Бизнес портал - Гарнизон

Особенности работы фармацевта. Фармацевт — что это за профессия? Кто может работать в аптеке Если в аптеке работает не фармацевт

Наш эксперт - декан фармацевтического факультета НижГМА, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова .

Документ с «пробелами»

Елена Шитова, АиФ Здоровье. « Лекарственное обозрение» : Светлана Владимировна, чем «не угодил» фармацевтической общественности новый проект ФГОС?

Светлана Кононова: Данный проект, как и многие ранее действующие документы, не отвечает требованиям времени. Его содержание не обеспечивает опережающего профессионального образования и не обеспечивает готовности специалиста к саморазвитию. Сегодняшний подход к формированию ФГОС является количественным, а не качественным и не соответствует темпам развития фармацевтического рынка. Надеюсь, что в новый документ будут включены предложения профессионального сообщества и что его обсуждение будет достаточно длительным и всеобъемлющим. Тех пятнадцати дней, в течение которых проект находится в открытом доступе в Интернете, явно недостаточно для взвешенного решения. Принятие таких важных документов требует процедуры осмысления.

- В чем вы видите основной «пробел» этого документа?

- Беда в том, что мы не нацелены на формирование нравственного человека. Для профессионала нравственные понятия должны стоять во главе угла, сейчас этого не происходит. Один из результатов такого подхода в том, что происходит искажение социальных, профессиональных и нравственных ценностей, квалифицированные специалисты уходят из профессии, а ценность образования падает. Это касается всех отраслей, но в медицине и фармации эти негативные процессы особенно заметны.

Кодекс чести или прибыль любой ценой?

Не кажется ли вам, что в современных «недорыночных» экономических условиях требование воспитывать нравственного человека воспринимается едва ли не как дурной тон? В крайнем случае, оно сводится к религиозному подтексту.

Восприятие этого понятия не одинаково в разных возрастных аудиториях. Студенты употребляют его совершенно адекватно, чего не скажешь о многих преподавателях. Меня пугает, когда я вижу на лицах образованных взрослых людей кривую гримасу при одном только употреблении слова «нравственность». Чему может научить преподаватель медицинского вуза, считающий, что это понятие имеет только религиозный аспект? На самом деле понятие нравственности далеко не тождественно религиозным представлениям.

- Что вы включаете в это понятие?

Главный критерий нравственности - соблюдение определенных норм: правовых, профессиональных, духовных и т. д. А у нас сегодня в медицинской и фармацевтической сферах сплошь и рядом игнорируются требования законодательства. Необходимо вернуть в профессию нравственные ориентиры. Если врач выписывает вместо рецепта бумажку, а фармацевт отпускает по этой бумажке лекарство, то оба они проявляют профессиональную безнравственность.

Получается, что если фармацевт не отпустил лекарство по бумажке, то он поступил правильно. А вдруг пациент, не получивший лекарственную помощь, в результате пострадает или даже погибнет?

- Может быть и обратная ситуация: пациент пострадает от того препарата, который обозначен «на бумажке». При этом врач рецепт не выписывал и ответственности за ущерб, нанесенный пациенту, не понесет, «стрелки» будут переведены на фармацевта. Сегодня аптечный работник оказывается «крайним» и если отпустил, и если не отпустил лекарство. Но если бы в каждой аптеке требовали рецепты, а не бумажки, то и врачи вели бы себя иначе. Однако, пока в аптеках сохраняется приоритет прибыли любой ценой, это вряд ли произойдет.

- Насколько реально соблюдать нравственные правила в рыночной экономике?

Вполне реально, если создать соответствующую законодательную базу и воспитывать настоящих профессионалов, которые считают неприемлемым нарушать свой «кодекс чести».

- Но в аптеках работают и непрофессионалы…

К сожалению, действительно так, и это одно из самых ярких проявлений безнравственности в нашей отрасли. О проблеме непрофессионалов неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, но я не знаю случаев, когда владелец аптеки понес реальное наказание за то, что у него работают люди без профильного образования. Думаю, что существующий сегодня порядок проверок в известной степени способствует тому, чтобы можно было скрыть даже вопиющие нарушения в этой части. Проверяющий обязан предупреждать заранее о своем визите, и к моменту проверки в документах все будет исправлено, и ни одного неспециалиста на рабочем месте он не увидит. Кроме того, любая проверка является тематической, и если в теме заявлено хранение лекарственных средств, то только хранение и будет проверено.

За первым столом часто работают не фармацевты, а медицинские сестры, что в принципе недопустимо. Каким бы квалифицированным ни был медработник, он не является специалистом в области фармации. Имеет значение и тот факт, что при всеобщем дефиците медицинских сестер в лечебных учреждениях аптеки создают предпосылки для дальнейшего оттока среднего медперсонала.

Властелины аптек, они же - работодатели

Может быть, пойти по другому пути и узаконить то, что реально происходит, то есть дать право медицинским работникам заниматься фармацевтической деятельностью?

- Такие предложения поступали неоднократно, более того, они лоббируются определенными кругами. Акцент делается, в частности, на том, что существуют компьютерные программы, позволяющие справиться с задачами фармацевта любому человеку с медицинским образованием. Но компьютерная программа никогда не заменит человека! Так мы скоро докатимся и до того, что врача заменим компьютером.

Второй аргумент лоббистов заключается в том, что фармацевтических специалистов не хватает, так как очень много аптек. Но именно непомерное количество аптек порождает многочисленные нарушения!

- Часто говорят, что конкуренция позволяет снижать цены.

Где и когда сейчас снижаются цены на лекарственные препараты? Они как росли, так и растут, сдерживающим фактором является отнюдь не количество аптек, а покупательная способность населения. Качество обслуживания конкуренция тоже не улучшает: если за первым столом стоит непрофессионал, о каком качестве вообще может идти речь?

Наша кафедра проводила исследования социальной значимости фармацевтической профессии, в том числе и ее востребованности у разных категорий населения. Среди посетителей аптек 87% считают, что провизоры и фармацевты необходимы, в экспертных группах врачей и фармацевтов этот показатель находится на уровне 82-84%. Зато владельцы аптек, работодатели только в 38% случаев считают, что для удовлетворения запросов потребителей нужны провизоры и фармацевты.

Возможно ли, что при такой «заинтересованности» работодателей в специалистах аптеки скоро останутся вообще без фармацевтов?

- Здесь неоднозначная ситуация. По мнению самих фармацевтов и провизоров, работающих в аптеках, работодатели мало заинтересованы в профессионалах: так считают 42% опрошенных. Это косвенно подтверждается тем, что работодатели не стремятся к повышению квалификации своих сотрудников: только 14,3% специалистов имеют доплаты за наличие квалификационной категории и только 42,8% - за профессиональный стаж.

Однако на самом деле владельцы аптек не хотят оставаться совсем без профессионалов: 54% работодателей хотели бы иметь «страховку» в виде опыта и знаний специалистов. При этом потребители, по мнению владельцев аптек, вполне могут обойтись и без специалистов (напомню, так считают 38% работодателей).

Ни перспектив, ни творчества

- А хотят ли сами работники аптек расти в профессиональном плане?

Самое страшное то, что специалисты в аптеках не видят перспектив для своего профессионального развития. Наши исследования показали, что по окончании учебного заведения в аптечные организации идут работать 65-70% новоиспеченных провизоров и 90-95% фармацевтов, при этом в фармацевтические компании отправляются 30-35% провизоров. Но через год-другой ситуация полностью меняется: специалисты уходят из аптечных организаций, где остается только 45-50% провизоров и 75-80% фармацевтов. По мере возможности провизоры уходят работать в фармацевтические компании.

- Вероятно, причиной исхода специалистов из аптек в первую очередь является низкая зарплата?

Это существенный, но не решающий фактор, гораздо важнее отсутствие профессиональных перспектив и неинтересная работа. Многие профессионалы считают работу в аптеках безнравственной. Влияет и то, что корпоративное обучение носит узкую направленность, ограниченную, как правило, сферой продаж. Кроме того, специалистам не нравится то, что в аптеках работают лица без фармацевтического образования, имеющие практически такие же обязанности и оплату труда. Провизоры уходят в фармацевтические компании, потому что там не только зарплата выше, но и есть перспективы карьерного роста, интересная работа, творческий подход.

Хочу учиться!

Получается, что провизоры, работающие в аптеках, не особенно стремятся к повышению квалификации. А хотят ли получать новые знания фармацевты со средним образованием?

- По нашим исследованиям, выпускники фармацевтических колледжей в 87% случаев стремятся продолжить обучение в вузе по заочной форме обучения. Мотивом служат необходимость систематизации и увеличения знаний, самосовершенствование, престиж, будущая зарплата, повышение общей культуры и расширение кругозора. В этих условиях отмена системы заочного образования приведет к тому, что фармацевтам будет закрыт путь к профессиональному росту.

Не секрет, что вузовское образование порой находится в отрыве от практики, и вчерашние студенты разочаровываются в профессии, даже не успев ее освоить.

В отношении работников аптечных организаций это справедливо. Приходя из вуза в реальные учреждения, студенты и молодые специалисты чувствуют противоречие между теоретической частью уровня нравственного сознания и эмпирически воспринимающимися ценностями, реальными отношениями. Все то, чему провизора учили в вузе, остается на минимуме востребованности, его работа и зарплата практически совпадают с работой и зарплатой фармацевтов, а то и вовсе работников без профильного образования.

- Это аптеки не соблюдают правил или вузы ушли в отрыв от реальной действительности?

Оба фактора имеют место. О том, как влияет непомерное количество аптек на качество их работы, мы уже говорили. Но и вузы во многом недорабатывают. Доминантами современного фармацевтического образования должны стать, во‑первых, сотрудничество с практикой, а во‑вторых, нравственные регуляторы: норма, закон.

Важные шаги

- Какие практические шаги необходимо предпринять для того, чтоб реализовать эти доминанты?

Необходим целый комплекс различных мер. В первую очередь следует законодательно разграничить функции провизора и фармацевта, предусмотрев эти разграничения в образовательных и профессиональных стандартах, квалификационных характеристиках и других нормативных документах. Для начала целесообразно ввести норматив о том, что заведовать аптекой могут только лица с высшим профессиональным образованием. В перспективе придется менять всю концепцию фармацевтической деятельности, результатом чего станет перераспределение обязанностей специалистов с высшим и средним образованием.

В частности, за первым столом останутся только провизоры, как это сейчас принято в развитых странах. При этом высшее фармацевтическое образование примет вид последовательной двухуровневой системы, где средние учебные заведения органично включатся в структуру вузов. А до введения единой системы нужно обязательно сохранить заочное высшее образование для выпускников фармколледжей.

- Нужно ли при этом менять программу обучения в вузах?

Да, это вызов времени, нуждающийся в адекватном ответе. От нас требуется консолидировать научный и практический опыт педагогов и фармацевтических работников для разработки ФГОС нового поколения, предусмотрев изменение названий некоторых дисциплин и их рациональный объем. В частности, я считаю крайне важным усилить гуманитарный блок. Но не за счет обычного лекционного материала, а за счет тренингов в форме ситуативного обсуждения. Целесообразно не ставить за подобные занятия оценок студентам, разбор ситуации в неформальной обстановке гораздо эффективнее семинара с «угрозой неуда».

- Какие специалисты будут выходить из фармацевтического вуза в итоге?

По окончании дипломного уровня вуза нужно выпускать провизоров общей практики. Перечень специальностей необходимо пересмотреть с учетом прохождения интернатуры и ординатуры. Мы уже говорили о том, что проект профессиональных стандартов необходимо пересмотреть и провести его самое широкое обсуждение среди специалистов.

Важно, чтобы разработку и экспертизу профессиональных стандартов проводила не одна структура, как это происходит сейчас, а независимые инстанции.

Единый госреестр провизоров и фармацевтов

- А как бороться с засильем непрофессионалов помимо неэффективных на сегодняшний день формальных запретов?

Требуется создать единый государственный реестр провизоров и фармацевтов, работающих в фармацевтических организациях всех форм собственности, и предусмотреть обязательное членство всех профильных специалистов во Всероссийской саморегулируемой общественной организации. Причем это членство не должно носить формальный характер, каждый человек должен понимать, что он на виду у всего профессионального сообщества, и дорожить своей репутацией.

Сегодня на уровне Министерства здравоохранения России поставлена задача создать единый реестр медицинских работников. Но почему-то речь идет только о тех, кто трудится в государственных и муниципальных медицинских организациях, а частные клиники выпадают из поля зрения. И про фармацевтическую отрасль пока не говорится вообще ничего.

Считаю целесообразным создать реестр и медицинских, и фармацевтических работников, включающий сотрудников всех профильных учреждений, независимо от формы собственности. Сейчас у нас в стране неизвестно не только точное число специалистов, но и количество фармацевтических организаций, что затрудняет объективный анализ ситуации.

Думаю, что совместными усилиями государства, профессиональной фармацевтической общественности, работников учебных заведений вполне реально восстановить нравственные ориентиры в отрасли и сделать выполнение норм органичной потребностью специалистов.

В наши дни современному человеку практически невозможно обойтись без лекарств, когда болеет он сам или родственники. А иногда просто требуется приобрести или для поддержания своего организма в бодрой форме и проведения профилактических мероприятий. В крупных и малых городах можно встретить множество аптек и аптечных киосков. Что же ждет нас на полках? Упаковки с таблетками, капсулами, ампулами для инъекций, грелки, тонометры, пипетки, эластичные бинты, термометры, мази, суспензии, сиропы, глюкометры… долгим может быть список.
У некоторых людей сложилось ошибочное мнение о том, что отпускающий все аптечные товары фармацевт – это всего лишь продавец в чистом беленьком халате, ловко достающий красивые и яркие упаковки с линиментами, драже, каплями из множества ящичков и шкафчиков. Вот и решил МирСоветов рассказать о том, чем же занимаются фармацевты, раскрыть особенности, тонкости их сложной работы. Эта статья будет полезна и тем, кто хочет связать свою жизнь с лекарственными средствами и лечением пациентов. Правильно в жизни – задача непростая.
Так какие же знания и личные качества важны для аптечных работников?

Общие сведения о профессии

Фармацевтом называют квалифицированного специалиста, занимающегося приготовлением лекарств, их исследованием, контролем качества, хранением и отпуском (продажей). Профессия престижная, по востребованности она находится на седьмом месте. У слова «фармацевт» очень древнее происхождение, в переводе с греческого оно означает «дарующий исцеление и оберегающий от болезней». В античные времена существовали лекари, успешно пытавшиеся лечить людей снадобьями, которые сами же и готовили. И только в тринадцатом веке в Европе произошло разделение труда и обязанностей между фармацевтами и врачами. Поначалу в России знатоков лекарств называли просто аптекарями.
Получить эту социально значимую специальность можно в фармацевтических колледжах или на фармацевтических отделениях медицинских колледжей или училищ. На овладение всеми премудростями уйдет примерно 3 года. При желании и старании со временем можно стать и главным фармацевтом – провизором, пройдя обучение в академии, университете или институте на очной или заочной форме, совмещая работу и учебу.
В школе стоит особое внимание уделять изучению химии, ботаники, анатомии, математики. Ответственность, внимательность и хорошая память очень пригодятся в дальнейшей учебе.

Несколько сведений о заработной плате

Назову лишь средние цифры:
  • по всей России она составляет от 15000 до 21000 рублей;
  • в малых городах и поселках – от 12 до 19000 рублей;
  • в Москве гораздо больше – от 32 до 42000 рублей.
Фармацевты успешно трудятся в следующих организациях и учреждениях:
  • в аптеках, причем любых форм собственности – частных, муниципальных, государственных;
  • на крупных и мелких складах;
  • в центрах, осуществляющих контроль за качеством лекарственных средств и аптекоуправлениях;
  • в лабораториях, научно-исследовательских институтах (НИИ) и других учреждениях, занимающихся созданием новых препаратов, сбором и переработкой лекарственных растений;
  • на фармзаводах и фармфабриках, осуществляющих промышленное производство препаратов;
  • в фармацевтических компаниях, производящих лекарственные препараты, являясь их медицинским представителем.

Знания и навыки

Мне на всю жизнь запомнилось меткое изречение врача из Индии Сушруты, прочитанное давным-давно в одной из книг по Аюрведе (науке жизни): «Лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды – огню и мечу».
Среди преподавателей бытует мнение, что стать хорошим фармацевтом могут или одаренные личности, или очень старательные. Ведь в аудиториях и кабинетах учебного заведения будущему специалисту придется изучить множество спецдисциплин. Перечислю лишь некоторые из них:
  1. Фармакология – наука, которая поможет понять, как же влияет лекарственное средство на организм, знакомит с дозами, побочными (нежелательными) эффектами и противопоказаниями.
  2. Фармакогнозия – весьма интересная и перспективная наука, изучающая лекарственные растения, животное сырье (пчелиный, змеиный яд, плацента) и препараты, в состав которых они входят. Эти знания помогут понять полезные свойства растений и научиться составлять лечебные чаи и сборы для исцеления многих недугов.
  3. Фармакотерапия – изучение заболеваний и принципов их лечения препаратами.
  4. Технология лекарств – предмет, на котором учат правильно готовить лекарственные формы по рецептам (прописям) врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений, их укупоривать, оформлять соответствующим образом.
  5. Фармацевтическая химия – наука, дающая знания, как правильно проводить контроль качества приготовленных лекарственных форм.
  6. Организация и экономика фармации (сокращенно – ОЭФ) – знакомит с основами организации работы аптечных учреждений, правилами отпуска лекарств из аптек и их хранения.
Большое значение в настоящее время уделяется изучению студентами компьютерных технологий и прикладных программ, которые пригодятся в дальнейшей работе.
Особая роль отводится также основам психологии, биоэтики и деонтологии, ведь фармацевт весь день общается с людьми.
Да и без знаний латыни не обойтись, ведь придется читать рецепты, выписанные неразборчивым почерком врачей.
К тому же надо уметь владеть навыками работы на современных кассовых аппаратах, ведь во многих аптеках должность фармацевта и кассира совмещены.
Учебный процесс изобилует множеством часов практических занятий в специально оборудованных для этих целей лабораториях и кабинетах.
Чтобы овладеть профессией, связанной со здоровьем и жизнью человека, потребуется много сил, выдержки и целеустремленность.

