Бизнес портал - Гарнизон

Беспредел в культуре переводят технический персонал. Кто они, труженики сферы культуры. Основные проблемы оплаты труда работников культуры и их решение

Введение новой системы оплаты труда, которая является одной из мер, касающихся повышения заработной платы работников культуры, представляет собой трудоемкий процесс, осуществляющийся в несколько этапов

Повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, является одним из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня. Среди множества механизмов, направленных на обеспечение оптимальных условий для развития данной сферы, особое место занимает повышение зарплаты работникам культуры в 2017 году.

Согласно указам Президента РФ принятие подобных мер запланировано на вторую половину текущего года. Поэтому, чтобы это не повлекло за собой никаких последствий, к примеру, увеличения инфляции, уже сегодня необходимо уделить пристальное внимание равномерному распределению расходов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Основные проблемы оплаты труда работников культуры и их решение

В последнее время проблема, касающаяся оплаты труда в культуре, является очень актуальной. Ведь ни для кого не секрет, что заработная плата в данной сфере еще не достигала того уровня, которому она должна соответствовать. Несколько лет назад Минтруда было запланировано проведение реформы в области культуры, что предполагало значительное повышение заработной платы ее работников.

И хотя сегодня еще нет весомых доказательств того, что внедрение нововведений привели к кардинальным изменениям, однако во многих регионах положение начало меняться к лучшему.

Сегодня ведется работа по созданию прозрачного, действенного механизма оплаты труда руководителей, вводятся базовые оклады и ставки заработной платы, отвечающие среднему уровню региона, разрабатываются новые условия и предоставления льгот, а также многое другое.

В соответствии с Указом Президента РФ No597 зарплата должна быть полностью доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе уже к 2018 году. Поэтому сегодня ведется активная работа в данном направлении.

Некоторые показатели зарплаты в культуре за два последние года свидетельствуют о некоторых положительных моментах, касающихся повышения зарплаты в культуре.

В 2016 году среднемесячная оплата труда работников культуры повысилась на 2.6% по сравнению с 2015 годом. К примеру, по итогам первого полугодия 2016 года в 69 субъектах РФ зарплата превышала уровень 2015 года. Наибольшие изменения означенных показателей были отмечены в таких регионах:

  • Мурманской области – 110.7%;
  • Ненецком автономном округе – 116.6 %;
  • Республике Тыва – 113.7%;
  • Пермском крае – 108,4%.

В других шестнадцати субъектах Российской Федерации эти показатели достигли от 91 до 99 процентов по отношению к уровню 2015 года. В 2017 году планируется обеспечение соотношения средней заработной платы в культуре к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на уровне 90%.

Какие меры Министерства культуры примет по повышению зарплат работникам в 2017 году

В августе 2016 года Минкультуры РФ было принято Примерное положение по оплате труда работников федеральных бюджетных , искусства, образования и науки, которые находятся в ведении данной структуры.

В соответствии с этим нормативным документом учреждениям культуры предоставляется возможность самостоятельно заниматься определением размеров окладов, стимулирующих и компенсационных выплат. При этом в обязательном порядке должны учитываться госгарантии, касающиеся оплаты труда.

Все эти меры закрепляются такими документами, как соглашение, коллективный договор и локальный акт, при составлении которого необходимо учитывать мнение органа, представляющего интересы работников.

Стоит заметить, что в примерном положении не изложено каких-либо рекомендаций, касающихся минимальных размеров окладов или размеров повышающих коэффициентов к этим окладам. Однако в нем представлены некоторые обязанности работодателя, например:

  • в случае внесения изменений в систему оплаты труда он обязан обеспечить сохранение зарплаты сотрудника на том уровне, который был до изменения. Это является обязательным, если объем работы остается таким, как и раньше;
  • проводя работу по составлению штатного расписания, в обязательном порядке необходимо использовать как типовые отраслевые, так и межотраслевые нормы труда.

Примерное положение может выполнять роль ориентира для учреждений культуры, поскольку, помимо всего прочего, в нем учтены все законодательные нормы и особенности, являющиеся необходимыми для данной сферы.

Если учреждение имеет статус федерального казенного, то Положение, принятое учредителем, должно применяться в обязательном порядке. Для данной категории организаций в нем указан либо минимальный оклад, либо точная сумма.

Особенности внедрения новой оплаты труда работников культуры в 2017 году

Перечень мер, касающихся повышения зарплаты в культуре в 2017 году, включает и внедрение НСОТ, которая соответствует нормам ТК РФ.

Ее использование имеет определенные особенности. К их числу относятся следующие:

  • при выплате зарплаты учитывается степень сложности выполняемой работы, ее количество и качество, а также ;
  • условия труда должны отвечать трудовому договору, соглашению, коллективному договору и другим нормативно-правовым документам;
  • установленные оклады и ставки зарплаты соответствуют определенной квалификационной группе профессии;
  • при сохранении за сотрудником раннее установленного объема обязанностей заработная плата и другие выплаты не могут быть ниже, чем при использовании ЕТС.

Основой НСОТ являются рекомендуемые размеры минимальных окладов, установление которых входит в обязанности учредителя. Что касается выплат компенсационного и стимулирующего характера, то их можно добавлять в окладам в кратном или процентном соотношении.

Переход на новую систему оплаты труда - процесс довольно трудоемкий, требующий серьезного подхода. Поэтому и происходит он в пошаговом порядке:

  • создание специальной комиссии для установления размеров окладов и различных выплат, а также определения оснований для их получения;
  • анализ разноуровневых нормативно-правовых документов, содержащих нормы трудового права;
  • осуществление оценки кадрового состава;
  • анализ структуры заработной платы, которая действует на текущий момент;
  • подготовка предложений по введению НСОТ и так далее.

Членами комиссии, как правило, назначаются работники отдела кадров, финансовой службы и представители профсоюзной организации.

Если говорить об аналитической оценке кадрового состава, то в качестве ее составляющей выступает разработка перечней трудовых обязанностей, которые не включены в штатное расписание определенной должности. Сюда же относится и составление перечней трудовых функций, выполняющихся только работниками данной организации и никем другим.

Также аналитическая оценка включает рассмотрение соотношений утвержденных квалификационных профгрупп с должностями .

НСОТ определяется целый перечень выплат компенсационного характера:

Что касается выплат стимулирующего характера, то они выплачиваются на основе выполнения установленных показателей и критериев оценки эффективности труда. Размеры соответствуют той доли средств, которая заложена в фонд оплаты труда, для осуществления подобных выплат, и указываются в соглашениях, коллективных и трудовых договорах, локальны актах.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Работники культуры и искусства – достаточно общее определение для людей разных профессий, объединенных одной сферой деятельности. Кроме таких очевидных направлений как театры, искусство, музеи, кинематография, к ним также относятся туристская деятельность, археология, архивное дело, народное творчество и множество других. Эти люди тщательно берегут и обогащают то, что составляет духовное достояние государства. Удивительный и очень важный труд.

Однако сохранять и приумножать культурное наследие в России нынче не особенно выгодно: еще в 2012 году Правительство Российской Федерации отметило очень низкие доходы тех, кто трудится в области искусства, и предложило так называемую Программу последовательного усовершенствования системы оплаты труда сотрудников бюджетного сектора на 2012-2018 годы. На тот момент они были значительно ниже и без того невысоких среднерегиональных доходов и неудивительно, что вакансии в этой сфере были не востребованы. Да и сейчас заработок не намного выше – 24,5 тыс рублей при среднем по России - 32 тыс. Последствия кризиса затронули разные области, отсутствие уверенности беспокоит всех одинаково, в том числе и трудящимся в этой сфере.Посему одним из наиболее насущных вопросов для них был и остается -

Планы по реорганизации 2012-2018 гг

На момент составления программы было очевидно, что культурная сфера нуждается в серьезных изменениях. Кроме действий, продиктованных временем – формирование электронной базы, реставрация объектов культурного наследия, модернизация библиотек и так далее – необходимо было пересмотреть всю систему и в целом увеличить удовлетворенность предоставляемыми услугами населением. Именно эти задачи и были поставлены при формировании плана мероприятий на семилетний период реформы.

Ключевыми составляющими улучшения ситуации в области культуры являются:

  • создание условий труда, способствующих выполнение высоких требований к работе;
  • поэтапное увеличение получаемого денежного довольствия до среднерегионального уровня;
  • повышение уровня профессионализма сотрудников, в том числе обучение, прохождение курсов переквалификации и т д;
  • реорганизация неэффективных учреждений культуры.

Из перечисленного следует, что повышение зарплаты работникам культуры федерального ведомства в 2017 году и ее приведение в соответствие со средней по региону является одной из важнейших составляющих осуществляемой реформы.

Актуальная ситуация с зарплатами

В 2013 году средний уровень денежного довольствия работников культуры составлял всего 70% от общероссийского. До настоящего момента значительного увеличения не было, поскольку реализовывался первый этап программы – реорганизационный. В этот период в основном осуществлялась только индексация. Запланировано было основное повышение окладов работникам культуры в 2017 году в РФ.


Однако на какую конкретно величину будет осуществлена прибавка к зарплате работников культуры, с уверенностью говорить трудно, ведь с нынешнего года в Российской Федерации введены обновленные условия расчета среднего заработка для бюджетников по региону. Теперь они учитывает доходы работников этого направления, получаемые не только в госучреждениях, но также и в коммерческих организациях. Посему скорее всего, запланированная цифра в 100% от средней зарплаты будет достигнута за счет этого плюс индексация на процент инфляции, и значительного увеличения ждать не стоит. В любом случае, точные цифры появятся не раньше четвертого квартала.

Поэтому ответить сейчас на вопрос: отменили ли повышение заработной платы работникам культуры в 2017 год однозначно достаточно сложно. Необходимость доведения зарплат до 100% среднерегиональных не отменена, но не исключено, что будет это только формально.

Сокращения продолжатся?

Несмотря на то, что большинство заинтересованных людей беспокоит вопрос – какова будет зарплата работников культуры в 2017 году в России, повышение которой запланировано на этот период, существует и более насущный вопрос, связанный с возможным отсутствием работы.

Многие полагают, что массовые сокращения последних лет связаны с последствиями кризиса. Конечно, он сыграл при этом определенную роль. Однако на этот период также пришлась реорганизационная реформа в бюджетной сфере, одним из последствий которой явилось закрытие неэффективных госучреждений: школ, больниц, библиотек, музеев и прочих. К сожалению, в большей степени это изменение коснулось небольших населенных пунктов, где их и так немного.

Если говорить применительно к работникам культурной сферы, то конкретные цифры были установлены и утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 года.

С начала реорганизации и по сегодняшний день количество трудящихся в этой сфере людей сократилось с 670 000 до 628 000, и в будущем году также ожидаются сокращения до 615 000 человек. Скорее всего, с точки зрения государства, это решение было необходимым и аргументированным. Возможно, в масштабах государства и цифра невелика. Но если вдуматься, 55 тыс человек – население небольшого населенного пункта – лишились работы. В этом ракурсе уже становится понятнее. И это только работники культуры и искусства, а не все бюджетники.

Заключение

Деятельность государства, направленная на развитие культуры и туризма, приносит свои результаты. Кроме высоких слов – сохранение и обогащение культурного и исторического наследия – большинство людей действительно отмечают улучшение состояния исторических объектов и музеев, организации выставок, строительство новых зданий искусства, значительный рост качества продукции киноиндустрии, организацию массовых мероприятий и так далее. Конечно, все это невозможно без высококвалифицированных специалистов. Потому хочется надеяться, что этих людей все-таки не оставят без внимания и поднимут оплату их труда до соответствующего уровня не только на бумаге.

Работники на бюджете, независимо от занимаемой должности и структуры, к которой относятся, всегда ожидают повышенную зарплату. Важнее всего это бюджетникам, у которых оклад ограничивается и лишь иногда премиями несколько повышается, лишь разово. Пришло время узнать подробнее, . Как оказалось, даже в этом вопросе присутствуют некие нюансы.

Кто они, труженики сферы культуры

Сотрудники, представляющие культуру, ведут деятельность в кино, искусстве и других сферах. Деятелями культуры принято считать людей, ставших по профессии режиссерами, театральными работниками, музейными сотрудниками. Их заведения труда относятся к государственным объектам.

Что омрачает многих специалистов, профессии дается весьма заниженная оценка. Из-за отсутствия приоритетов новых специалистов в ней не так уж и много. Даже утверждение тематических дней, специально назначенных годовых периодов не достаточно для изменения ситуации. Проблема требует большего внимания, чем в настоящее время ей уделяют сверху.

По итогам прошлого 2015 годового периода размер оплаты труда в культурной сфере были ниже достойного уровня, а оклад составлял 11 тысяч по регионам и 20 тысяч рублей для федеральных организаций. По мнению главы государства, суммы эти должны быть изменены до таких позиций: 20 тысяч регионам, а 50 тысяч рублей - федеральным заведениям.

Перспективы по окладам на 2017 год

Наравне с остальными бюджетниками, работникам искусства положены определенные оклады. Причем данные суммы соизмеримы с остальными профессиями. Президенту известна ситуация, ведь с мая 2012 года существуют указы относительно направления культуры, бюджетной сферы в целом. Согласно этим документам, работникам полагается больше получать заработной платы начиная с 2018 года. Разница за 6 лет должна стать существенной. Для этого задумали ежегодную индексацию по окладам. Ведь в одночасье пересчитать зарплаты и существенно повысить их оказалось невозможным для сил бюджета страны.

