Бизнес портал - Гарнизон

Функции социального работника в пенитенциарной системе. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере

Реферат по дисциплине:

«Правовое обеспечение социальной работы»

на тему:

«Социальная работа в пенитенциарной системе РФ»

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1.Теоретические основы социальной работы в пенитенциарном учреждении………………………………………………………………….……5

1.1 Социальная работа в пенитенциарной системе………………………..….5

1.2 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении……………………………………………………………….………8

Глава 2. Направления, формы деятельности социального работника и профессиональные требования к его личности в пенитенциарной системе……………………………………………………………………………12

2.1 Основные направления и формы деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе………………………………….…..……...12

2.2

………………….…………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………..…...18

Библиографический список………………………………………………..……19

Приложение А Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение Б Виды медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы

Введение

В настоящее время в Р оссийской Федерации стоит особая проблема - становление социальной работы в пенитенциарной системе. Раскрытие сущности данной проблемы и развитие соответствующих мер в переполненной преступностью стране - одна из главных задач института социальной работы.

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.

На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.

Очень велика рецидивная преступность. Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным.

Современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков, способных работать с различными категориями осужденных по-новому. Специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях призван предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, таким образом, участвуя в снижении процента преступности в Российской Федерации.

Данная работа посвящена обозначению категорий пенитенциарной социальной работы и одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления деятельности социальных работников пенитенциарной сферы. Кажется, что активная деятельность профессиональных социальных работников в исправительных учреждениях способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему Российской Федерации к европейским стандартам.

Объект исследования: социальная работа в пенитенциарном учреждении.

Предмет исследования: принципы и содержание деятельности социального работника в исправительном учреждении.

Целью данной работы выступает выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарной системе и определение содержания и методов социальной работы в условиях исправительной колонии.

Глава 1. Теоретические основы социальной работы в пенитенциарном учреждении

1.1 Социальная работа в пенитенциарной системе

Совокупность внешних и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Разрешить их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый человек, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи.

Признавая уголовное наказание самым суровым, но необходимым средством воздействия на определенную категорию правонарушителей, государство от имени общества применяет его в целях крайней самозащиты, разрешения криминогенной трудной жизненной ситуации, а также пресечения дальнейших личностных деформаций и возвращения таким образом человека к социальной норме.

Статистика количества лиц, находящихся в местах лишения свободы неутешительна.

Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях - специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптации или реадаптации в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в облегчении субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом - содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания - исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются [Ананьев 2005: 93-95].

Социальная работа с осужденными строится на следующих принципах:

Гуманности - в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека;

Доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

Адресности – оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.);

Добровольности - социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

Конфиденциальности - неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

Воспитательно-профилактической направленности - посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;

Стимулирования осужденного - работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание.;

Толерантности - терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека;

Максимизации социальных и личностных ресурсов - для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления [там же: 118-120].

1.2 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном

учреждении

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ. Она провозгласила РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.7 Конституции в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [Зубарев 2006: 31].

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в Федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Более детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации: приспособление человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. [Зубков 1998: 101-103].

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром [Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст.1 ч.2].

Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым, устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким, родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения иным лицам [Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст.91].

В исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья [Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст.101].

В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.

Осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства [Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст.181].

Осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами [Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст.182].

Таким образом, правовую основу социальной работы с осужденными составляют: Конституция РФ; другие законодательные акты РФ; подзаконные акты; нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов; локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы.

Социальный работник в исправительных учреждениях, так же пользуется Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях (утв . приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2) (с изменениями от 8 сентября 2006 г.), дающей гарантии осужденному по его освобождению. Гарантии выражаются в социальной помощи и поддержке, трудоустройстве, обеспечении жилплощадью, необходимой одеждой и т.п. гарантиями.

Глава 2. Направления, формы деятельности социального работника и профессиональные требования к его личности в пенитенциарной системе

2.1 Основные направления и формы деятельности социального

работника в уголовно-исполнительной системе

В настоящее время профессиональная деятельность специалистов по социальной работы и других сотрудников исправительного учреждения осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных учреждений.

Группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных является структурным подразделением исправительного учреждения, предназначенным для оказания содействия осужденным в разрешении их социальных проблем [Зубарев 2006: 18].

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Социальная работа проводится со всеми осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи [Зайнышева 2002: 178].

В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими отделами и структурными подразделениями исправительного учреждения. Внешнее взаимодействие осуществляется с родственниками осужденных, общественностью, территориальными службами занятости, социальной защитой населения, другими заинтересованными структурами [Мокрецов 2006: 37].

Сотрудники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, автоматизированным рабочим местом (персональным компьютером), оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.

Для реализации целей и задач сотрудники группы выполняют целый ряд функций. К основным из них относятся:

Осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;

Комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения и разработка индивидуальных программ по работе с ними;

Обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей, в соответствии с требованиями законов и норм морали;

Укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и. религиозными объединениями, иными лицами, могущими содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей;

Постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных освобождению;

Положение определяет права и обязанности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. В соответствии с ним для выполнения профессиональных функций старший специалист по социальной работе имеет право:

Запрашивать и получать необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах осужденных;

Принимать участие в работе распределительной комиссии по распределению осужденных по отрядам и бригадам;

Участвовать в принятии решений по вопросам представления осужденных, являющихся клиентами социальной работы, к условно-досрочному освобождению;

Вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

К числу обязанностей старшего специалиста по социальной работе согласно Положению относятся:

Своевременное информирование руководства исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных;

Оказание осужденным индивидуальной помощи, информирование и консультирование их (как самостоятельно, так и с помощью приглашения юристов) по вопросам пенсионного, материального, иного социального обеспечения;

С первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении осуществление деятельности, направленной на их подготовку к освобождению, содействие приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков;

Содействие восстановлению, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье и общения в ближайшем социальном окружении;

Оформление документов по индивидуальному пенсионному страхованию осужденных и содействие их реализации;

Принятие мер по получению паспортов, трудовых книжек и иных документов осужденных [Зубарев 2006: 11-16].

2.2 Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных.

За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт.

В Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Так по результатам данных общественных организаций на 1 января 2008г. в следственных изоляторах содержалось на 58,8 % людей больше чем положено по государственному стандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. на человека. Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному жесточайших мер. Человек наказывается лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. Было принято около 40 указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов. (Федеральный закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» и др.) Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошо налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного, закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организацию питания, вещевого обеспечения и торгового обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. В соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких - либо дискриминаций в отношении к осужденным.В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения. В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: «Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан».

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

Таким образом, правовой аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, адвокатов, администраторов, контролеров и социальных посредников.

Заключение

В заключение можно отметить, что для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско - аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Библиографический список

1.Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно – исполнительной системе. Учебно – методическое пособие /О. Г. Ананьев, Е. О. Ананьева, Н. С. Глазунов и др. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. – 372 с.

2. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 240 с.

3. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы/ С. М. Зубарев, Москва, 2006. - 51 г.

4. Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность /А. И. Зубков и др. М.: Изд-во «Наука», 1998. - 172 с.

5. Инструкция об организации и осуществлении министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы от 31 января 2006 г. N 16. - 5 с.

6. Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 77

7. Ковалева А. И. Социализация личности норма и отклонение /А.И. Кавалева. М.: Институт молодежи, 1996. - 223 с.

8. Левин Б. М. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) /Б. М. Левин. М.: РАН Ин-т социологии., 1995. - 200 с.

9. Мокрецов А. И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие /А. И. Мокрецов. - М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. - 75 с.

10. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

11. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/А. А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

12. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

13. Холостова Е. И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 400 с.

14. Щепкина Н. К. Научно-организационные основы образования осужденных /Н.К. Щепкина. Благовещенск: Амурский гос. университет, 2006. - 190 с.

15. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18декабря 1996 года.

Приложение А

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение Б

Виды медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы

В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический аспект. Рассмотрим каждый из них.

Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен, чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. По исследованиям практики применения наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер установил, что продолжительное образование снижает рецидив. Следовательно, нужно использовать средства и методы обучения в перевоспитании осужденных”.

Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Так по результатам данными общественными организациями на 1 января 1998г. в следственных изоляторах содержалось на 58,8 % людей больше чем положено по государственному стандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. на человека”.

Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному жесточайших мер.

Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было принято множество указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов улучшающих положение осужденных. Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том, что хорошо налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного, закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организацию питания, вещевого обеспечения и торгового обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям.

Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить, что отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так как из общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. По данным на середину 1995г. среди осужденных православные христиане составляли 18 300 человек, баптисты - 3 900, мусульмане - 2 250 человек таким образом, в пенитенциарной системе РФ содержится приблизительно 34 000 верующих (без учета осужденных находящихся в тюрьмах и колониях-поселениях). Работа конфессиональных организаций, прибщение к вере, способствуют улучшению взаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты с внешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказывают помощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудового устройства. Деятельность социального работника должна быть направлена на максимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями.

В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Труд осужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первую очередь это трудовой кодекс, в соответствии с которым на осужденных без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда, заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану труда. В соответствии с указанными нормами осужденные к ограничению свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе связанные с обучением и.т.п., на осужденных к ограничению свободы распространяется государственное социальное страхование”. В соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным.

В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения.

В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: “Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан”.

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, контролеров и социальных посредников.

В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. указываются три цели наказания:

Восстановление социальной справедливости;

Исправление осужденного;

Предупреждение совершения новых преступлений. В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации были утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки в СИЗО, были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.

Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается участвовать в отправлении религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви, в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий. Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой деятельности, духовно-просветительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:

Повышается их социальный статус;

Препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которой подвержены большинство попавших в заключение;

Открывает возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;

Помогает выработать адекватную самооценку и т.д. В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами 6:

Она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

Ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;


Она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

Она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

Она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

Социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники, призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.

Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанностью социального работника является также работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.

Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.

Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются прежде всего в оказании помощи заключенным:

В осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;

В анализе своих противоправных поступков и потребностей;

В коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

В привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например умения принимать ответственные решения;

В решении административных и финансовых вопросов. Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В статье 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются пять основных направлений исправления и перевоспитания заключенных 7:

Режим отбывания наказания - система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;

Общественно-полезный труд - выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;

Воспитательная работа: к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание;

Общеобразовательная подготовка;

Профессиональная подготовка;

Оперативная деятельность - направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать и как самостоятельное направление деятельности, не являющееся средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. В таблице 20 представлены основные критерии каждого из этих направлений.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максимально приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными. При этом труд не должен рассматриваться как часть «терапии занятости», как времяпрепровождение либо как источник дохода учреждения, но как учебная ситуация для клиентов, имеющая целью подготовку их к жизни вне стен учреждения.

В российских учреждениях пенитенциарной системы каждый осужденный обязан трудиться. Он может работать как на государственных предприятиях, так и на предприятиях любой формы, а также заниматься индивидуально-трудовой деятельностью. Трудовая деятельность осужденных подчинена не целям извлечения прибыли, а целям наказания <ст. 37 ИТК). Она регламентируется в соответствии с Законом «Об органах и учреждениях, исполняющих наказание...» (1993 г.).

В 1994 г. между МВД Российской Федерации и Федеральной службой занятости Российской Федерации было заключено соглашение, согласно которому ФЗС РФ обязаны предоставлять ИТУ данные о потребностях рынка труда, направлять информацию о возможностях трудоустройства освобождающихся, принимать меры к организации учебных центров и пунктов в ИТУ, помогать в работе по профессиональной ориентации осужденных.

Особое внимание следует обратить также на организацию свободного времени заключенных, необходимо создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим обсуждением.

Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10-12 человек (ведение общей кассы для осуществления необходимых покупок, приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным.

По мнению западных специалистов, «терапевтизация» всей деятельности пенитенциарного института подразумевает терапевтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к обычной жизни ситуациях. Развивая с этой целью идею относительной открытости учреждения и включения внешнего мира в его оздоровление, некоторые ученые предусматривают следующие меры:

- «импорт» специалистов и возможных услуг: приглашение специалистов, не работающих непосредственно в правовой системе, например, для консультаций по правовым вопросам, по проблемам социального страхования, регулирования денежных вопросов, для проведения специальных видов терапии. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что заключенные встречаются не только с представителями юстиции, но и с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ними как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины предоставляют свои товары, банковские служащие или библиотекари предлагают свои услуги и т.д.;

- «экспорт» услуг учреждения в общество: например, предоставление специалистами учреждения консультационных услуг гражданам близлежащей части города, предоставление в их пользование помещений учреждения (спортивных площадок, залов, бассейнов и т.д.);

Проведение в учреждении мероприятий общественного характера, на которых могут присутствовать как общественность, так и заключенные;

Организация для заключенных опыта реальности вне учреждения (возможность свободного выхода и возвращения), например, работа за пределами учреждения, выход за покупками и т.д.;

Привлечение к процессу оздоровления клиентов лиц, имеющих значение для его успешной реализации;

Организация встреч с населением и т.д.

Все эти мероприятия и формы работы предусматривают прежде всего установление и развитие социально-полезных связей между заключенным и внешним миром. Все социальные связи, которые поддерживает заключенный можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-негативные. При определении социально полезных связей необходимо учитывать следующие критерии: заключенный стремится к их устойчивости и стабильности, возлагает определенные надежды на их сохранение и развитие в будущем; эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально-полезные связи имеют три особенности: заключенный является их активным субъектом; они имеют большое значение для заключенного; они позитивно влияют на самого клиента. Объектом социально-полезных связей могут выступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудового коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника - выступать активным посредником, всячески способствовать развитию социально-полезных связей заключенного.

Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за рубежом.

НОУ ВПО Московский Психолого-социальный Институт

Конаковский филиал

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Пенитенциарная педагогика»

«Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы»

Конаково 2010

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ

1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы РФ…………

1.2. Теоретическое обоснование деятельности социального работника…..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………


Введение……………………………………………………………………….......................................................... 2

Глава 1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ............................................................................................... 2

1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы РФ…………............................. 2

1.2. Теоретическое обоснование деятельности социального работника….......................... 2

Заключение……………………………………………………………………......................................................... 2

Список использованной литературы…………………………………………............................................ 2

1.2. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы...................... 3

Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы........................................................... 3


Введение

В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. Так, с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % . На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.

Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ) увеличился в шесть раз.

Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная деятельность основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным.

Объектом изучения является пенитенциарная система Российской Федерации. Предметом выступает сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными. Цель реферата - выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника, определение ее основных направлений, принципов, методов и роли в пенитенциарной системе РФ.

Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.

В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось на 1 июля 1998г. 1017814 человек. “Видами исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются:

Исправительные учреждения являются органами государства, входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора.

Наказания различным категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.

“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена

лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.

Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима.”

Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенных необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а в уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54 человек на 100000 . Проблемами реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности.

После краха советского союза пенитенциарная система подверглась реформированию. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром. Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которыене могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.

По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1)Психолого-ориентированная

2)Социолого-ориентированная

3)Комплексно-ориентированная

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. « В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как

профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически “ подкован “. Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология рассматривающая только психологические аспекты, ни право

рассматривающее только правовую сторону проблемы.

Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту.

Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ

И др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства юстиции России: история и современность. М.: “Норма”., 1998 – 172с.


Уткин В. А., Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть. – Томск, 1995. – 94 с.

1 Шнайдер Г.Й.


Шнайдер Г.Й. Криминология – М.: “Прогресс”- Универс, 1994. - 502 с.,С.10.

(КПВ)»

Факультет педагогический

Специальность – Социальная работа

Семестр – 8

Группа 340

Кафедра педагогики

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

Кол-во часов

Характеристика современной российской пенитенциарной системы

Обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере

Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ.

Специфические функции социальной работы в отношении отдельных категорий осужденных.

Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Основные направления психологической пенитенциарной социальной работы.

Основные методы и методики деятельности социального работника в рамках пенитенциарной системы РФ.

Этические положения деятельности социального работника в учреждениях пенитенциарной системы.

Характеристика современной российской пенитенциарной системы

Становление пенитенциарной системы: истоки, карцерная система, система исправительных учреждений.

Виды исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ]: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы , выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных. Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования , обеспечение охраны здоровья осужденных.


Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима.

Обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере

Модели теоретического обоснования практики социальной работы в обществе: психолого-ориентированная, социолого-ориентированная, комплексно-ориентированная. Системы взаимоотношений общества и правонарушителей, философия помощи в отношении данной категории населения. Комплексная модель помощи лицам, находящимся в учреждениях пенитенциарной системы. Цель деятельности социального работника. Особенности деятельности социального работника в пенитенциарной системе. Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране.

Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере

Принципы социальной работы как элементы научной теории и основополагающие правила эмпирической деятельности. Классификация принципов: общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. Специфические принципы социальной работы в пенитенциарной системе: гуманизм, законность и справедливость.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ

Функции социальных работников: правовая помощь и поддержка осужденных; психолого-педагогическая диагностика личности осужденного; разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных; адаптация осужденных к среде ИТУ. Обязанности социального работника в учреждении пенитенциарной системы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.


Специфические функции и их реализация в отношении осужденных инвалидов, несовершеннолетних, пожилых, молодых мам и беременных женщин, женщин, родивших в местах лишения свободы.

Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях .

Федеральный закон “Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, “О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР” и др.).

Правовая поддержка и обеспечение осужденных.

Реализация прав осужденных: материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы; связь с семьей, содействие в подготовке к выходу из мест лишения свободы, трудового устройства, сотрудничество с религиозными организациями , выполнение условий труда осужденных и получение осужденными не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки; право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности , льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе связанные с обучением и. т.п., государственное социальное страхование ; медицинское обеспечение осужденных.

Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях .

Характеристика психологических проблем лиц, отбывающих наказание: чувство психологического дискомфорта, чувство учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение, психические расстройства, необратимые изменения в психике человека. Психологические методы деятельности социального работника в учреждении пенитенциарной системы. Направления психологической работы социальных работников: адаптация личности в заключении, формирование у нее максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснение прав и обязанностей, подготовка осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составление программы психологических аутотреннингов. Основные подходы и принципы психологической работы с осужденными: индивидуализация, комплексность или системность. Основные направления психологической пенитенциарной социальной работы: изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”; разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным; социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений; социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.

Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках пенитенциарной системы РФ

Методы наблюдения за преступностью (). Интервью как средство исследования представляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе, которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к сообщению вербальной информации”. Сравнительный метод. Зарубежные методы социальной работы с осужденными: модель или метод справедливости, метод воспитательного воздействия, включающий различные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация поведения.

Метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта» (В. Н Кудрявцев). Расширение позитивных связей осуществляется через: приобщение осужденного к художественной литературе , музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности; ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей; предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью; привлечение осужденного к общественной деятельности.

Метод прогрессивного исполнения наказания заключается в совокупности юридических, организационных и воспитательных средств обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения степени его исправления.

Исправление - формирование устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни.

Метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности, определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.

Направления пенитенциарной психологической деятельности социального работника: оказание психологической помощи в традиционном смысле (диагностическое консультирование и профилактические мероприятия); улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий; проведение исправительной психологической коррекции осужденного.

Психологическая методика “Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях”, разработанная институтом МВД России.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Основная:

1. Кравченко работа. – М.: Проспект, 2008. – 413 с.

3. Павленок, история и методика социальной работы: Учебное пособие / . – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

4. Фирсов социальной работы / . – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

Дополнительная:

1. Алферов социология и перевоспитание осужденных /. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994.– 205 с.

2. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога /. Уфа, 1997. – 168 с.

3. Беляева для несовершеннолетних правонарушителей в России /. Белгород: «Высшая школа».1998. – 135 с.

4. Бражник право /. - М.: Норма, 1994. – 176 с.

5. Еремеева социальной работы с различными группами населения /. – Благовещенск,2002. – 27 с.

6. Зайнышева социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 240 с.

7. Зубарев и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы/, Москва,2006. – 51 г.

8. Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.01.01 г. № 77

9. Инструкция об организации и осуществлении министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы от 01.01.01 г. N 16. – 5 с.

10. Катаева работа в микрорайоне с подростками склонными к правонарушениям /, Киров: «Вят-слово»,1997. – 166 с.

11. Концепция целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы)»от 7 июня 2006 г. N 839-р

12. Мокрецов конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие/. – М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. – 75 с.

13. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учебно-методический материал /, С..А. Семенова, Г.В. Строева; под редакцией доктора юридических наук. – М.: НИИ ФСИН России, 2005 г. – 32 с.

14. Саблин человека: Учебное пособие /. – Оренбург: ОГУ, 200с.

15. Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. . – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

16. Филипов пенитенциарной системы: материалы международной конференции /. Минск,1998. – 108 с.

17. , Студенова социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

18. Холостова работа: теория и практика: Учеб. пособие /. – М.: ИНФРА – М, 2004.– 427 с.

19. Щепкина -организационные основы образования осужденных /. Благовещенск: Амурский гос. университет,2006. – 190 с.