Важные личностные качества

Сегодня квалифицированному фармацевту требуется владеть огромнейшим багажом знаний и постоянно их самостоятельно совершенствовать, ведь часто на фармацевтических рынках появляются новые лекарственные средства. Для этого нужна уникальная память, прилежность, аккуратность, высокий самоконтроль, организованность, ответственность за результат своей деятельности. Отличительные качества людей этой профессии – честность, гуманность, выдержка и терпение, доброжелательность, человеколюбие. На своем опыте убедилась, что всех лекарств целебнее – сердечность. Чуткое, внимательное отношение к каждому пациенту, помогут вселить в сознание человека уверенность в том, что лекарство ему обязательно поможет. Во время общения с больными людьми и их родственниками недопустимы раздражительность, безразличие, заносчивость, спешка в обслуживании, вспыльчивость, обиды. Надо больным людям грубость и раздражительность, которые они часто вольно или невольно проявляют. Надо уметь понимать таких людей, находящихся в стрессовой ситуации и столкнувшихся с болезнью. Коммуникабельность и отзывчивость помогут избегать конфликтов, получать моральное удовлетворение от того, что вы смогли внести вклад в выздоровление больного.
Человеку, решившему освоить специальность фармацевта, надо быть готовым и к минусам, трудностям. Вот некоторые из них. Будьте готовы к тому, что рабочий график будет «скользящим», то есть трудиться иногда понадобится в выходные и праздничные дни. Очень много времени приходится проводить стоя, к концу смены ноги устают, отекают, «гудят». Есть и профессиональные заболевания – им подвержены суставы и вены конечностей. Высок и риск заболеваний дыхательных путей, ведь в аптеку идут люди с и другими инфекциями. Признаюсь вам, нелегко работать весь день, когда случаются эпидемии гриппа, в «маске». Тогда даже на минутку присесть некогда.

Должностные обязанности при работе в аптеке

Фармработнику полагается знать:
  1. Не только нормативно-правовые акты, регламентирующие его работу, но и законодательство Российской Федерации, поправки и приложения к ним местных органов власти, касающиеся фармации.
  2. Основы всех фармдисциплин.
  3. Классификацию, номенклатуру и назначение лекарственных препаратов и изделий аптечного ассортимента.
  4. Правила и методы оказания доврачебной помощи.
  5. Все тонкости приготовления лекарственных форм в аптечных условиях и особенности их хранения и отпуска.
Так чем же занимается фармацевт в аптеке?
  1. Обеспечивает население лекарственными средствами, учитывая спрос и потребность в них. Своевременно составляет заявки-заказы на лекарства и товары аптечного ассортимента.
  2. Вместе с другими сотрудниками принимает товар, грамотно располагает его по местам хранения, учитывая надлежащие условия и особенности согласно правил.
  3. Осуществляет отпуск (продажу) готовых и приготовленных в аптеке лекарств клиентам по рецептам (и без них) и снабжает больницы и другие учреждения по оформленным требованиям.
  4. Внимательно следит, чтобы рецепты и требования были правильно оформлены.
  5. Проверяет совместимость ингредиентов и соответствие доз возрасту больного. Нет никаких сомнений, что именно точная доза делает любое вещество мощным лекарством, побеждающим болезни, или ядом, ведущим к гибели.
  6. Предотвращает врачебные ошибки.
  7. Занимается изготовлением лекарственных форм (порошков, микстур, мазей) по рецептам или требованиям из больниц, соблюдая все правила.
  8. Осуществляет внутриаптечный контроль качества, сроков годности, выявляет поддельные препараты и проводит их изъятие из продаж.
  9. Информирует и консультирует пациентов о способах применения лекарств, дозах и времени приема, рассказывает, как правильно хранить препарат дома. Часто больной человек идет за помощью и назначением к фармацевту, а не к врачу. Важно выслушать больного и оказать ему посильную помощь. Например, предложить средство от , кишечных расстройств или температуры. Но если симптомы серьезные, то ненавязчиво, но убедительно рекомендовать посетить врача.
  10. Случается, что внезапно пациенту становится нехорошо, тогда надо оказать до приезда « » доврачебную помощь.
  11. Соблюдает все правила санитарно-гигиенических норм и фармпорядка.
  12. Выполняет требования техники безопасности при работе с приборами и оборудованием, противопожарной безопасности.
  13. Рационально организует рабочее место.
  14. Следует правилам этики и морали при профессиональном общении с клиентами, врачами и сотрудниками своего коллектива.
  15. Если требуется, то информирует врачей о новых препаратах и изменениях в правилах отпуска лекарств из аптеки.
Помимо перечисленного, сотрудники аптеки являются материально-ответственными лицами и отвечают за сохранность лекарственных препаратов и денежных средств.

Права специалиста

Фармработник имеет право:
  1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей.
  2. Повышать уровень своих знаний на специальных курсах, проводящихся один раз в пять лет, и получать при этом сертификат соответствующего образца; проходить аттестацию для присвоения квалификационной категории.
  3. Принимать активное участие в работе фармацевтических кружков, конференций, совещаний, конкурсов, выставок.
  4. На основе полученного опыта внедрять новые технологии и совершенствовать организацию трудовой деятельности среднего фармацевтического звена.
  5. Вносить рациональные предложения и идеи своему руководству по улучшению качества обслуживания населения лекарственными препаратами товарами аптечного ассортимента.

Ответственность за нарушения в профессиональной деятельности

Провинности, за которые фармацевту придется отвечать:
  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника обязанностей и задач – в пределах, предусмотренных и определенных пунктами действующего трудового законодательства страны.
  2. За совершенные в процессе работы правонарушения – согласно гражданским, административным и даже уголовным законодательным актам.
  3. В случае причинения материального ущерба предприятию – возмещение, предусмотренное пунктами трудового договора, гражданским и трудовым кодексами Российской Федерации.
Как видите, уважаемые читатели МирСоветoв, работа фармацевта важная, интересная, но одновременно – очень трудная и ответственная. И не все могут справиться с таким большим объемом обязанностей и знаний, которые надо держать в голове и постоянно совершенствовать. Поэтому если вы все же склоняетесь к карьере фармацевта, то советую найти время и посидеть в торговом зале, а лучше – постоять часа 3 или более. Понаблюдайте за действиями фармацевта, полагаю, что вы станете очевидцем нескольких конфликтных ситуаций, которые опытный специалист правильно сумеет разрешить. Тогда вы сможете понять, стоит ли выбирать себе на всю жизнь такую профессию.
А теперь мне хотелось бы затронуть еще один важный момент. Уверяю вас, мои дорогие читатели, что истинный фармацевт в первую очередь думает не о получении прибыли, а о том, как помочь больному человеку. И если у вас небольшой , не смущайтесь, расскажите аптечному работнику об этом, что не хватает средств на выписанное врачом лекарство. В таком случае будет найден выход, вам порекомендуют синоним, то есть препарат, содержащий такое же действующее вещество, но стоящий дешевле. МирСоветов искренне желает всем чутких и доброжелательных фармацевтов в ближайшей аптеке и крепкого здоровья!

Почему важно, чтобы в аптеке обслуживал специалист по фармацевтическим образованием? Часто ли вы просите совета у работников аптек? «А есть какие-то дешевые аналоги этого лекарственного средства?.. А какая разница между тем и этим препаратом?.. А дайте мне что-то от боли в горле…» Знакомо?

Вы доверяете человеку за прилавком свое здоровье. Но кто работает в аптеке? А уверены ли вы, что этот человек - специалист в своем деле? О фармацевтов и провизоров и качество обслуживания в аптеках говорили с доктором фармацевтических наук Владимир Руденко.

В чем разница между провизором и фармацевтом?

Разница в уровне образования. Квалификация «Провизор» получают специалисты, окончившие вузы (факультеты медицинских высших учебных заведений), а фармацевта - колледжи, медучилища. Замечу, что специалисты по образованию фармацевт не могут занимать все те должности в аптеках, на которых должны работать только провизоры. В общем, в международной практике многих стран мира существует должность исключительно фармацевта.

Обязательно в аптеке должны работать люди с медицинским образованием?

Это может быть любой медработник или только человек с соответствующим образованием? Где, кстати, можно такую получить? Хочу подчеркнуть, что в аптеке обязательно должны работать специалисты не с медицинским, а с фармацевтическим (!!!) образованием. В вузах этой профессии учат 5 лет.

Почему обязательно должен быть профессиональный фармацевт, а не просто медработник или человек, который хорошо умеет пользоваться специальными компьютерными программами?

В аптеке должны обязательно работать специалисты по профессиональной фармацевтическим образованием, которые предоставляют профессиональные фармацевтические услуги и осуществляют фармацевтическую опеку пациента. Ни одна компьютерная программа не может заменить таких специалистов. Вместе с тем, каждый специалист по фармобразования должен уметь профессионально использовать специальные компьютерные программы и работать с современной компьютерной техникой.

Хватает специалистов в этой области?

Сейчас количество аптек постоянно растет. И их становится все больше. Поэтому существует потребность в дополнительном количестве специалистов, которые имеют право работать в аптеках.

Как понять, что перед тобой за «первым столом» не профессионал? Что делать в такой ситуации?

При посещении аптеки, пациент должен обратить внимание на бейдж специалиста, который его обслуживает. Отпускать лекарственные средства имеют право исключительно специалисты с образованием провизора или фармацевта, а следовательно и на бейджике должно быть указано кроме имени и фамилии также квалификация. Если там другая информация - этот человек не имеет права отпускать лекарственные средства.

В ситуации, когда вас пытаются обслуживать такой «специалист», вам необходимо обратиться к руководителю аптеки с уведомлением об этом (написать жалобу) или в регуляторные органы. Вы имеете полное право требовать, чтобы вас обслуживал специалист с профессиональным образованием.

Подробности

Хотите работать фармацевтом без образования? Возможно ли это и как получить работу своей мечты, не имея диплома?

Все знают, что для овладения профессией фармацевта необходимо долго и напряженно учиться. Но что делать, если получать профильное образование нет денег, сил или возможностей, а работать в аптеке хочется. Если, например, уже есть высшее образование, то второе можно получить только на коммерческой основе, на что не всегда есть средства. Или уже возраст не позволяет повторно потратить на свое обучение пять долгих лет. Или в силу какого-либо заболевания нет возможности поступить на фармацевтический факультет, но есть желание быть связанным с этой специальностью. На фоне всего этого возникает вопрос: возможна ли работа фармацевтом без образования?

Работа фармацевтом, если нет образования

По закону, если нет профильного образования, то работать в аптеке фармацевтом без образования нельзя. Но реальность такова, что если очень хочется, то можно найти аптеки, куда берут без наличия сертификата специалиста. Только в этом случае можно работать лишь консультантом. А это, соответственно, меньшая заработная плата, менее интересная работа, но и меньшая ответственность.

Для работы фармацевтом без образования в должности консультанта достаточно иметь диплом о наличии медицинского образования (в идеале высшего, но можно и средне специального). Все будет зависеть от политики директора сети розничной торговли. Хотя, конечно, в хорошую сеть с высоким уровнем оплаты труда без сертификата специалиста устроиться невозможно.

Если человек является студентом фармацевтического факультета, то, примерно, с третьего курса можно попробовать поискать работу фармацевта без образования полного, но с начальным. Здесь также все будет зависеть от руководства. Никто не любит брать на работу невыученных студентов, постоянно помогать им, особенно, когда в аптеке очереди по километру. Это будет стрессом для самого работника, его коллег и клиентов аптеки. Потому что если сотрудник чего-то не знает, то обслуживание затягивается, а неудовлетворенность в очереди растет. Но и для этого надо разбираться в большом количестве препаратов, уметь правильно подобрать аналог, если назначенного врачом лекарства не оказалось в аптеке, или оно слишком дорого для пациента.

Если человек является студентом медицинского института, то он также может попробовать устроиться работать в аптеку фармацевтом не имея образования по специальности. Но его, скорее всего, возьмут только на ночные смены, когда поток клиентов невелик и не требуется широких специализированных знаний для обслуживания клиентов (контингент ночных аптек достаточно специфичен). Минусом данной работы является то, что она ночная, а утром надобно идти в институт, и то, что она может быть небезопасной в случае, если клиент окажется агрессивно настроенным, буйным или в состоянии алкогольного опьянения.

Еще, если хочется окунуться в работу аптеки, можно устроиться приемщиком товара. И тогда, увидев работу аптеки изнутри, окончательно для себя решить, стоит или нет получать профильное образование.

Что делать для работы фармацевтом?

Работа фармацевтом без образования – это не совсем верный, временный путь. Если хочется работать фармацевтом в полном смысле этого слова, то надо однозначно учиться. Не нужно бояться, думать о возрасте, что это не солидно, я не смогу, было бы желание.