Плавно проходящее повышение заработной платы работникам культуры федерального ведомства в 2017 году должно было привести к существенному подъему. Однако хорошо выполняемым планам помешало проявление кризиса в 2014 году. Резко ухудшенное положение в опустевшей казне отразилось на невозможности увеличивать оклады дальше. У повышений возникла некоторая отсрочка. Теперь заморозка повышения зарплаты становится все реальнее.

Из размышлений экспертов относительно зарплат в отрасли культуры

Ряд экспертов радует оптимистичным настроем. Без повышения окладов будущий год не обойдется хотя бы потому, что существует инфляционный процесс. При официальных 6 процентах и будет происходить перерасчет. Но при фактическом показателе в 12, даже 17 процентов первая цифра оказывается в разы меньшей. Так что фактически разница остается незаметной вообще. Особенно после похода по магазинам.
Будет пересмотрена зарплата работников культуры в 2017 году в России, повышение которой состоится непременно. Но что это даст людям, непонятно. Все же эти 6 процентов лучше, чем вообще ничего. Остается с надеждой смотреть в будущее, представляя себе радужные картины. Ведь это вполне свойственно творческим людям, какими являются все деятели культуры.

Из новостей о планировании повышения

Что качается планов по повышению, всем все разъяснили. Но как быть с фактами, чтобы те соответствовали заявлениям, остается вопросом. Ведь пока на текущий год вместо перерасчетов в новостях поговаривают про заморозку индексации участникам культурной деятельности. Но что будет на самом деле, узнавать лучше через профильные ведомства, их электронные представительства.

Дальнейшее изложение обстановки будет предоставлено во всех видах СМИ, начиная от официальной публикации на сайте, заканчивая объявлениями по новостным ТВ, виртуальным порталам, газетам. Ситуация остается открытой к ознакомлению, как и новость о том, когда будет утверждено повышение окладов работникам культуры в 2017 году в РФ. Сайты ведомств доступны для посещения всеми желающими.

Вероятность сокращений есть

Обеспокоенность людей волной сокращений уместна. Культурным работникам тоже стоит быть годовыми к любым развитиям событий. Ведь по многим бюджетным сферам уже прокатилась волна с сокращениями. Так что прибавка к зарплате работников культуры вполне вероятна путем жертвования другими сотрудниками. Причиной тому становится отсутствие свободных средств для выплаты нужных сумм по зарплатам и другим обязательствам.

Увольняют сотрудников не только из бюджетной сферы. Многие коммерческие организации сократили своих специалистов из-за нехватки финансирования. Без столь жестких мер невозможно продолжать работу по исполнению социальных обязательств, включая выплату заработной платы. Теперь идет борьба с раздутыми штатами трудового коллектива различных структур. Организациям возложено осуществлять реализацию имеющегося имущества, выполняющего миссию мертвого груза. Только у нас продажа турбокомпрессоров на все виды транспорта

В поисках альтернативных вариантов для повышения окладов

Есть подход, согласно которому возрастает вероятность скорейшего повышения оклада. При стимулирующем варианте оплаты каждый из сотрудников будет оценен по результатам эффективности его работы. Систему только начали использовать в деятельности бюджетных организаций. Зарплату могут начислять по двум составляющим: базовую и стимулирующую. При лучшем выполнении трудовой деятельности стимулирующую плату повышают. При реализации такой системы воплощение увольнений упрощается. Кто хуже работает, тот и лишен трудовой должности. Ведь не каждый достоин получать хотя бы базовую часть, ее нужно заработать, как и надбавку.

К сожалению, избежать увольнений творческим деятелям невозможно. Но и утверждать окончательно, отменили ли повышение заработной платы работникам культуры в 2017 году, тоже рано. Время властно переменить ситуацию в одночасье. Пока что остается отслеживать изменения новостей, дожидаясь лучших перемен. Чем порадуют в верхушке на будущей год культуру, ее тружеников, остается пока только строить догадки и проявлять творческую фантазию, свойственную деятелям культуры. Но все же задуматься о смене профессии пока никому не поздно. Ведь не зря считают, все новое хорошее – это результат плохого в прошлом.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2019 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2019 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2019). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2019 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2019 года, таблица:

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-июнь 2019 года

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Преподаватели вузов

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

* Конфиденциальные данные

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г.Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт.округ

Тюменская область без авт.округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.