Бизнес портал - Гарнизон

Формирование интереса к чтению через сказку. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста консультация на тему. Ведущие методы обучения детей чтению

Методическая разработка

по теме:

Развитие интереса к чтению

у младших школьников.

Всё в мире начинается с любви …

Любви к людям,природе,красоте…книге…

И.И.Тихомирова

Проблема. Снижение интереса к чтению у младших школьников.

Цель. Обобщить практический материал по развитию интереса к чтению на уроках.

Задачи. 1. Почему у детей сейчас нет интереса к чтению?

2. Отобрать наиболее эффективные приемы активизации интереса к чтению на уроках.

3. Варианты организации чтения.

4. Система заданий для развития интереса к чтению.

5. Изучить современную научно-методическую литературу о привитии любви к чтению.

Введение

« Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, учителями средней школы. зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе пытается заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они ми сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Основная часть.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. (М.И. Оморокова « Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Сказочные герои (Чебурашка, Карлосон, Красная Шапочка, и многие другие) «приносят» в своих карманчиках, корзиночках, письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листки из корзинки Красной Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова. Потом Красная Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из этих слов получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки (7-8 предложений). Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращая до необходимого минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из корзинки Красной Шапочки и прочесть желают очень многие. Чтобы не привлечь к работе одних и тех же, оставляя без чтения пассивных детей, мы договорились, что эти сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать. а чтобы все внимательно слушали, придумала игру «Эхо» 1 читает, а весь класс хором повторяет, как эхо.

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляю коротенькие рассказы о том, как дети спали на морозе птичку, как в лесу мальчики нашли ёжика, как собака вытащила из воды тонущего хозяина и другие.

Часто читаем коротенькие рассказы, новеллы, притчи из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». (М.: Педагогика, 2005г.)

На основе некоторых из них составляю тексты для чтения детьми. Эти небольшие по объёму произведения содержат богатый материал для бесед с детьми на темы нравственности: о любви к прекрасному, о заботе о слабых, о почитании старших. Например:

Зоя и бабочка

Маленькая Зоя гуляла в саду. Там росла акация. На веках торчали острые колючки. А над ними летала красивая бабочка. Стала Зоя колючки ломать.

Зачем ты это делаешь? – Спросила мама.

Чтобы бабочка не укололась, - тихо ответила Зоя.

В другой раз новый текст для чтения «приносят» подружки – матрешки. Но прежде чем прочесть то, что они предлагают, надо расположить их по росту и сказка получится.

Рисунки 6-и матрёшек, а на них такие буквы:

1 матрёшка- «с»

2 матрёшка – «к»

3 матрёшка- «а»

4 матрёшка – «3»

5 матрёшка – «к»

6 матрёшка – «а»

Матрёшек по росту расположили и получилось слово «сказка».

Всем известно, что рыбки немые, говорить не умеют. Но у нас на уроке они могут стать «говорящими». Если карточки расположить в той последовательности, в которой возникал рисунок рыбки, прочесть предложения на обратной стороне, то мы знаем новый рассказ.

Нарисуем части рыбки последовательно. На каждой части рисунка рыбы буквы. Получается слово «рассказ»

А на следующий день Буратино или Незнайка «зададут» детям вопросы по содержанию прочитанного накануне рассказа. А может быть, это будет вопросы непосредственно к читающему: «Как тебя зовут?», «Ты любишь читать?», «Какой сегодня день недели?», «Когда твой день рождения?» и т.д.

Кроме такого индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку принесла Красная Шапочка или кто-то другой.

Очень нравится детям чтение, которому дали название «Кто играет в прятки». На доске, а чаще всего на плакате (можно использовать неоднократно в любом классе). Я пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ

ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК

АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ

МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН

ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ

УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ

ЯЯГУШКАСЛУ

Заметив интерес к такому чтению (кто быстрее найдёт спрятавшееся слово), мы с детьми составили карточки для индивидуальной работы под такими названиями: «Животные играют в прятки», (в 4 вариантах), «Где прячутся грибы?», «Деревья спрятались», «Найди кустарники», «Ниже всех в лесу и в поле – травы», и размножила их по количеству детей. Вариантов работы с такими карточками можно придумать много. Часто дети брали карточки домой. Тематика этих карточек расширяет знания детей о животном и растительном мире, учит различать виды растений.

Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. А учитель может неоднократно применять эти карточки: на уроках природоведения (виды животных и растений) русского языка, ведь в названиях животных, растений, растений, грибов кроется столько орфограмм.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.

На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Дай мне рыбки.

Налови сам да ешь.

Да я не умею.

Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»). Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную краску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» - определения для интонации голоса: спокойная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т.д.

Ещё чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения.

На этих кольцах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.

Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе. Использую его и я.

Сначала следовала рекомендациям, описанным В.М.Зайцевым в его брошюре «Резервы обучения чтению» (М.: Просвещение, 2007г.). А теперь решила попробовать по-другому: на эти три минуты дать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа строится (в данном случае – чтение) и интерес появляется.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Я в течение четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.

Инсценирование Выборочное чтение

текста или (с определённым

отрывка. заданием).

Виды

работ над текстом

по формированию

интереса к чтению.

Чтение «Жужжащее»

в «лицах». чтение.

Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. Как показывают результаты исследования, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин:

    Заключается в угасании интереса к литературе в обществе.

    Связана с недостаточным уровнем психолого - педагогической компетентности родителей, которые не всегда чётко знают возрастные особенности и возможности своего ребёнка.

    Наиболее существенным недостатком является то, что при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы.

Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.

Вот некоторые из них:

    Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг».

    Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.

    Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. (Нет времени!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это « авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут взрослые – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

На предметных неделях по литературному чтению стараемся организовать конкурсы на лучшего читателя, самый читающий класс.

Список использованной литературы.

    Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». Журнал «Начальная школа». 2006г., № 1

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия – 2001 г.

    И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека. 2005г. Ноябрь – декабрь.

    В.А. Стахеева. «Приближение к душе: программа чтения для детей». Журнал «Школьная библиотека». 2006г. Май.

    Е.М. Торшилова. «Эстетическое воспитание в семье». Москва. Искусство. 1989.

    Журнал «Начальная школа». 2007г., № 6.

На чтение 12 мин.

Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе.

При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается.

  • В чем причина этого парадокса?
  • Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению?
  • Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?

Поколение, которое читает

Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.

По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам - большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие - нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Интерес современного поколения к книгам

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.

Если же говорить о культурном аспекте, то книги - это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому такая нерасположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Некоторые родители относятся к процессу чтения настолько “серьезно», что часто еще в раннем возрасте (то есть в 1,5-3 года!) стимулируют своих малышей до механического заучивания алфавита.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Тем временем во многих странах мира проверка сформированности навыков чтения базируется на критерии грамотности чтения — способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на их основе, к использованию их содержания для достижения собственных целей, саморазвития.

Как же добиться того, чтобы ребенок читал осознанно и с удовольствием?

Прежде чем учить читать

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого - помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово - высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом - читать и писать.

Роль взрослого в формировании интереса к чтению

Лучший способ воспитать активного читателя - собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора. осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой - обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Интерес к чтению — эмоциональная поддержка детского влечения к чтению

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место - открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Ведущие методы обучения детей чтению

В современной мировой педагогике существуют два основных, противоположных по сути, : метод «целых слов» и фонологический.

Согласно методу «целых слов» (в Украине он более известен как метод Глена Домана), детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. То есть малышей не учат ни названий букв, ни звуков.

Фонологический метод, наоборот, предполагает прежде всего овладение детьми звуков и их графических обозначений - букв с последующим объединением их в слова во время чтения.

Хорошие результаты давал метод «целых слов», дали толчок дискуссии о том. или вообще нужно обучать детей дошкольного возраста фонетики. Еще в начале XX века зарубежные ученые провели ряд исследований, направленных на выяснение того, какой метод эффективнее. В частности, был поставлен такой эксперимент.

Одну подгруппу детей обучали чтению по методу целых слов, другую - с помощью фонологичного. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы, однако незнакомые слова вызвали у них значительные трудности.

Попытки закрепить за каждым словом единственное значение приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без помощи взрослого.

«Фонологические» же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу 2-го класса перегнали своих сверстников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. Поэтому в мировой практике предпочтение отдают фонологичному метода обучения чтению

Последние исследования подтвердили: люди читают слова по буквам, но поскольку процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы сразу воспринимаем слово в целом. Более того, во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, то есть чтение - это произнесение текста во внутреннем плане.