При наличии высшего образования, не важно по какой специальности, немолодого возраста и желания стать фармацевтом, стоит подумать об окончании фармацевтического колледжа. Обучение составляет четыре года, нагрузки не такие большие, как в вузе, но на выходе студенты получают сертификат специалиста и возможность сразу же трудоустроиться в аптеку.

Если возраст и амбиции еще позволяют, то лучше идти получать высшее профильное образование, хотя это и дольше. Необходимо отучиться в институте пять лет, чтобы получить диплом, а потом еще в ординатуре. Чтобы получить сертификат специалиста и право работать. Но в этом случае перспективы открываются более интересные и радужные.

Что хочется сказать напоследок, наличие образование будет цениться всегда. Если хочется стать толковым специалистом, то нужно учиться. Ну а если рассматривать работу фармацевта без образования, то только, как торговца лекарственными препаратами.

Труд фармацевта ответственен и серьезен. К сожалению, в настоящее время его все чаще и чаще рассматривают, как простого продавца лекарственных препаратов. Это принижает статус профессии, делает ее малопрестижной. Абитуриенты ошибочно начинают думать, что фармацевт может работать только в аптеке на продаже медикаментов, забывая, насколько широкая и разнообразная данная отрасль. Вот поэтому и надо стараться получить профильное образование, чтобы не стоять на одной ступени с обычными продавцами, чтобы чувствовать себя привилегированным сословием, которым, некогда, и считались фармацевты, провизоры и врачи. А мы сами низвели их до того уровня, на котором они находятся.

Работа фармацевтом без образования – это работа менеджером по продажам и не более того. Образование же – это привилегия, знание и возможности, которые в совокупности с опытом дают блестящих специалистов. Задумайтесь над этим.

Кто такой фармацевт, знает каждый. Профессия эта на первый взгляд заманчива. Казалось бы, и медицинская романтика присутствует, и ответственность сравнительно небольшая. Но так ли все на самом деле? В чем заключается работа фармацевтом, какие плюсы и минусы она имеет?

Фармацевт и провизор - это одно и то же?

Среди обывателей распространено мнение о том, что фармацевт - это человек, работающий продавцом в аптеке. И не более. На самом деле оно не совсем верно, представители этой профессии трудятся и в лабораториях, и на производстве фармакологической продукции. Однако важно понимать, что работа фармацевтом в аптеке требует только средне-специального образования, а для того чтобы участвовать в разработке новых препаратов или работать, предположим, технологом на предприятии, выпускающем лекарства, необходимо профильное высшее. Фармацевт высшей категории - это провизор, специалист, который может начать свою карьеру или за аптечным прилавком, или сразу же в какой-то более серьезной организации. Стоит заметить, что торговля фармакологической продукцией стремительно развивается, и недостаток квалифицированного персонала очевиден. Нередки случаи, когда фармацевты со средне-специальным образованием за несколько лет работы становятся заведующими аптеками.

Работа фармацевтом в аптеке: особенности профессии

Фармацевт, работающий в аптеке должен, не только отпускать лекарства и рассчитывать покупателей, но и хорошо разбираться в продаваемых препаратах. Не забывайте о том, что некоторые виды фармакологической продукции не допускается продавать без рецепта. Еще одна распространенная ситуация - покупатель приходит в аптеку и просит: «Дайте мне что-нибудь от головы». Фармацевт должен не только подобрать подходящее средство по описанным симптомам, но и постараться убедить клиента обратиться к врачу, особенно если ситуация серьезная. Что касается ответственности, то и здесь все не настолько просто, как кажется на первый взгляд. Многие лекарства имеют высокую стоимость, и даже если вы работаете честно и аккуратно, высок риск того, что коллеги из другой смены не окажутся такими же. Легко ли найти работу фармацевта в аптеке? Трудностей возникнуть не должно, востребованы даже сотрудники без и со средне-специальным образованием.

График работы и средняя зарплата фармацевта

Все аптеки в нашей стране делятся на круглосуточные и работающие по 10-12 часов. Наиболее распространены 2/2 или 3/3, в круглосуточных обычно днем и ночью работают разные сотрудники. Соответственно, существует ночная смена - такая уж это работа. Фармацевт ночной работает с минимальным количеством посетителей. В некоторых аптеках, работающих 24 часа, практикуются суточные графики. Сколько зарабатывают фармацевты? Для Москвы нижняя планка оплаты труда специалистов этого профиля находится в районе 30 тысяч рублей, для провинции средняя сумма меньше ровно в два раза - 15 тысяч рублей. Работа фармацевтом по-своему интересна, но не всегда простая - не все посетители аптеки ведут себя культурно. Высоки и физические нагрузки - ведь большую часть рабочего дня приходится проводить на ногах.