Бизнес портал - Гарнизон

Детские юмористические журналы. Весёлые картинки, журнал. История создания журнала «Мурзилка»

Весёлые картинки: Весёлые картинки (журнал) советский и российский детский юмористический журнал, издаётся с сентября 1956 года. Весёлые картинки (телепередача) телепередача, выходившая на Первом канале. Весёлые картинки (издательский… … Википедия

Жанр юмор Режиссёр Роман Кобзарев Автор сценария … Википедия

Ежемесячный детский юмористический журнал, с 1956, Москва. Учредитель (1998) ТОО «Весёлые картинки» … Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Весёлые картинки. Весёлые картинки … Википедия

- («Весёлые картинки»,) ежемесячный юмористический журнал для детей дошкольного возраста и первоклассников. Орган ЦК ВЛКСМ. Издаётся в Москве с 1956. Тираж (1971)5,6 млн. экземпляров. На страницах журнала в ярких картинках… …

Весёлые человечки группа сказочных персонажей, ставших постоянными героями рассказов и комиксов в журнале «Весёлые картинки» (с 1956), а также детских книг и мультфильмов. Содержание 1 Состав и история группы … Википедия

Печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов,… … Большая советская энциклопедия

Весёлые картинки: Весёлые картинки (журнал) советский и российский детский юмористический журнал, издаётся с сентября 1956 Весёлые картинки (издательский дом) российский издательский дом, издающий журналы для детей, основан в 2000 Весёлые… … Википедия

Весёлые человечки группа сказочных персонажей, ставших постоянными героями рассказов и комиксов в журнале «Весёлые картинки» (с 1956), а также детских книг и мультфильмов. Состав и история группы В «Клуб Весёлых человечков» входят восемь… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Миша. Миша Специализация: детский журнал Периодичность: 12 раз в год Язык: русский Главный редактор: Рахат Миша Страна … Википедия

Книги

  • Веселое детство "Весёлых картинок" , 26 сентября 1956 года вышел в свет первый номер любимого миллионами соотечественников детского журнала "Весёлые картинки" . Это было хорошее, весёлое время - вторая половина 50-х годов… Категория: Отечественные художники Издатель: Открытые системы ,
  • Веселое детство Весёлых картинок , 26 сентября 1956 года вышел в свет первый номер любимого миллионами соотечественников детского журнала`Весёлые картинки`. Это было хорошее, весёлое время - вторая половина 50-х годов бурного… Категория: Разное Издатель: ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ , Производитель:

Детский журнал «Веселые картинки»: особенности

В большой семье советской
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет.
Его читатель тоже
Ещё довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребёнку -
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
С.Я. Маршак (Ода в честь выхода
первого номера журнала)

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» появился в 1956 году в период «хрущевской оттепели».

Название для журнала выбиралось очень тщательно. Издатели ориентировались на читательскую аудиторию, состоящую из маленьких детей, которые, бесспорно, очень любят рассматривать увлекательные изображения. Вскоре выяснилось, что читать журнал «Веселые картинки» начали и взрослые. Издание с этого момента стало «сеейным», туда были добавлены рассказы, стихотворения, загадки и считалки.

Спустя некоторое время у детского журнала «Веселые картинки» появился нарисованный покровитель и символ Карандаш. Карандаш – это очень добрый и забавный человечек, у которого вместо носа – красный грифель. Он одет очень интеллигентно – в синюю блузу с красным бантом на шее и элегантный берет.

Популярность журнал «Веселые картинки» получил сразу же после выхода первого номера, попав в число дефицитных изданий из-за ограничений печати.

Самое удивительное в номерах журнала «Веселые картинки» из архива то, что они совсем не были подвержены цензуре советского времени, таких привилегий не имело ни одно издание того времени. Также журнал был единственным в СССР изданием, который не публиковал сведения о кончине глав государства, что было тогда обязательным для всех печатных СМИ.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» отметил уже свой 55 юбилей. Но его суть ни чуть не изменилась, на своих страницах он продолжает нести задор, оптимизм и отличное настроение.

Если нет возможности купить издание в магазинах – не беда, скачать журнал «Веселые картинки» предлагают многие сайты, на которых представлен не только свежий номер, но и архив.

Авторскому составу детского журнала «Веселые картинки» просто нет равных. Ни в одном другом журнале не работало такое число известных писателей, поэтов, художников…. В журнале «Веселые картинки» можно читать первые произведения ныне известных авторов того периода, когда многие издательства отказывали им в публикации.

Особый вклад в работу журнала «Веселые картинки» внесли:

· Иван Семенов - популярный карикатурист газеты «Крокодил», именно ему принадлежала идея создания издания, первый редактор журнала.
· Самуил Маршак – автор оды для журнала.
· Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев – коллектив авторов рассказов и статей;
· Иван Максимович Семенов - народный художник СССР, придумавший символ журнала – Карандаша.
· Нина Иванова – редактор журнала с 1972 года.
· Рубен Варшамов – художник, главный редактор издания с 1977 года.
· Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта – художники нонконформисты и карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер – именно они, начиная с 1977 года, внесли иной смысл в работу издания – ноты бунтарства и борьбы за свободу, что запрещалось в журналах «для взрослых».
· Виктор Пивоваров - создатель современного логотипа журнала (1979 год).
· Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Евгения Милутки начинают публиковать свои первые работы для «Веселых картинок» в 80-х годах прошлого столетия.
· Инна Антипенко – главный редактор с 2000 года.

Журнал «Веселые картинки» - более 50 лет дарим читателю оптимизм, радость и задор!

Журналы для детей существуют уже не одно столетие. Первый журнал появился в конце XVII века в Германии с названием, не имеющим ничего общего с детской литературой «Лейпцигский еженедельный листок».
В России первый детский журнал вышел в 1785 году – «Детское чтение для сердца и разума». Затем появились журналы «Подснежник», «Детское чтение», «Родники», «Рассвет». В них печатались лучшие произведения русской и мировой литературы, издавались они в основном для юношества.
Но если ещё в недалёком прошлом первыми журналами нашей детворы были «Весёлые картинки» и «Мурзилка», то сегодня их огромное количество.

«Весёлые картинки» - единственный в России детский юмористический журнал. Все материалы основаны на шуточных стихотворениях, сказках. Дети очень любят рубрику «Шутки-загадки», где даётся много задач, развивающих логическое мышление. В журнале есть ряд познавательных рубрик, например, где живут верблюды, какая пирамида самая высокая. В журнале в своё время печатались известные писатели: Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков. Сегодня журнал открывает дорогу современным авторам.
«Мурзилка» - знакомит детей с историей, экологией, достижением науки и техники, правилами поведения. Много места отведено головоломкам, играм в компании друзей, а также конкурсам и викторинам для всей семьи. Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусства «Мурзилка». Галерея знакомит с репродукциями картин – шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности» и «Весёлые уроки математики и русского языка», объединённые в отдельный раздел-приложение «Головоломки, игры, затеи».
«Миша» . В «Мише» есть всё, что нравится и что нужно современному ребёнку - динамичные истории, весёлые стихи, загадки, комиксы, ответы на многочисленные «Как? Зачем? Почему?». Увлекательные материалы о природе и животных, а также развивающие игры, занятия для «Умелых рук».
«Весёлые уроки» – красочный детский познавательный журнал – предлагает вам отправиться в увлекательные путешествия по страницам знаний. Для вас весёлые рассказы, сказки, загадки, игры, поделки, полезные советы, сценарии утренников и спектаклей.
«Филя» . Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, весёлые викторины, экологические игры, путешествия знаменитых натуралистов. В каждом номере дополнительная вкладка с раскрасками.
«Детская энциклопедия» . Тематический журнал для детей и подростков – это ответ на любой вопрос, обилие наглядность цветных фотографий. Коротко и интересно о самом главном.
Журнал «Читайка» - это путь в увлекательный мир книги для младших школьников. Герои журнала – мальчик Читайка и мудрый Совёнок из номера в номер путешествуют по сказочному миру книги, весело, но убедительно доказывая, что «Чтение – лучшее учение» и «Книга – твоя душевная защита»
Детская Роман-газета журнал для детей среднего и старшего возраста. Это помощник ребятам и учителям: многое из того, что проходят на уроках истории, литературы, географии, биологии. В увлекательной форме можно прочитать на страницах этого журнала: повести и рассказы русских и зарубежных классиков и лучших современных писателей, сказки, исторические произведения, повествования о художниках и музеях.
«Юный натуралист» . Выходит уже более 80 лет. «Страницы Красной книги», «Записки натуралиста», «Тайны морей и океанов» и многие другие рубрики рассказывают об окружающем мире флоры и фауны. Кроме того, в журнале есть «Совета Айболита» по уходу за домашними любимцами, интересные поделки в рубрике «Сделай сам», познавательные головоломки в «Поляне игр».

Помимо журналов, которые выходят уже многие годы, в настоящее время издаётся огромное множество новинок печатной продукции, которые можно разделить на две группы: развлекательные и познавательные. К развлекательным, например, относятся журналы «Микки-Маус», «Барби», «Том и Джерри». Это подборка весёлых комиксов с героями популярных мультфильмов. Возрастная аудитория без ограничений. Эти издания предназначены для развлечения детей, развивающей информации в них нет, просто картинки с комментариями. Круг познавательных журналов очень широк. Среди них можно отметить «Томка и компания»,«Филя», «Свирелька» и «Свирель», «Винни-Пух», «Журнал сказок». Эти журналы в доступной для детей форме рассказывают о природе и животных, об искусстве и истории. В них печатаются стихи современных авторов и классиков. Материалы объединены по тематическому содержанию. Такие журналы включают в себя и развлекательную часть. В итоге юные читатели в игровой форме познают мир и одновременно приобщаются к миру чтения. Хотите больше узнать об этих и других журналах – приходите в библиотеки нашего города! Центральная детская библиотека выписывает самое большое количество интересных и познавательных журналов на любой вкус и возраст. Детские журналы выписывают все детские библиотеки, и библиотеки, имеющие детский абонемент.

История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».