Ученые выяснили: способности и интерес к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки в начале оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Таким образом, для того чтобы появился интерес к чтению, и ребенок начал свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Важно, чтобы ребенок постепенно приходила к пониманию того, что слово, которое говорится, состоит из разных звуков. Для этого малышам трех-четырех лет следует предлагать разнообразные игры со звуками и словами.

Например, в игре “Поймай звук» взрослый предлагает детям «поймать» (хлопнуть в ладоши, когда услышат) соответствующий звук: «Я буду называть разные звуки, а вы будете ловить лишь звук [з] - песенка комарика».

В игре “Замени звук” взрослый предлагает малышу: «Речей вместо звука [д] в слове «дуб» звук [с]. Какое слово получилось? (Зубу). А какое слово можно образовать, если заменить последний звук в этом слове?» (Душ).

Игра “Палочка, стучи!” предполагает, что дети легко стучать палочкой каждый раз, когда будут слышать определенный звук (в начале, в середине или в конце слова). Так же можно поупражняться в распознавании полного состава. Как правило, дошкольники лучше справляются с задачей на слоги и хуже - на звуки.

Это означает, что дети этого возраста еще недостаточно чувствительны к отдельных звуков (фонем), из которых состоят слова. Поэтому, чтобы они успешно освоили чтение, необходимо проводить основательную работу по развитию их фонематического слуха, артикуляционной ловкости, формирование звуковой культуры.

Чтобы чтение было осознанным

Чтение будет для ребенка полезным лишь в том случае, когда она будет понимать содержание текста. Для того, чтобы подготовить дошкольника к осознанного чтения, советуем воспользоваться следующими советами.

Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанных страницы и по очереди описывайте, что изображено на рисунках. Уместным будет прием преднамеренной ошибки, что побуждает малыша быть внимательным, исправлять ошибки взрослого.

Активно общайтесь с ребенком по содержанию прочитанного, стимулируйте ее к словесного творчества

Отдавайте предпочтение диалогическом чтению. Просто читать ребенку недостаточно. Стоит поощрять ее придумывать альтернативные концовки, связывать то. что изображено и написано на страницах книг, с ее собственным опытом, говорить о буквы и звуки, встречающиеся там. Такой тип чтения называется диалогичним.

Играйте в разные виды игр по содержанию прочитанного: дидактические со словами; игры-драматизации, инсценировки, творческие игры и другие.

Учите ребенка работать с книгой. Акцентируйте внимание малыша на том, что произведение создает автор (один, два или много людей - народ). У каждого произведения есть название, которое записано в содержании и на странице (обложке).

Важно закреплять знания ребенка о основные литературные жанры и виды: стихотворение, сказку, рассказ, басню. Это поможет ей в дальнейшем изучать литературу в школе, ориентироваться в сборниках произведений, а в будущем - определяться в литературных предпочтениях, быть активным, сознательным читателем, культурным человеком.

Настоящее чтение - это интерес к чтению, перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного.

Настоящее чтение - это перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного. Поэтому важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте не путать звук и букву; сливать звуки и буквы в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; практически оперировать понятиями “звук», «слово», «предложение», «текст»; активно работать с книгой. Это и предполагает большинство действующих программ дошкольного образования.

Обучение дошкольников чтению

Ваш ребенок дошкольного возраста, и вы уже приобрели для него красочный букварь или книги для чтения дошкольников, но результатов нет? В таком случае нужно соблюдать последовательность в обучении.

Малыш начинает анализировать предметы, пытаться влиять на них, и осознанно применять по назначению в возрасте 4-5 лет. В это же время он хорошо осваивает порядковый счет, може заниматься подготовкой к письму с помощью специальных прописных тетрадей. Но в таком возрасте лучше начать изучать только буквы, с помощью игр и красочных картинок.

Чтением нужно заниматься, когда ребенок выучит все буквы и с легкостью начнет их различать. Как раз подойдет период (возраст 6-7 лет), который, по мнению психологов и логопедов, самый благоприятный для начала обучения чтению по слогам для дошкольников с помощью кубиков или цветных набранных букв. Тем более в таком возрасте появляется активное желание учиться и интерес к чтению.

Методики обучения чтению дошкольников

Формирование навыков чтения у ребенка - довольно сложный и трудоемкий процесс. Занятия по обучению чтению дошкольников необходимо разбивать на несколько этапов.

1 этап - учим и запоминаем буквы. На этом этапе происходит обучение ребенка различать буквы и понимать их правильное произношение и чтение («ЭМ» - «М»; «ЭС» - «С»).

2 этап - чтение слогов с разной степенью сложности. Здесь ребенок обучается связи между слогами и их произношением. На этом этапе проявляется больше трудностей. Здесь самым эффективным методом можно выделить обучение слиянию слогов по подражанию или рисунков-подсказок.

3 этап - начинаем понимать смысл прочитанного слова. Этот этап развития способности осмысления прочитанного текста необходимо начинать, когда чтение станет похоже на провозглашение цельного слова, а не отдельных слогов.

Для этого этапа необходимо выполнять упражнения для чтения дошкольников: читать слова медленно, с нарастающим темпом, и разной степенью повышения тональности в голосе. Затем выяснить, в каких словах малыш не понял их значение и объяснить.

Далее, взрослый называет прилагательное или глагол, а ребенок подбирает к нему слова из тех, которые он прочел, к примеру, «обувать» - ответ: «сапоги» и тому подобное. Также хорошо на этом этапе читать подписи к иллюстрациям.

На 4 этапе ребенок учится понимать смысл прочитанного предложения или коротких текстов для чтения дошкольников.

Г. Н. КОЗЛОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

В знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» есть глава, в которой великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Привить ребенку интерес, любовь и вкус к чтению – вот лучший подарок, который мы можем ему сделать. Но как этого добиться? Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя, живущего в 21 веке, веке техники и компьютеризации.

Поэтому так важно, чтобы любовь к высококачественной книге, чей художественный уровень был проверен веками, остался в душе каждого подрастающего человека навсегда. Именно возраст младшего школьника ученые называют особенно сензитивным к восприятию красоты, добра и справедливости, потому что в эти годы происходит закладывание нравственного базиса человека. При знакомстве с увлекательными и поучительными книгами ребята узнают героев, одним из которых хочется подражать, а других – защищать.

В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Важнейшие умения, которые приобретает ребенок, погружаясь в интересный для него литературный мир, это, в первую очередь, познавательные процессы, в результате которых ребенок осознает смысл и идею произведения; далее – подключение детской фантазии и воображения, позволяющих ребенку ярко представить себе ход излагаемых событий, и эмоционально – личностную оценку содержания. Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителю, так и самому ученику. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.

В своей работе с детьми я стараюсь реализовать основные принципы педагогики сотворчества. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула Корнея Ивановича Чуковского: « Игра – творчество – развитие».

Я не открою «Америки», если скажу, что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребенок талантлив по – своему. Моя задача как учителя – создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребенка. Чтобы дать возможность каждому ребенку на уроках литературного чтения проявить себя, я стараюсь использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя, на развитие его собственных творческих способностей. На моих уроках чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, сочинительством, игрой. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Все задания направлены на пробуждение творческой активности и позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться.

На своих уроках я очень часто использую литературные игры. Они интересны и полезны детям всех классов. Игру использую в конце урока, для того, чтобы дети лучше запомнили литературных героев, даю детям необходимую разрядку после напряженного труда, на обобщающих уроках, на уроках внеклассного чтения.

В работе я использую игры: «Литературное лото», «Волшебная корзинка», «Угадай сказку», «Кто быстрее», «Цветик – семицветик», «Где живет герой» и многие другие.

Например, «Страна Поэзия». Цель этой игры – в игровой соревновательной форме нужно вспомнить отрывки из хорошо известных детям литературных произведений. Чтобы прослушивание стихотворных строк не стало пассивным, я предлагаю каждому из ребят постараться вспомнить из какой книги тот или иной отрывок, назвать заглавие книги и ее автора или заранее предлагаю самим приготовить задание для ребят. А если хорошая память, то и продолжить чтение всего произведения.

«Литературное лото» - одна из самых простейших игр, позволяющих реализовать книжные знания детей. В этой игре ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику.

Еще одна литературная игра, которая очень нравится моим детям «От загадки к сказке». Для проведения такой игры понадобится «связать» имеющиеся у вас загадки про привычные предметы, с сюжетами известных сказок. Например: обыграем слово «яблоко» - с этим предметом связано много сказок и загадок. Для начала – кто больше отгадает загадок о яблоках. Потом вспоминаем сказки, где яблоки были характерным волшебным атрибутом или проводим викторину о народных сказках. Например, пусть дети подумают и дадут ответы на следующие вопросы:

    Какой волшебный предмет заменял в сказках телевизор? (наливное яблочко и золотое блюдечко).

    Что подарила злая мачеха своей падчерице – царевне? (отравленное яблочко).

    Какие волшебные фрукты в сказках могли обернуть старых людей молодыми? (молодильные яблоки).

Можно обыгрывать явления природы, животных, различные бытовые предметы, встречающиеся в сказках.

Известны и традиционные игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным рисункам или отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам или иллюстрациям, постановка и разгадывание «хитрых» вопросов по прочитанным книгам (викторины и кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, название книг и произведений по серии вопросов (шарады, литературные мнения), воспроизведение героев и книг по описанию, составление литературных игр по принципу «чего не хватает» (писатель – произведение; герой – книга – писатель).

Использую литературные шарады. Шарада – это игра – загадка. В загаданном слове может быть загадано имя литературного героя, заглавие книги или произведения, фамилия писателя. Например: в слове две части. Первая часть – гласная буква, начинающая русский алфавит. Часть вторая – название хищного хитрого зверя, живущего в наших лесах. Целое – имя героини чудесной сказочной повести, написанной английским профессором математики и изданной в нашей стране в переводе Бориса Заходера.

Сначала детей интересует только сама форма игры, но потом уже и тот материал, без которого нельзя в ней участвовать. Кроме того, игра побуждает интерес к победе. Поэтому дети стараются четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Они учатся совместной деятельности, учатся быть внимательными, то и сами проявляют интерес к придумыванию собственных заданий.

Очень часто изучение произведений сочетается с рисованием. Дети могут нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, к басне, к стихотворению. Это может быть и коллективная работа: сначала дети работают в группах, изображая героя, а в последствии получается сюжет из сказки. Например: русская народная сказка «Рукавичка»

Развитие творчества происходит в различных видах деятельности, требующих поиска, нестандартных решений, открытие нового. Существует ряд методик, позволяющих развивать творческие способности детей с помощью слова.

Например, очень важной частью литературного творчества является придумывание заголовков. Хорошим материалом для таких заданий служат рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, басни И.А.Крылова, сказки. Также использую методы: «Постановка проблемного вопроса», «Незаконченные рассказы или сказки», «Сказки с новым концом» и другие.

Использую в своей работе и сочинительство, помогающее развитию детей, развитию словарного запаса, умению передать свои чувства и переживания. Например, дети сами придумывают загадки о зверьках, о цветах, о дождике, … о чем захочется, придумывают сказки, создают собственные книжки – малышки.

Доступные задания, учитывающие уровень развития детей, дают возможность каждому ребенку проявить и показать себя. Использование на уроках литературных игр и литературного творчества помогают заинтересовать детей, пробудить их воображение и фантазию, расширяют кругозор и словарный запас.

Литературное творчество и литературные игры помогают детям повторить изученные ранее произведения, воспитывают у них любовь к книге. Занимательные литературные игры подчеркивают весомость чтения при воспитании у ребенка нравственности и положительных эмоций, направленных на достижение одной из самых благородных целей – создания у ребенка стойкого читательского интереса. Подводя итог по своему классу, могу с уверенностью сказать, что такой подход к урокам литературного чтения, позволил мне повысить и технику чтения, и интерес к этому предмету.

Хочется надеяться, что дальнейшие путешествия по бескрайней книжной стране дадут свои, еще более высокие результаты. И после каждого проведенного мероприятия, будь то литературная игра, викторина, шарада, после каждой придуманной загадки или сказки, ребенку захочется еще раз вернуться к творчеству того или иного писателя, еще раз взять в руки его книгу и прочесть ее.

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения . Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы , окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет : «На сегодня хватит» .

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение . Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» - может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещё одно : «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении , потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения . Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги , то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект , формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы ?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет . Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации , растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы : «Приключения кота Леопольда» , «Трое из Простоквашино» , «Вини Пух» , «Карлсон» , «Приключения Буратино» , «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения . Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению .

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением» , прерывая чтение на интересном месте . Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя . Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания : художественные книги , справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией , подарочные издания с красивыми фотографиями : космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой : нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю , по вечерам, устраивать час чтения . При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает , что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна . Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека . Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста , постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева» , «12 месяцев» , сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке» , «Зима в Простоквашино» , стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых .

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника- оформителя , придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях :

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму . Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время : в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например :

Научив детей любить книги , вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

В.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. » Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например: