярные статьи. Лучшие материалы отбираются в печатные выпуски журнала «Лампа и дымоход».

ЛД Аvангард — специальное приложение, раздел в бумажном издании «Лампа и дымоход», занимающий до 1/5 от общего числа полос журнала. В приложении публикуется авангардная (или модернистская) литература. Создан и действует сайт приложения «ЛД Авангард».

Главный редактор — Герман Арзуманов.

«Лексикон»

Интернет-журнал, Чикаго.

Создан для творческих натур и тех, кому есть что сказать. Если вы себя к таковым причисляете, пришлите нам свои работы, мы обязательно их рассмотрим и опубликуем лучшие. Это могут быть рассказы, стихи, живопись, фотографии, журнальные статьи -всё, что доставит удовольствие не только вашим близким друзьям, но и тем, кого вы ещё не знаете.

Е-mail: [email protected]

«Лехаим»

Ежемесячный литературно-публицистический журнал, издающийся с 1991 года общим тиражом 50000 экземпляров. Он объединяет самые разные жанры - художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

«Ликбез»

Литературный альманах.

Мы продолжаем придерживаться «бумажного» варианта обновления - полностью новый номер выходит каждый месяц. Что касается редакционной политики, то мы, приветствуя всех новых авторов, сохраняем за собой право тщательного отбора их произведений.

«Лиterraтура»

Лиterraтура - еженедельный цифровой журнал, публикующий произведения наиболее ярких представителей современной русской литературы.

Нам можно писать и присылать рукописи. Однако, по сложившейся традиции, никаких рецензий и возможно даже вменяемого ответа вы не получите. Мы публикуем лучших, но каждый из них когда-то был начинающим и стал тем, кто есть только благодаря вере в то, что делает.

E-mail: [email protected]

«Литературная газета»

Общественно-политическая и литературная газета.

E-mail: [email protected]

«Литературная Россия»

«Литературная Россия» издаёт этнополитический и литературно-художественный журнал «Мир Севера», альманах «Литрос», где собраны произведения современных российских писателей, а также «Библиотеку «Литературной России» - библиографические справочники, монографии, книги прозы.

«Литературная учеба»

Литературно-критическое издание.

Журнал ориентируется прежде всего на публикацию материалов, касающихся современного литературного процесса. Рады мы будем и аналитическим статьям о сетевой литературе, а также о современной литературе российских регионов (включая Санкт-Петербург) и русского зарубежья.

E-mail: [email protected] , [email protected]

«Литературные известия»

Печатный орган Союза писателей ХХI века и Союза литераторов России. Газета о писателях и для писателей, а также для всех читателей, интересующихся культурой.

E-mail: [email protected]

«Литературный европеец»

Единственный ежемесячный литературно-публицистический журнал на русском языке в Европе. Орган Союза русских писателей в Германии. Участвуют русские авторы не только из Германии, но Франции, США, Дании, Чехии, Финляндии, Англии, Балтийских стран. Журнал освещает проблемы современной русской литературно-общественной жизни в Европе и других странах. Проза, поэзия, публицистика, рецензии, юмор, злободневные материалы. Авторы - в основном, представители 4-ой волны эмиграции.

Русские. Подобно всей ранней русской журналистике, начиная с ее рукописных предшественников — «вестовых писем» (или «курантов») XVII в., а затем печатных петровских «Ведомостей», первые русские литературные журналы издавались… …

Живой журнал Журналы современной России по алфавиту Журналы России Компьютерные журналы на русском языке Компьютерные журналы, логи. Литературные журналы Музыкальные журналы Радиолюбительские журналы Философские журналы Электронный журнал См.… … Википедия

Первый московский журнал «Полезное увеселение» относился к литературным изданиям («литературные журналы»). В 1762 профессор И.Г. Рейхель издал «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствия...» журнал,… … Москва (энциклопедия)

Журналы - Журналы. В Петербурге начал выходить первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в “Ведомостях”» (1728—1736 и 1738—1742) — литературно художественное и научно популярное… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В Петербурге начал выходить первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в „Ведомостях » (1728 1736 и 1738 1742) литературно художественное и научно популярное приложение к газете «Санкт… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ - ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ, творческие объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направления творчества. К ним относятся также литературные салоны и «вечера» (напр., «Субботы» С. Т. Аксакова, «Среды» Вяч. И. Иванова, «Понедельники»… … Литературный энциклопедический словарь

ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Рус. периодические издания кон. XIX нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению. «Музыка и пение» Ежемесячный ж., публиковавший ноты для одноголосного и хорового пения, фортепиано и др. инструментов и статьи о музыке.… … Православная энциклопедия

ЖУРНАЛЫ - (музыкальные) в России, несмотря на сравнительно редкое появление и недолговечность, уже имеют свою довольно обширную историю, до сих пор, однако, очень мало выясненную. Полных экземпляров наиболее старых журналов не имеется даже в Имп. публ.… … Музыкальный словарь Римана

Печатаются рельефно точечным шрифтом по системе Л. Брайля (см. Брайля шрифт), плоским шрифтом, а также издаются в звукозаписи (на магнитной ленте и грампластинках). В России первые Ж. д. с. «Друг слепых» (1887 88), «Досуг слепых» … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Литературная жизнь России 1920-х годов. Том 1 (комплект из 2 книг) , Первая часть первого тома коллективного труда "Литературная жизнь России 1920-х годов" посвящена литературной жизни Москвы и Петрограда 1917-1920 гг., от Октябрьской революции до времени… Категория: История и теория литературы Издатель: ИМЛИ РАН ,
  • Новое платье империи. История Российской модной индустрии, 1700-1917 , Кристин Руан , Монография Кристин Руан посвящена истории моды в России. Среди обширных источников этого исследования - государственные статистические отчеты, модные каталоги и журналы, документы первых… Категория: История моды. Костюмы Серия: Библиотека журнала "Теория моды" Издатель: