Бизнес портал - Гарнизон

Как ракета «Ангара» взорвет мировой космический рынок - Сергей Корчанов. Роскосмос отменил «Ангару-А5В Размер обтекателя ракеты носителя ангара 5

КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АНГАРА»

Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска КРК «Ангара» ведутся в рамках Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006—2015 годы», а разработка и изготовление ракеты космического назначения - в рамках Государственной программы вооружения и Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы.

Головным разработчиком и производителем КРК “Ангара” является ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева». Государственными заказчиками - Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное космическое агентство.

Создание космического ракетного комплекса «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос.

СЕМЕЙСТВО РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ «АНГАРА»

КРК «Ангара» - новое поколение ракет-носителей модульного типа, разрабатываемых на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. Семейство РН «Ангара» включает в себя носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 3.8 до 35 т («Ангара-А7») на низкой околоземной орбите.

Универсальный ракетный модуль на компонентах О2+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191. РД-191 создается на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и ныне применяемого двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171).

В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.2» используется один УРМ. Предельной по количеству блоков может быть ракета-носитель, состоящая из семи УРМ - «Ангара-А7». Прототип первой ступени РН «Ангара», УРМ-1, трижды (в 2009,2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южноко-рейской ракеты-носителя KSLV-1.

В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса «Ангара 1.2» применяется разгонный блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионного носителя «Рокот», а на ракете «Ангара-А5» - разгонный блок «Бриз-М» и КВТК. Широкое применение унификации и уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства «Ангара».

Технические характеристики

Видео

Вывоз ракеты-носителя "Ангара-А5"

В 1993 г. Министерством обороны РФ и Российским космическим агентством был объявлен конкурс на разработку нового ракетно-космического носителя «Ангара». В этом конкурсе наряду с ГКНГ1Ц им. М. В. Хруничева приняли участие РКК «Энергия» и ГРЦ «КБ им. В. П. Макеева». В результате к дальнейшей разработке был рекомендован проект ГКНПЦ, основанный на многолетних проектно-изыскательских работах по ракетам-носителям, их созданию и эксплуатации с учетом прогнозируемых требований и реальных производственных возможностей их выполнения. В середине 90-х годов Президент РФ подписал указ «О создании космического ракетного комплекса «Ангара», которым поручалось создание ракетного космического комплекса «Ангара» с обеспечением начала летных испытаний в 1995 г. с космодрома Плесецк.

Видео ракеты-носителя "Ангара"

Государственными заказчиками были определены МО РФ и РКА (теперь Росавиакосмос), головным разработчиком ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Создание комплекса объявлялось задачей особой государственной важности.
В ходе дальнейших исследований в 1996-1997 гг. концепция PH «Ангара» была развита и уточнена. С учетом складывающейся в стране ситуации Космический центр им. М. В. Хруничева предложил стратегию поэтапного создания ракеты-носителя тяжелого класса с использованием в ее составе универсального ракетного модуля. В этой новой концепции сохранены все ключевые идеи первоначального варианта «Ангары» и развиты новые перспективные возможности.
Теперь система ракет-носителей «Ангара» стала охватывать носители от легкого класса с грузоподъемностью на низких опорных орбитах 2-3,7 т до тяжелого с грузоподъемностью до 24,5 т, а впоследствии и до 28,5 т.

В основу семейства носителей «Ангара» положен универсальный ракетный модуль (УРМ). В его состав входит блок баков окислителя, горючего и двигатель РД-191. Модуль выполнен по схеме «моноблок» с несущими баками. Однокамерный двигатель РД-191, создаваемый в НПО «Энергомаш», работает на компонентах керосин/жидкий кислород. Этот двигатель является вариантом четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171, устанавливавшихся на первых ступенях PH «Энергия» и PH «Зенит-2» соответственно, и двухкамерного двигателя РД-180, созданного для PH «Атлас». Его тяга у земли 1923 кН, в пустоте - 2086 кН, удельный импульс тяги на Земле - 3048 Н*с/кг, в пустоте -3306 Н*с/кг. Для обеспечения управления ракетой-носителем в полете двигатель закрепляется в карданном подвесе.
Масса заправки одного универсального ракетного модуля до 127 т, сухая масса - 8,0 т. Длина УРМ составляет 23 м, диаметр - 2,9 м. Эти размеры были выбраны, исходя из имеющейся на Ракетно-космическом заводе технологической оснастки.
Один такой универсальный ракетный модуль является первой ступенью двух типов носителей легкого класса, создаваемых в рамках программы «Ангара». В качестве вторых ступеней на этих двух вариантах PH, условно именуемых «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», используется, соответственно, центральная часть разгонного блока «Бриз-М» и ракетный блок на базе блока «И», создаваемого для ракеты-носителя «Союз-2».
Носитель среднего класса будет образован с помощью добавления двух универсальных модулей (в качестве первой ступени) к ракете-носителю легкого класса «Ангара-1.2».
Носитель тяжелого класса «Ангара-5А» имеет первую ступень, образованную из пяти блоков на основе универсального ракетного модуля. Пять двигателей первой ступени запускаются при старте ракеты одновременно, но впоследствии двигатель центрального блока дросселируется до 30% тяги и к моменту опорожнения боковых модулей сохраняет достаточные запасы топлива для продолжения полета.
Опорожнившиеся боковые модули сбрасываются, а центральный модуль переводится на режим полной тяги.

Использование в составе ракет-носителей универсальных ракетных модулей и широкая унификация элементов с другими PH позволит резко сократить затраты на изготовление и эксплуатацию носителей семейства «Ангара» с высокими летно-техническими характеристиками, которые обеспечат необходимую конкурентноспособность на мировом рынке средств выведения.
Размерность и характеристики универсального ракетного модуля позволяют рассматривать возможность его применения в составе других средств выведения, в частности в составе PH «Союз-2».
В качестве второй ступени рассматривается либо ступень на компонентах кислород-керосин, аналогичная применяемой на носителе «Ангара-1.2», но с увеличенным запасом компонентов топлива, либо универсальный кислородно-водородный блок («УКВБ»), характеристики которого сохраняются такими же, как «УКВБ» для носителя «Протон-М2».
В зависимости от конкретных задач на носителях «Ангара» среднего и тяжелого классов предусмотрено использование дополнительных ступеней:
- кислородно-водородного разгонного блока («КВРБ»);
- разгонного блока от PH «Протон-М» - «Бриз-М».
Полезная нагрузка размещается под крупногабаритным головным обтекателем с диаметром 4,35-5,1 м.

Запуски всех типов PH семейства «Ангара» планируются с космодрома Плесецк с максимальным использованием существующих там сооружений технического и стартового комплексов. Головным разработчиком наземных комплексов является КБТМ (генеральный директор и Генеральный конструктор Г. П. Бирюков).

КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК «КВРБ»

Представляет собой одноступенчатый ускоритель, предназначенный для запусков различных космических аппаратов. Конструкция «КВРБ» позволяет выполнять многочасовой полет в условиях космического пространства и осуществлять многократное включение маршевого двигателя в процессе полета.
Конструкция и характеристики «КВРБ» позволяют использовать его совместно не только с PH «Протон-М», но и с целым рядом существующих и перспективных PH среднего и тяжелого классов «Ангара», «Зенит» и др. Это позволит заметно увеличить энергетические возможности этих носителей по выведению тяжелых полезных нагрузок на высокие энергетические орбиты.

Основные характеристики РБ «КВРБ»

КОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АНГАРА»

Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос. Государственными заказчиками комплекса «Ангара» являются Госкорпорация «РОСКОСМОС» и Минобороны России, головным предприятием-разработчиком - ФГУП «ГКНПЦ имени Хруничева». Новый КРК создается кооперацией российских промышленных предприятий и строительных организаций с применением исключительно отечественной элементной базы.

Семейство ракет-носителей «Ангара»

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.

Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.

Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.

В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.

Стартовые комплексы

Уникальные технические решения и широкое использование унификации позволяют осуществлять пуск всех ракет-носителей семейства «Ангара» с одной пусковой установки. Созданная на космодроме ПЛЕСЕЦК (Архангельская обл.) наземная инфраструктура КРК «Ангара» включает в себя технический комплекс и универсальный стартовый комплекс (УСК).

УСК на космодроме Плесецк создан на базе стартового комплекса РН «Зенит» и способен обеспечить подготовку и пуски ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов. Стартовый комплекс включает в свой состав стартовые сооружения, технологическое оборудование, комплекс автоматизированных систем управления, комплекс для заправки разгонного блока «Бриз-М», комплекты наземного оборудования и проверочной аппаратуры. Кроме сооружений, инженерных сетей и коммуникаций протяженностью более 22 км, автомобильных и железных дорог, в состав УСК входят площадки инженерного обеспечения.

Второй стартовый комплекс планируется создать на новом российском космодроме ВОСТОЧНЫЙ.

Тактико-технические характеристики РН семейства «Ангара»

Параметры

Ангара-1.2

Ангара-А5

Ангара-А5В*

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-керосин

кислород-водород

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Используемые разгонные блоки

Отделяемый агрегатный модуль

Бриз-М/ДМ/КВТК

Космодром

ПЛЕСЕЦК (ВОСТОЧНЫЙ***)

ВОСТОЧНЫЙ***

Масса полезной нагрузки, т.**

На НОО (200 км);

5,4/5,4/7,5 (-/7,0/8,0)

2,8/2,6/4,5 (-/3,9/5,0)

* - в стадии проектной проработки

** - НОО - низкая опорная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита

*** - стартовый комплекс для РН «Ангара» в проекте второй очереди строительства космодрома ВОСТОЧНЫЙ.

Лётные испытания КРК «Ангара»

Прототип первой ступени (УРМ-1) ракеты-носителя «Ангара-1.2» трижды (в 2009, 2010, 2013 годах) прошел летные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя КСЛВ-1, контракт на создание которой был подписан ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в 2004 году.

Летные испытания КРК «Ангара» на космодроме Плесецк начались в 2014 году:

  • 9 июля 2014 года - Первый пуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2.ПП». РН состояла из двух ступеней на основе УРМ-1 и УРМ-2, неотделяемого макета полезной нагрузки массой 1,43 тонны и головного обтекателя. Ее стартовая масса - ~171 тонна.
  • 23 декабря 2014 года - Первый пуск РКН тяжелого класса «Ангара-А5.1Л». Она состояла из трех ступеней, созданных на основе УРМ-1 и УРМ-2. Космическая головная часть включала в себя неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (его масса - 2,04 тонны), установленный на разгонный блок «Бриз-М» под головным обтекателем. В ходе испытаний разгонный блок успешно вывел макет космического аппарата на целевую орбиту.

Летные испытания ракет-носителей «Ангара» начались в 2014 году. Второй пуск тяжелой ракеты этого семейства может состояться в 2018 году. Третий – в 2021, уже со стартовой площадки на космодроме Восточный в Амурской области. К третьему пуску ракету планируется модернизировать. Она будет называться «Ангарой-А5М», а основным отличием новой версии станут форсированные на 10% двигатели РД-191М (вместо РД-191). Также она получит резервную пневмогидравлическую систему подачи топлива и обновленную систему управления.

Причины, побудившие Роскосмос модернизировать еще не завершившую летные испытания ракету, неясны. Но, согласно различным слухам, фактическая грузоподъемность «Ангары-А5» оказалась около 22-23 т на низкую околоземную орбиту вместо проектных 24 т. Носитель такой размерности при запусках из Плесецка не сможет использоваться для выведения на орбиту некоторых государственных и военных нагрузок.

В планах Роскосмоса присутствует еще одна новая версия «Ангары» – «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью грузоподъемностью до 37 т. На ней также предполагается применить модернизированные универсальные ракетные модули 1-2 ступеней с двигателями РД--191М.

Начиная со второй половины 2000-х годов ракеты «Ангара-А5» разрабатывались в первую очередь в качестве замены устаревшим ракетам тяжелого класса «Протон». Средний носитель «Ангара-А3» не нашел своего применения, а легкий «Ангара-А1.2» сейчас не может конкурировать с конверсионными носителями. При этом со своей ролью «замены «Протона» «Ангара» пока не справилась. В течение годового простоя «Протона» не состоялось ни одного пуска «Ангары». Ее грузоподъемность неудовлетворительна, а к надежности есть вопросы. Стоимость «Ангары» значительно превышает стоимость «Протона».

В 2010-х годах у «Ангары» появилась еще одна цель – пилотируемые запуски. После отмены проекта «Русь-М», разработкой которого занимался самарский ЦСКБ (теперь РКЦ) «Прогресс», «Ангара-А5» стала единственным возможным средством выведения пилотируемого корабля нового поколения «Федерация». А после отказа от ракеты-носителя сверхтяжелого класса была предложена схема полета на Луну на утяжеленной водородной «Ангаре-А5В».

То, что «Ангара» плохо подходит для пилотируемой программы, было понято с самого начала. Для запуска низкоорбитального корабля ракета «Ангара-А5М» является переразмеренной (грузоподъемность около 25 т при массе ПТК НП около 15 т), а для лунной программы «Ангара-А5В» слишком слаба: требуется четыре пуска с нескольких стартовых площадок для организации одной экспедиции.

В 2017 году в России была анонсирована новая : «Союз-5» среднего класса (17 т на низкую орбиту), трехмодульная ракета «Энергия-3» (около 40 т) тяжелого класса и пятимодульная сверхтяжелая «Энергия-5» (около 90 т). Хотя «Союз-5» несколько уступает «Протону» по грузоподъемности, при запусках на геопереходную и геостационарные орбиты он, особенно при пусках с «Морского старта», сможет взять на себя большую часть «протоновских» полезных нагрузок, а также пилотируемые запуски, которые планировались на «Ангаре». Предполагается, что его летные испытания начнутся в начале 2020-х годов.

Трехблочная «Энергия-3» даже со слабой верхней ступенью от «Союза-5» перекроет по грузоподъемности и «Ангару-А5М», и «Ангару-А5В». При этом вполне возможно, что она не будет дороже обычной «Ангары» ракеты, и уж точно будет значительно дешевле водородной. По поводу сравнения их стоимости можно спорить, но нужно помнить, что 1-2 ступени «Ангары-А5» состоит из пяти модулей с пятью дорогостоящими двигателями РД-191, а для «Энергии-3» потребуются три более модуля с тремя, пусть и более крупными двигателями РД-171. С учетом разницы в размерах, можно ожидать, что цена «Ангары-А5М» и «Энрергии-3» будет сопоставимой. Начало полетов «Энергии-3» запланировано на вторую половину 2020-х с космодрома Восточный. Что касается одномодульного «Союза-5», то его цена для заказчиков планируется на уровне 55 млн долларов, что почти в два раза ниже цены «Ангары».

С учетом того что «Союз-5» сможет взять на себя большую часть нагрузок «Протона» в начале 2020-х, задач у ракет семейства «Ангара» фактически не остается. Кажется, что у Роскосмоса нет никаких причин вкладывать деньги в модернизацию «Ангары-А5» и постройку для нее стартового комплекса на Восточном. Проще закрыть программу и прекратить дальнейшие расходы на неудачный проект. Однако существует как минимум три причины этого не делать, хотя две из них и мало связаны со стратегическим планированием.

Во-первых, сейчас программа эксплуатации ракет-носителей «Протон-М» рассчитана до 2025 года, а «Союз-5» не сможет выводить все его полезные нагрузки. Кроме того, Минобороны, вероятно, не захочет запускать свои спутники с «Морского старта» силами частной компании S7, тем более что плавучий космодром базируется в Калифорнии. Следовательно, при отказе от «Ангары» потребуется продлить эксплуатацию «Протонов» до появления «Энергии-3». В этом нет ничего невозможного, хотя переговоры с Казахстаном могут оказаться непростыми.

Во-вторых, в разработку «Ангары» в прошлом были вложены большие средства, а в последние годы, уже при новом руководстве Роскосмоса, немало денег потрачено на создание серийного производства универсальных ракетных модулей «Ангары» в ПО «Полет» в Омске. Производство, правда, пока не аттестовано, но может быть введено в строй в следующем году, если пробный образец собранной в Омске «Ангары» . Отказ от «Ангары» означал бы необходимость признать ошибку, которая стоила государству больших вложений сил и средств.

В-третьих, необходимо учитывать социальный аспект в ракето-космической отрасли, которая в России целиком в ручном режиме управляется государством. Разработкой линейки ракет «Союз-5» и «Энергия» будет заниматься РКК «Энергия», а производством – самарский РКЦ «Прогресс». В случае закрытия программы «Ангара» Центр им. Хруничева окажется загружен только разработкой разгонных блоков и водородных верхних ступеней будущих ракет. Этого явно не достаточно для поддержания на плаву такого крупного предприятия.

Космическая лента

FAMILY OF CARRIER ROCKETS «ANGARA»

21.01.2016


Финансирование космической деятельности России до 2025 года определено в объеме 1406 миллиардов рублей: проект новой ФКП проходит заключительные согласования и может быть представлен в правительство в конце следующей недели, рассказали «РГ» в Роскосмосе. Более 70 процентов этой суммы пойдет на НИОКР.
При этом часть разработок, на которые могут быть выделены еще 115 миллиардов, остаются под вопросом. Решение по ним будет зависеть от состояния бюджета.
В Роскосмосе ожидают, что проект новой ФКП будет принят правительством в марте, сообщил глава ведомства Игорь Комаров.
По сравнению с прошлым вариантом федеральной космической программы (рассчитанном на 2004,5 миллиардов рублей), новая версия предусматривает существенную оптимизацию затрат. Это коснется отечественной орбитальной группировки спутников, разработок, связанных с освоением Луны, созданием многоразовой ракеты-носителя и других проектов. Однако в Роскосмосе подчеркнули, что приоритеты лунной программы не изменились. В планах госкорпорации до 2025 года — исследование спутника Земли автоматическими аппаратами.
При этом проект тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» будет отложен: специалисты оценят возможности минимизировать затраты по нему. Возможно, реализация проекта стартует только после 2025 года. Кроме того, начало работ по созданию космического ракетного комплекса с многоразовой ракетой-носителем также переносится с 2020 года на 2025 год.
Российская газета

РОССИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РЯДА КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ


14.03.2016

Госкорпорация «Роскосмос» планирует уменьшить стоимость новой ракеты-носителя «Ангара» за счет снижения затрат на производство ракетных двигателей РД-191. Об этом сообщил гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.
«Руководство госкорпорации «Роскосмос» поставило перед нами задачу — оптимизировать затраты на производство двигателя РД-191, чтобы в итоге ракета-носитель «Ангара» была конкурентоспособной на мировом рынке космических пусков», — сказал Арбузов, слова которого приводятся в сообщении, размещенном на сайте Центра им. Хруничева (предприятие-производитель «Ангары»).
«Это возможно сделать, в том числе с помощью внедрения технологий управления жизненным циклом изделий и системы бережливого производства», — добавил он.
ТАСС

04.04.2016


«Аванпроект по «Ангаре А5В» был подготовлен в установленные сроки - в конце 2015 года и разослан во все профильные НИИ для согласования, - заявили в пресс-службе. - Научно-технический совет госкорпорации «Роскосмос» рассмотрит его в ближайшее время, после согласования НИИ» — рассказали в пресс-службе «Роскосмоса» газете «Известия». Так же отмечается, что в первый испытательный полет «Ангара А5В» должна отправиться примерно в 2026 году. Грузоподъемность «Ангары А5В» составит 38 т полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (высотой порядка 200 км) при условии использования в ее составе разгонного блока с кислородно-водородной ступенью.
Как отмечает «Известия», по смете, представленной весной прошлого года, бюджет ОКР «Амур» (строительство стартового комплекса на Восточном и создание ракеты) составлял 96,189 млрд рублей.
С помощью «Ангары А5В» во второй половине 2020-х годов Роскосмос рассчитывает направить космический корабль на орбиту Луны с космодрома Восточный.
ВТС «БАСТИОН»

14.04.2016


Центр имени Хруничева — предприятие-изготовитель ракет-носителей «Протон» и «Ангара» — планирует передать вторую тяжелую «Ангару-А5» Министерству обороны РФ в этом году. Об этом сообщили в производственном объединении «Полет» (филиал Центра Хруничева) со ссылкой на гендиректора Центра Андрея Калиновского.
«Мы предпринимаем все усилия, чтобы выполнить гособоронзаказ 2016 года. В этом году должны поставить Министерству обороны вторую «Ангару-А5», — сказал он.
По его словам, задача «Полета» — собрать закрепленные за этим предприятием изделия и отправить в Москву на ракетно-космический завод для дальнейшей сборки ракеты-носителя.
Второй пуск тяжелой «Ангары» запланирован на этот год.
Ранее сообщалось, что вторая «Ангара-А5» будет передана российским военным в конце 2015 года.
ТАСС

06.07.2016

Заказчиком первого коммерческого пуска новой российской ракеты семейства «Ангара» станет Южная Корея. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор Центра имени Хруничева Андрей Калиновский.
Старт легкой ракеты «Ангара 1.2» запланирован на 2020-2021 годы. В ходе него ожидается запуск аппарата, разработанного Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI).
«ILS участвовал в конкурсе KARI и выиграл заказ на пуск корейского аппарата «Ангарой 1.2», - сказал Калиновский. - Контракта пока нет, но конкурс выигран. Пуск запланирован на 2020-2021 годы».
В настоящее время услуги по коммерческим пускам ракет «Ангара» на международном рынке представляет компания ILS (International Launch Services), которая также занимается продвижением тяжелых ракет «Протон-М».
Лента.ру

12.07.2016
Центр имени Хруничева планирует осуществить 7 коммерческих пусков ракеты «Протон» за год, сообщает во вторник газета «Известия» со ссылкой на главу предприятия Андрея Калиновского.
По его словам, компоновка ракеты будет зависеть от заказчика.
Как сообщил изданию Калиновский, на данный момент предприятие работает над проектом «Ангара-А5П» - пилотируемого варианта ракеты, которая стартует с космодрома «Восточный» уже в 2021 году. По его словам, «Ангара-А5П» с космонавтами на борту отправится в космос в 2023 году.
«После завершения работы с этим проектом мы сразу переключаемся на «Ангару-А5В», которая должна стартовать в 2025 году», - сказал Калиновский.
Он также подчеркнул, что с 2020 года в год планируется выпускать двадцать ракет «Ангара», мощность завода в Омске запланирована на сто универсальных ракетных модулей (УРМ) в год.
Калиновский отметил, что у предприятия программа летных испытаний и в соответствии с ней до 2020 года будет ежегодно будет производиться по 11 УРМ, то есть по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год.
Он также отметил, что у предприятия стоит задачи сделать «Ангару-А5» не дороже «Протона-М», потому что этот носитель к концу 2020-х годов заменит «Протон».
По мнению Калиновского, если новая ракета будет дороже, это будет означать потерю рыночных позиций. «Этого мы допустить не можем, поэтому программа по снижению себестоимости «Ангары-А5″ - одна из самых приоритетных для нас», - сообщил Калиновский изданию.
РИА Новости

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-М»

12.07.2016

Не менее ста универсальных ракетных модулей (УРМ) в год планирует выпускать омский завод, начиная с 2020 года, сообщил глава Центра имени Хруничева Андрей Калиновский в интервью газете «Известия», опубликованном во вторник.
По его словам, сто УРМ — это, если считать в носителях «Ангара-А5», двадцать таких ракет в год. Конечно, будут делаться не только ракеты этого класса носители, но и «Ангара 1.2».
«У нас есть утвержденная программа летных испытаний. В соответствии с ней мы до 2020 года будем производить ежегодно по 11 УРМ, то есть по две тяжелые ракеты «Ангара-А5″ и по одной легкой в год»,- отметил А.Калиновский «.
Отвечая на вопрос о подготовке к выходу на рынок новой модификацию «Протона» — так называемый «Протон-Лайт» — уменьшенную версию ракеты и сколько прежних тяжелых «Протонов-М» и новых «Протонов-Лайт» он планируете выпускать в ближайшие годы, А.Калиновский ответил, что в совокупности планируется осуществлять по семь коммерческих пусков «Протонов» в год. При этом компоновка ракеты будет зависеть от пожеланий заказчика.
«В настоящее время наши основные усилия направлены на работу по проекту «Ангары-А5П» — пилотируемого варианта ракеты, которой предстоит впервые стартовать с космодрома «Восточный» уже в 2021 году. С космонавтами на борту «Ангара-А5П» полетит в 2023 году. После завершения работы с этим проектом мы сразу переключаемся на «Ангару-А5В», которая должна стартовать в 2025 году», — сказал он.
ИНТЕРФАКС

28.07.2016
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» приступает к изготовлению статического макета перспективного разгонного блока типа ДМ, который будет применяться с семейством ракет-носителей «Ангара». Руководство Корпорации одобрило представленный специалистами детализированный план реализации проекта.
Выдвинута кандидатура главного инженера проекта, определены ответственные за выполнение плана от всех предприятий отрасли, задействованных в разработке и производстве статического макета перспективного разгонного блока типа ДМ.
Новый разгонный блок – первое изделие РКК «Энергия», при проектировании которого используется методология и инструменты производственной системы РОСКОСМОСА. В перспективе планируется перенести этот опыт на другие проекты Корпорации (космические корабли, модули орбитальных станций и автоматические космические аппараты). Ожидается, что это позволит значительно сократить временные и финансовые издержки при создании изделий.
Начальник Управления развития производственной системы ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия» Людмила ТАТАРОВА: «Мы представили детализированный план исполнения проекта с распределением работ по этапам между всеми исполнителями, включая представителей других предприятий отрасли. Там есть работы РКК «Энергия» и работы ФГУП «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева», АО «Красмаш» и ФГУП «ЦНИИмаш». Все расписано по дням до момента транспортировки макета на испытания и подготовки к ним».
РКК «Энергия»

29.08.2016

Минобороны планирует построить к 2019 году на космодроме Плесецк новый стартовый комплекс для ракет семейства «Ангара», сообщает газета «Известия».
«График строительства уже согласован, новый стол будет создаваться с учетом опыта, полученного нами при строительстве первого стартового комплекса «Ангары» на Плесецке… Естественно, что когда ты строишь что-то впервые, то по итогам получаешь определенный опыт и понимаешь, как уже в следующий раз сделать лучше», - приводит издание слова источника в Спецстрое.
По данным газеты, после окончания строительства нового стартового комплекса с северного космодрома Плесецк будут запускать больше ракет семейства «Ангара», чем с Восточного. Однако, как отмечает издание, в «Роскосмосе» от комментариев отказались.
РИА Новости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОСМОДРОМ МО РФ (КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК»)

29.10.2016

Строительство третьего стартового комплекса для пусков сверхтяжелых ракет начнется на космодроме «Восточный» после 2023 года, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«После 2023 года мы будем строить третий стартовый комплекс там же, на «Восточном», для сверхтяжелой ракеты», — сказал Рогозин в пятницу на встрече со студентами Томского политехнического университета.
На космодроме «Восточный» госкорпорация «Роскосмос» планирует построить стартовый и технический комплекс для ракеты-носителя «Ангара» к 2020 году. На 2021 год с «Восточного» намечен пуск беспилотного корабля, в 2023 году — с экипажем.
INTERFAX.RU



30.05.2017
Строительство стартового стола для ракеты «Ангара» на космодроме Восточный будет стоить 58 млрд рублей и завершится в 2023 году, сообщил представитель проектного института заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову, который прибыл на Восточный.
«Примерная стоимость строительства стартового стола для «Ангары» составит 58 млрд рублей. Работы начнутся уже в этом году и завершатся к 2023 году», — сказал представитель проектного института.
Иванов прибыл в Амурскую область, чтобы осмотреть объекты первой очереди на космодроме и строящиеся объекты второй очереди, включая комплекс для «Ангары». Он также провел совещание с главой Роскосмоса Игорем Комаровым и представителями подведомственных организаций военно-строительного комплекса.
Замминистра осмотрел Комплекс эксплуатации районов падения, который предназначен для поиска и транспортировки отделяющихся частей ракеты-носителя. Представители Роскосмоса сообщили, что на космодроме будут построены стоянки для вертолетов Ми-26 и Ми-8, складские помещения, автомобильная и железная дороги.
ТАСС



02.08.2017

Ракеты-носители «Ангара-А5В» и «Ангара-А5М» получат более мощные и надежные ступени, чем у «Ангары-А5», следует из материалов Центра им. Хруничева (предприятие, изготавливающее модули и ракеты «Ангара»).
«В основе конструкции ракеты-носителя — применение модифицированных универсальных ракетных модулей УРМ-1М и УРМ-2М, разрабатываемых с максимальным использованием задела по УРМ-1 и УРМ-2 семейства ракет «Ангара». Модуль УРМ-1М универсален для носителей «Ангара-А5М» и «Ангара-А5В», — говорится в материалах, имеющихся в распоряжении ТАСС.
Ракеты-носители семейства «Ангара» спроектированы по принципу применения универсальных ракетных модулей. В легкой «Ангаре-А1.2» используется один УРМ-1 на первой ступени и один УРМ-2 на второй. В «Ангаре-А5» стоит четыре УРМ-1 на первой ступени, один УРМ-1 — на второй ступени, один УРМ-2 — на третьей ступени. В ракетах «Ангара-А5М» и «Ангара-А5В» планируется использование модифицированных УРМ.
Модули УРМ-1М будут отличаться от УРМ-1 и УРМ-2, в частности, применением двигателей РД-191М с повышенной тягой (вместо РД-191), введением в пневмогидравлические системы подачи топлива резервных агрегатов для обеспечения надежности и безопасности, применением бортовых систем на основе отечественной элементной базы, а также рядом других конструктивных отличий, направленных на улучшение надежности, снижение массы и стоимости ракеты.
Как отмечается в документе, «Ангара-А5М» создается на базе «Ангары-А5» с максимальным сохранением основных конструкторских решений изделия-прототипа, путем реализации доработок, значительно повышающих технико-экономические характеристики. После создания «Ангары-А5М», планируется перейти к разработке ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В». Она будет создана путем замены кислородно-керосинового блока УРМ-2 «Ангары- А5М» кислородно-водородной ступенью.
Первые пуски ракет «Ангара-1.2ПП» и «Ангара-А5» состоялись в 2014 году. Следующий пуск тяжелой ракеты планируется на 2018 год. Ранее сообщалось, что первый пуск ракеты «Ангара-А5М» с космодрома Восточный планируется на 2021 год.
ТАСС

04.03.2018
Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» подвергнется модернизации. Об этом сообщил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий от правительства космическую отрасль, передает ТАСС.
В ходе посещения производственного объединения «Полет» (филиал Центра имени Хруничева) он рассказал, что принято решение немедленно открыть работы по облегчению «Ангары» и увеличению ее тяговооруженности. Ракета «будет более чем конкурентоспособна даже по сравнению с тем, что делают наши американские коллеги», - заявил он.
Рогозин отметил, что необходимо также открыть работы по метановому двигателю, по кислородно-водородному двигателю, чтобы повысить грузоподъемность «Ангары» в тяжелом классе до 37 тонн.
По словам вице-премьера, «Ангара» должна выйти на серийное производство «хотя бы в 2021 году. Это реально, исходя из тех решений, которые я считаю необходимым сделать в части кооперации с другими предприятиями». Пока в Роскосмосе рассчитывают в 2019 году сделать «легкие» «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2», тяжелая же версия по изначальному плану должна появиться к 2022 году.
Единственный пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» состоялся 23 декабря 2014 года, носитель создавался около 20 лет.
Лента.ру

14.06.2018


Все 600 космических аппаратов перспективной российской глобальной спутниковой системы «Сфера» могут быть запущены тяжелой ракетой «Ангара-5», сообщил ТАСС исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Николай Севастьянов.
«Спутники планируется запускать кластерами на тяжелой ракете «Ангара-5», которая уже разработана», - заявил чиновник.
По его словам, «Сфера» является «логичным развитием идеологии многоспутниковых систем, уже реализованной в системе ГЛОНАСС, для решения задач глобальной навигации», и позволит «обеспечить потребителей услугами подвижной связи и наблюдения в любой точке Земли, что будет способствовать дальнейшей информатизации общества».
Президент Владимир Путин ранее в июне сообщил, что Россия в ближайшие несколько лет планирует запустить 600 спутников связи и дистанционного зондирования Земли по программе «Сфера». Позднее в «Роскосмосе» заявили, что новая программа является доработанным вариантом «Эфира».
В мае «Роскосмос» анонсировал российский проект спутникового интернета «Эфир», который призван конкурировать с системами OneWeb и Starlink. Такая программа, предусматривающая развертывание к 2025 году группировки из 288 спутников с орбитой высотой 870 километров, потребует инвестиций в 300 миллиардов рублей.
Лента.ру

20.07.2018


Для создания космической группировки спутников «Сфера» потребуется не менее 25 новых ракет «Ангара», сообщил журналистам в среду глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
«Всего планируется получить 640 космических аппаратов для оптимального обеспечения навигационного покрытия, дистанционного зондирования Земли и услуг связи. Одновременно это поможет загрузить и предприятия заказами на создание новых ракет», — отметил Рогозин.
Он добавил, что президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу создания отдельной федеральной целевой программы для запуска группировки спутников «Сфера». По словам Рогозина, реализация проекта должна начаться в 2022 году.
INTERFAX.RU



04.03.2019


На строительство космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» Россия потратила 112 миллиардов рублей. Об этом в своей книге «Космический ракетный комплекс «Ангара». История создания» написал Владимир Нестеров, занимавший в 2009-2014 годах пост генконструктора средств выведения легкого и тяжелого классов, передает РИА Новости.
Под его руководством в 2012-2014 годах проводился начальный этап летных испытаний ракетного комплекса. По словам Нестерова, на опытно-конструкторские работы потратили 62,382 миллиарда рублей, на техническое перевооружение и подготовку серийного производства комплекса - 24,819 миллиарда рублей, на капитальные вложения и строительно-монтажные работы по созданию наземной инфраструктуры - 24,785 миллиарда рублей.
Нестеров отметил, что «Ангара» создавалась так долго (21 год) из-за недостаточного финансирования. С 1993 по 2006 годы (первые 13 лет строительства) на создание ракетного комплекса было выделено меньше четырех процентов необходимых средств.
Официальное решение о начале работ над семейством «Ангара» принято первым президентом России Борисом Ельциным 6 января 1995 года. К настоящему времени ракета совершила всего два полета (в легкой и тяжелой версиях в 2014 году). Согласно первоначальному плану, первый пуск «Ангары» должен был произойти в 2005-м.
Лента.ру


СЕМЕЙСТВО РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ «АНГАРА»


На основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.
В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.
Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала лётных испытаний комплекса - 2005 год и место - УСК (площадка № 35) космодрома «Плесецк» (недостроенный стартовый комплекс РН Зенит), а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома «Свободный». Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:
РКК Энергия (Королёв) - по всей конструкции 2-й ступени;
НПО Энергомаш (Химки) - по двигателям 1-й ступени;
КБ Химавтоматика (Воронеж) - по двигателям 2-й ступени;
ГРЦ КБ им В. П. Макеева - по топливным бакам;
КБ Транспортного машиностроения (ЦЭНКИ НИИСК, Москва) - по наземному стартовому комплексу;
НИИ ХИММАШ (ныне ФКП «НИЦ РКП») - по наземной отработке КРК.

Семейство ракет-носителей «Ангара» — новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Конструкция универсального ракетного модуля выбрана с учетом использования существующих в Центре им. М.В.Хруничева производственной оснастки и освоенных передовых технологий. Семейство ракет-носителей «Ангара» включает в себя носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до 25 тонн (Ангара А5) на низкой околоземной орбите.
Энергетические и эксплуатационные характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники.
Широкое применение унификации, наряду с использованием передовых технологий производства, позволит обеспечить более низкую — сравнительно с аналогичными ракетами мира — себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит.
Место старта РН семейства «Ангара» – российский космодром Плесецк. Уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства «Ангара».
22 декабря 2004 года в Москве Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков и Премьер-министр Республики Казахстан Даниал Ахметов подписали «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек».
Космический ракетный комплекс «Байтерек» предусматривает создание стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Ангара» на космодроме Байконур.
Универсальный ракетный модуль на компонентах О2+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека.
Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191.
РД-191 создается на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и ныне применяемого двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171).
В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара 1.2» используется один универсальный модуль, в составе ракеты-носителя тяжелого класса (А5) применяется пять универсальных модулей.
В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса «Ангара 1.2» применяется разгонный блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионного носителя «Рокот», а на ракете «Ангара-А5» — разгонный блок «Бриз-М» и КВТК.

В период 2006-2012 на ЦС «Звездочке» для стартовой площадки КРК «Ангара» на космодроме «Плесецк» построено:
— пусковой стол — 1 шт — 1185 тонн.
— кабель-заправочная башня — 1 шт — 1700 тонн;
— стенд универсальный для сборки космической головной части с разгонным блоком «Бриз-М» — 1 шт. — более 40 тонн;
— транспортно-установочные агрегаты для ракет-носителей легкого и тяжелого классов (197 и 400 тн соответственно).

Ракета-носитель «Ангара» 10 июля 2014 года успешно стартовала с космодрома «Плесецк» и доставила на камчатский полигон «Кура» специально подготовленный макет нагрузки. Старт ракеты-носителя прошел в штатном режиме. Программа полета первой ракеты космического назначения (РКН) «Ангара-1.2ПП» выполнена в полном объеме. В 16:02 (мск) ракета космического назначения «Ангара-1.2ПП» была взята на сопровождение средствами Главного испытательного космического центра им. Г.С. Титова. Через 4 минуты после старта в заданном районе над южной частью Баренцева моря в зоне радиовидимости средств наземного автоматизированного комплекса управления космического командования Войск воздушно-космической обороны прошло отделение первой ступени и сброс головного обтекателя РКН «Ангара-1.2ПП». В установленное время в 16:08 произошло выключение маршевого двигателя второй ступени РКН «Ангара-1.2ПП». В соответствии с утвержденной циклограммой полет РКН «Ангара-1.2ПП» проходил по баллистической траектории над территорией Российской Федерации и спустя 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка в 5700 км от места старта.

Первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара- А5» произведен 23 декабря 2014 года с космодрома Плесецк. Президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в режиме видеоконференции. Министр обороны РФ Сергей Шойгу уже доложил Владимиру Путину об успешном проведении первого испытательного пуска ракеты-носителя.
Через 12 минут после старта орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и неотделяемого габаритно-массового макета полезной нагрузки отделился от третьей ступени ракеты-носителя «Ангара-А5».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Версия Ангара 1.1 Ангара 1.2 Ангара А3 Ангара А3/КВСК Ангара А5 Ангара А5/КВТК Ангара А7
Первая ступень 1?УРМ, РД-191 1?УРМ, РД-191 3?УРМ, РД-191 3?УРМ
, РД-191
5?УРМ, РД-191 5?УРМ, РД-191 7?УРМ, РД-191
Вторая ступень Бриз-КМ (Бриз-КС) УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124 УРМ-2, РД-0124
Разгонный блок Бриз-М КВСК Бриз-М КВТК КВТК-А7
Тяга (на уровне земли) 196 т 196 т 588 т 588 т 980 т 980 т 1372 т
Стартовая масса 149 т 171 т 480 т 480 т 759 т 790 т 1154 т
Высота (макс.) 34,9 м 41,5 м 45,8 м 55,4 м 64 м 2 т 3,8 т 15,1 т 15,1 т 25,8 т 25,8 т 40,5 т
2,4 т 3,6 т 5,4 т 6,6 т 12,5 т
Полезная нагрузка (Геостационарная орбита — ГСО) 1,0 т 2,0 т 2,8 т 4 т 7,6 т

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВАРИАНТА РН «АНГАРА»

N п/п Характеристики Значение
1 Стартовая масса, т
- РН (без КГЧ / с КГЧ) 611,5/640
- I ступень 481,53
- II ступень 129,64
2 Мпг, выводимого на орбиту с параметрами Нкр = 200 км, i = 63 град. 26
3 Мпг, выводимого на ГСО с использованием РБ, т
- КВРБ / РБ «Бриз-М» 4,3/3,2
4 Масса конструкции РН, т в том числе 46,6
- ускоритель 1 ступени 33,0
- ускоритель 2 ступени 13,66
5 Масса заправляемых компонентов топлива, т
- I ступени (ж. O 2 / РГ-1) 324,4/123,7
- II ступени (ж. O 2 / ж. H 2) 99,4/16,7
6 Рабочий запас топлива
- I ступень (ж. О 2 / РГ-1) 317,6/120,77
- II ступень (ж. О 2 / ж. H 2) 97,84/16,31
7 Конечная масса блока, т
- I ступени 40,178
- II ступени 15,663
8 Габаритные размеры (длина / поперечное сечение), м
- РН (без КГЧ) 35,25/3х3,9
- ускоритель 1 ступени 25,44/3х3,6
- ускоритель 2 ступени 13,80/3х3,9
- КГЧ 19,42/4,35
9 Тяга МД 1 ступени, тс
- у Земли / в пустоте 740/806,4
10 Удельный импульс тяги МД 1 ступени, с