Бизнес портал - Гарнизон

ПАК ДА – перспективный авиационный комплекс дальней авиации. ПАК ДА - ракетоносец будущего (4 фото) Авиация пак да

После принятия в России на вооружение новейшего истребителя пятого поколения Су-57, резко возрос интерес к авиации и к новым перспективным разработкам в этой сфере. А в ней происходят очень интересные события. Вслед за Су-57 (ПАК ФА) начата разработка новейшего перехватчика пятого поколения, наследника , который носит рабочее название ПАК ДП.

Так же ведутся работы над перспективным транспортным самолётом ПАК ТА, будущим наследником Русланов и Ил-76. Это более или менее далёкое будущее, но ещё до окончания работы над истребителем пятого поколения, была начата работа над самолётом ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Предыстория

В 20-м веке, в годы Холодной войны, авиация СССР была как минимум второй в мире, а по некоторым видам техники, так и первой. В СССР постоянно разрабатывались и строились самые современный самолёты, которые ни в чём не уступали аналогам из США и стран Запада.

Однако, в 1991 году СССР развалился, в бывших республиках Союза началась натуральная разруха. И естественно ни какие новые образцы боевой техники, и в том числе авиационной, не разрабатывались. Казалось бы, этим должны были воспользоваться США и сделать отрыв от России, которая стала правопреемником СССР, недосягаемым.

Но этого не произошло, США почивали на лаврах и за время своего безоговорочного доминирования разработали всего два образца самолётов – Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II. Оба эти самолёта, истребители пятого поколения, и как не трудно догадаться, представители лёгкой авиационной техники. Да и сами по себе сырые, чрезмерно дорогие и недоработанные.

Ни чего нового в области бомбардировочной авиационной техники, и уж тем более в области стратегической авиации в США, разработано не было.

В начале 21-го века, в России сложились относительно благоприятные экономические условия, которые позволили начать разработку новых самолетов. Россия несколько сократила отставание от США, разработав и наладив мелкосерийный выпуск самолёта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который известен как истребитель пятого поколения Су-57.

После того как работы по новому истребителю закончились, в России началась разработка нового стратегического бомбардировщика, который получил название ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Пока информация об этой машине, естественно засекречена, но кое-что в сеть просачивается, и эту информацию попробуем обобщить.

Сегодня на вооружении России стоит два стратегических бомбардировщика – Ту-95 «Медведь» (с 1955 года) и (с 1984 года). Первая из двух машин дозвуковая и, не смотря на многочисленные модернизации, которые она прошла, откровенно устаревшая, ведь возраст конструкции уже 63 года. Ту-160 машина сверхзвуковая и намного более молодая. Но всё равно, 34 года, это солидный возраст.

Правда в США ситуация со стратегической авиацией не лучше, но это лирическое отступление. В общем, думается ни у кого не вызывает сомнения что необходимость разработки нового стратега не просто назрела, а перезрела.

Концепция бомбардировщика будущего

Перед началом работ в аналитических кругах развернулась яростная дискуссия о концепции будущего самолёта и о том, каким будет техническое задание на разработку.

Поначалу думали, что будущая новинка будет гиперзвуковой, но от этой идеи довольно быстро отказались.

Прежде всего по причине того что создание работоспособного гиперзвукового двигателя затормозилась на неопределённый срок. Работы, конечно в этом направлении ведутся, причём не только в России, но они достаточно далеки от окончания, и ставить разработку самолёта в зависимость от того когда эти работы будут закончены не совсем разумно.

Поэтому будущий стратегический бомбардировщик будет дозвуковым. Основной принцип, который заложен в будущей новинке,это экономичность и низкая стоимость эксплуатации. При этом и стоимость самого самолёта должна быть если не дешевле, то в пределах стоимости упомянутого выше Ту-160.


По своим характеристикам будущий стратег должен заменить все стоящие на вооружении Российских ВКС машины. По характеристикам своего бомбового отсека он должен быть способен нести и применять все стоящие на вооружении и разрабатываемые авиабомбы и ракеты. Второй важной характеристикой, которой должен обладать бомбардировщик нового поколения является малозаметность. И это условие является вполне выполнимым. Например, упомянутый выше Су-57, имеет в своей конструкции элементы технологии Стелс.

Слухи и факты о бомбардировщике ПАК ДА

Известно, что разрабатывать новый самолёт будет конструкторское бюро Туполева. Кроме этого известно, что наработки по будущему стратегу в КБ существуют ещё с 20-го века. В конструкторском бюро, будущему бомберу, присвоено название «Изделие 80».

В декабре 2017 года, бывший командующий Российских ВКС, Виктор Бондарев заявил, что научно-исследовательские работы по этой теме уже завершены, и конструкторское бюро готовит документацию для сборки первого опытного образца.

В начале этого года, в интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер правительства России, Дмитрий Рогозин, на вопрос касающийся ПАК ДА, сказал, что ракетоносец будет строиться по схеме «летающее крыло», до этого не применявшейся ни в авиации России, ни в авиации СССР.

Чуть ранее в сети появилась информация, что в Туполевском КБ создана модель будущего стратега в масштабе 1:10 и параллельно с этим появилось странное фото летательного аппарата, представленного как прототип. Точно неизвестно, модель какого летательного аппарата присутствует на этом фото.

Многие её связывают именно с ПАК ДА. Вряд ли это утверждение может соответствовать истине, смущают два двигателя в выносных гондолах, которые едва ли могут быть на стратегическом бомбардировщике будущего. Кроме этого, в сети появилась некая 3D модель, которая, скорее всего несколько ближе к истинному внешнему виду. Параллельно с этими моделями в сети появился некий чертёж.

Главным элементом техники любого самолёта, кроме планера, о котором речь шла выше, является его силовая установка. Двигатель для будущего ракетоносца находится в стадии разработки, и разработать его должна Самарская компания «Кузнецов». Правда, сделать она это должна не с нуля, а на основе уже хорошо отработанного мотора НК-32.

Данный силовой агрегат является двухконтурным турбореактивным трёхвальным двигателем с общей форсажной камерой (ТРДДФ). Этот двигатель сегодня устанавливается на ракетоносец Ту-160. Будущий силовой агрегат получит название НК-32-02 и должен иметь тягу в 23 тоны. Соответственно 2 двигателя, которые планируется устанавливать на будущий бомбардировщик должны развивать тягу 46 тонн. Кстати базовый мотор НК-32 развивает тягу всего в 14 тонн. Правда, на Ту-160 их установлено 4 штуки.

Из других технических особенностей, которые известны, стоит отметить, что максимальная взлетная масса будущего бомбардировщика, по данным французского издания «Air&Cosmos», должна составлять 145 тонн.

Кстати, упомянутый выше Ту-160 весит почти вдвое больше – 275 тонн. Правда, на сайте «Стелс машины» максимальный взлетный вес ПАК ДА указан в пределах 226 тонн.

Но думается, что первая цифра на много ближе к истине. Ориентировочная дальность самолёта заявлена в пределах 15 – 16 500 км. Дальность полёта «Белого лебедя» на дозвуковой скорости, с нормальной бомбовой нагрузкой составляет 14 000 км. Следовательно, если будущий стратег будет иметь практически такую же массу как Ту-160, с меньшей энерговооружённостью он ни когда не сможет достичь заявленной дальности полёта. То есть, скорее всего, масса ПАК ДА должна составить где-то в пределах 145 тонн.


Что касается бомбовой нагрузки, то известно, что она должна составить 34648 кг. Для сравнения у «Белого лебедя» она составляет немногим больше – 40 тонн. Таким образом, по этому показателю, новый бомбер должен стать между самолётами Ту-160 и Ту-22. Если первый может нести 40 тонн бомбовой нагрузки на дальность 14 000 км, то второй имеет нагрузку меньше – 24 тонны. Про говорить нет смысла, это не стратег, а фронтовой бомбардировщик и имеет соответствующую дальность всего до 2 500 км.

В феврале этого года была озвучена информация о том, что производство будущего флагмана Российской стратегической авиации начнётся на мощностях «Казанского авиационного завода им. Горбунова».

По заявлению заместителя генерального директора завода Николая Савицких, производство этого самолёта загрузит завод работой, как минимум, на ближайшие 10 лет. Так же в Казани, должен будет построен первый опытный экземпляр «Изделия 80», и появится он где-то пределах 2023-25 гг. А серийное производство должно быть развёрнуто с 2028-29 гг.

Вооружение и боевое применения

В 21 веке основным вооружение стратегов должны стать крылатые ракеты, а не бомбы. Хотя возможность использования старые добрые бомбы так же должна сохранится. Крылатые ракеты будущего должны иметь большую дальность полёта. Это должно позволить бомбардировщикам будущего наносить удары по целям, не заходя в зону действия ПВО противника. Правда, пока габаритные размеры таких ракет неизвестны,то проектировать бомбоотсек нужно с учётом уже существующих средств поражения.


То есть в бомбоотсек как минимум должна стать револьверная установка на 6 ракет Х-101/102 или Х-555. Данная установка становится в отсек размером 8,75х2,5х2,5 м. Места для такого отсек или даже на несколько отсеков в новом ракетоносце найти будет не проблема. Например, Ту-160, с которым постоянно сравнивается ПАК ДА, имеет 4 барабанных установки. На новом самолёте должно быть как минимум 2 таких установки.

Проект ПАК ДА начинался ещё до того как был закончен проект ПАК ФА, он же Су-57.

Тогда казалось, что это просто пиар и на реализацию такого проекта у России нет ни сил, ни возможностей. Однако после завершения проекта истребителя пятого поколения скептицизм у многих уменьшился, хотя и не прошёл совсем.

Понятно, что после появления у России аналога американского бомбардировщика В-2, отставание от США и НАТО в области авиации если не устранится полностью, то станет минимальным. NorthropB-2 Spirit на сегодняшний день является единственным в мире малозаметным стратегическим бомбардировщиком. И когда Россия закончит этот проект, то она станет второй сраной имеющей такой авиационный комплекс в мире.

Правда, такой же самолёт разрабатывается и в Китае, так что тем более, важно закончить этот проект, чтобы не оказаться в гонке вооружение в роли догоняющего. Остается открытым только один вопрос – получится ли его завершить?

Видео

Надежда Алексеева

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом заявили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Эксперты отмечают, что при разработке нового самолёта инженеры сделали ставку на малозаметность, пожертвовав сверхзвуковой скоростью. Новый ракетоносец призван значительно усилить воздушную составляющую Стратегических ядерных сил РФ. Какими возможностями будет обладать ПАК ДА, выяснял RT.

  • ПАК ДА
  • Пресс-служба Минобороны России

Разработка стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом рассказали в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Также в корпорации напомнили и о других разработках, которые позволят не только сохранить, но и укрепить неотъемлемую часть ядерной триады — корпус стратегических бомбардировщиков. Уже сейчас потенциал отечественной дальней авиации усиливается благодаря модернизации ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС. Эти легендарные самолёты ещё не скоро выработают свой ресурс, но к тому времени им на смену сможет заступить ПАК ДА, конструируемый на базе авиационного завода в Казани.

Акцент на малозаметности

Напомним, концептуальный проект будущего самолёта был согласован в 2013 году. Наиболее перспективным был признан проект КБ «Туполев». Конструкторы предложили пожертвовать сверхзвуковыми характеристиками ради невидимости для радаров, в ПАК ДА было стелс-технологии. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Разумеется, любая армия мира хотела бы получить на вооружение бомбардировщик, сочетающий сверхзвуковую скорость с малозаметностью, однако, по словам специалистов, на данном этапе развития науки такое решение реализовать невозможно.

Для движения на сверхзвуковой, а тем более на гиперзвуковой скорости самолёт должен обладать обтекаемой аэродинамикой. Однако такая обтекаемость не позволит аппарату сохранять невидимость для радаров противника, так как незаметность обеспечивает именно угловатая форма корпуса.

Ещё одна сложность связана с воздухозаборником двигателя, который у стелс-самолётов закрыт от радиолокационного излучения. Но для полётов на сверхзвуковой скорости такое решение не подходит — самолётам нужен открытый и широкий воздухозаборный канал, поскольку потребление кислорода двигателем значительно возрастает.

«Почему акцент сделан именно на малозаметности, понятно — сами законы физики не предполагают длительных полётов на сверхзвуковой скорости, — пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский. — Да, наш Ту-160, до сих пор стоящий в строю, — сверхзвуковой самолёт, но лететь на такой скорости он может не всё расстояние, а только какие-то отдельные участки, например при необходимости преодолеть рубеж ПВО».

  • Ту-160
  • Министерство обороны Российской Федерации

При этом полностью невидимых самолётов не существует, стелс-самолёты всё равно видны на радиолокаторах, но на гораздо меньших расстояниях, чем обычные аппараты, добавил эксперт.

К стратегическим бомбардировщикам применяются повышенные требования по дальности и продолжительности автономного полёта, в этом случае на первый план выдвигается такой параметр, как экономичность. Конструкция «воздушное крыло» поможет повысить этот параметр, уверен специалист.

Несмотря на сложность поставленной задачи, работы по созданию ракетоносца будущего активно продвигаются. К марту прошлого года в КБ «Туполев» был создан полноразмерный макет ПАК ДА. В мае 2017 года была полностью готова цифровая модель ПАК ДА. Об этом СМИ рассказал вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. Оцифровка самолёта позволит вести техническое обслуживание ПАК ДА на всех этапах его жизненного цикла, пояснили в ОАК.

Летом корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, перейдя к новому этапу работ — опытно-конструкторским. Предполагается, что первый опытный образец самолёта сможет подняться в воздух в 2025 году, строительством аппарата занимается Казанское производственное объединение имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Известно, что ПАК ДА будет нести на борту широкий спектр вооружений, включая гиперзвуковые ракеты. Дальность полёта составит порядка 12 тыс. км, скорость — около 1000 км/ч, взлётная масса не будет превышать 110 т.

В начале октября 2018 года стали известны предположительные характеристики двигателя будущего бомбардировщика.

В частности, журналистам удалось узнать, что двигатель будет защищён от некоторых поражающих факторов ядерного взрыва, а силовая установка сможет работать при температурах от -60 до +50 °C. Без ремонта двигатель должен отработать не менее 600 ч, полный ресурс составит 8 тыс. ч, или 12 лет эксплуатации с возможностью продлить этот срок до 21 года. Соответствующие требования были указаны в тендерах, размещенных на сайте госзакупок.

Также известно, что корпус ПАК ДА будет изготовлен преимущественно из лёгких и прочных композитных материалов, в частности рассматривается вариант использования титана — Россия является лидером по добыче этого металла.

Навигационная система ПАК ДА не будет привязана к спутниковым сигналам, а будет ориентироваться по астрономическим данным. Это сделает машину менее уязвимой для средств радиоэлектронной борьбы.

  • Виктор Бондарев, июль 2017 года
  • Ульяна Соловьева / РИА Новости

Кроме того, как рассказал ранее журналистам экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых будет достигать 7 тыс. км. Ракеты планируется оснастить компьютерными системами, способными анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Спешить с разработкой такой машины, как стратегический бомбардировщик, нельзя, считают эксперты.

«Создание нового стратегического бомбардировщика — долгий процесс, — пояснил Мураховский. — Во-первых, речь идёт об очень сложных передовых технологиях. Во-вторых, и у нас, и у американцев сейчас в строю стратегические бомбардировщики прошлого поколения, в США это самолёт В-52».

Самолёты, разработанные в прошлом веке, до сих пор могут успешно применяться, не говоря о модернизированных версиях, таких как Ту-160М2. Сделать самолёт, превосходящий эти образцы, — крайне сложная задача, уверены эксперты.

«В любом случае новые авиационные комплексы не скоро заменят своих предшественников, торопить события в этой области не стоит», — считает Мураховский.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов.

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего . Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме


«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная...

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

Говоря о китайском проекте Н-21, эксперты предпочитают не торопиться с оценками. По мнению Виктора Мураховского, о том, каким будет китайский стратегический бомбардировщик, говорить пока рано.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют.

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности.

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80», он же «Посланник», разрабатывается компанией ПАО «Туполев».

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации - проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения.
Проект не является модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.

Как известно, работы по проработке концепции изделия начались еще 10 лет назад, в 2009 году. Предполагается, что выкатка первого опытного образца состоится через два–три года, первый полет – в 2025–2026 годах.

Одни бомбардировщики из семейства «Ту» могут прорывать ПВО, другие летают на рекордные расстояния. «Русский стелс» ПАК ДА призван совместить обе эти «убойные» характеристики. Этот ракетоносец пятого поколения должен войти в строй через 10 лет: принятие на вооружение и начало эксплуатации ракетоносцев запланировано на 2028–2029 годы.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции .

Разработчики успешно защитили проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, российские военные утвердили облик нового самолета и его технические характеристики. Кроме того, подписали все необходимые соглашения, по которым начнется строительство первых летных образцов стратегического бомбардировщика.

Используемые Дальней авиацией России самолеты безусловно постепенно устаревают. По мере появления новых системы противовоздушной обороны, эффективность таких самолетов лишь снижается. Новый дальний бомбардировщик со временем должен будет заменить сразу три типа боевых самолетов: Ту-22М3, и Ту-160. ПАК ДА будет не только выполнять роль стратегического бомбардировщика, но и использоваться в качестве ракетоносца-бомбардировщика, дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

ПАК ДА

Как известно, разработка нового бомбардировщика ведется с 2013 года. По техническому заданию Минобороны РФ этот стратегический бомбардировщик должен не только нести как можно больше оружия, но и быть незаметным и использовать любые аэродромы.

ПАК ДА будет построен с применением стелс-технологий по аэродинамической схеме «летающее крыло» – то есть без хвостового оперения. И будет выполнять полеты на дозвуковой скорости.

Официально пока известно только, что он сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2–4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки. В качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели. А также, в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика войдет гиперзвуковое оружие.

Особое внимание в конструкции самолета уделяется применению технологий малозаметности. В ПАК ДА будут использованы несколько технологий малозаметности. Это и радиопоглощающее покрытие, и элементы конструкции, а также геометрическая форма планера.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау – специальное радиопоглощающее покрытие. А также максимально возможное применение композиционных материалов.

Для уменьшения эффективной площади рассеяния бомбардировщика в нем сделают только внутренние отсеки вооружения.

В июле 2017 года сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, а также приступила к опытно-конструкторским работам по созданию нового бомбардировщика. На этапе эскизного проектирования определяются возможный внешний вид техники, основные функции, которые она будет выполнять, возможное вооружение и сценарии использования.

Между тем, в декабре прошлого года Казанский авиационный завод имени Горбунова возобновил производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев . Сейчас на предприятии собираются полностью новые самолеты; для их строительства детали из советского задела не используются. По итогам испытаний этих бомбардировщиков военные будут принимать решение о начале серийного производства машин. Серийное производство бомбардировщиков Ту-160 приостановилось в России в 1994 году.

Развитие проекта

В августе 2009 года Минобороны России и компания «Туполев» подписали контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. Технический проект нового бомбардировщика будет полностью завершён к 2015 году. Это должен быть принципиально новый летательный аппарат. Он будет основываться на концептуально новых решениях, которые позволят и на рубеже 2020 г. быть конкурентоспособными в этой области.

Научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.Игорь Шевчук, генеральный конструктор компании «Туполев»

В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утверждён. Начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта утвердили в марте 2013 года.

Разработка предэскизного проекта велась коллективами ЦАГИ и КБ «Туполева». При рассмотрении представленных концепций предпочтение было отдано разработке «Туполева». В апреле 2014 года стало известно, что КБ Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

По мнению специалистов, новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме «летающее крыло» — как его американский коллега B-2 Spirit. Лишь такая компоновка обеспечивает малую заметность самолета для радаров, работающих на длинных волнах. Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука. Вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. ПАК ДА безусловно будет оснащен самым современным электронным оборудованием. В том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов, а также развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

«ПОСЛАННИК» видео

NGB

Похожий проект под названием Next Generation Bomber разрабатывается сейчас в интересах ВВС США. Требования военных к машине составлялись в 2011 году. По данным СМИ, стоимость самолета составит более полумиллиарда долларов. Новый бомбардировщик будет дозвуковым, дальность его полета превысит 9 тыс. километров. Боевая нагрузка NGB составит 6,3 — 12,7 тонны. Самолет должен быть «опционально пилотируемым», то есть выполнять миссии без участия экипажа. В этом случае машина сможет находиться в воздухе более четырех суток.

Как известно, NGB конструируется с широким использованием технологий малозаметности. По мнению специалистов, это должно дать новому бомбардировщику способность выполнять авиаудары в дневное время даже в условиях противодействия систем ПВО противника.

Tagged:

В отдаленном будущем в небо должен подняться первый опытный самолет, созданный в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). На данный момент этот проект находится на стадии проектных работ и потому большая часть сведений о нем пока не подлежит разглашению. Впрочем, время от времени в отечественной и зарубежной прессе появляются новые сообщения и оценки. За последние месяцы общий объем доступной информации о ПАК ДА заметно увеличился.

В середине ноября прошлого года информагентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности рассказало о ходе текущих работ и о планах на ближайшее будущее. Кроме того, в том сообщении говорилось о целях и задачах новой программы ПАК ДА. По данным источника, к тому времени проект продвинулся достаточно далеко и приблизился к началу новых важнейших этапов.

Прежде всего, ТАСС писало, что военные утвердили тактико-техническое задание на новый самолет. Благодаря этому в скором времени организация-разработчик в лице компании «Туполев» должна была начать подготовку рабочей конструкторской документации по новому самолету. После завершения работ по документации стартует сборка первых опытных образцов новой техники. Также упоминалось снижение стоимости самолета за счет отказа от возможности полета со сверхзвуковой скоростью. При помощи крылатых ракет большой дальности планировалось обеспечить высокую боевую эффективность.

Облик самолета ПАК ДА по версии журнала Air & Cosmos

Как утверждал источник ТАСС, новый самолет ПАК ДА призван решать те же задачи, что и существующие российские дальние бомбардировщики. При этом он должен превосходить ракетоносец Ту-160 с точки зрения стоимости строительства и эксплуатации. Впрочем, источник не стал уточнять стоимость будущего самолета и цену летного часа.

23 декабря отечественные средства массовой информации опубликовали заявления председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, ранее занимавшего пост главкома ВКС. По его словам, наша страна вплотную приблизилась к созданию опытного ПАК ДА. В то время завершались научно-исследовательские работы. Их целью является создание самолета, способного заменить все существующие машины российской дальней авиации. По данным представителя Совфеда, перспективный бомбардировщик будет принят на вооружение и поступит в войска во второй половине двадцатых годов.

Данные неназванного источника ТАСС, опубликованные в ноябре прошлого года, получили подтверждение в конце января. В своем интервью для «Комсомольской правды» вице-премьер Дмитрий Рогозин затронул тему проекта ПАК ДА, указав текущую стадию работ и планы на ближайшее будущее. По его словам, уже в этом году фирма «Туполев» приступает к активной фазе проектирования. Чиновник выразил надежду, что опытный самолет выйдет на испытания в 2023-24 годах. Также Д. Рогозин затронул некоторые технические аспекты проекта. Он отметил, что новый бомбардировщик не будет похож на самолеты традиционного облика. Это будет «летающее крыло» – «самолет XXI века».

Новейший российский проект закономерно привлекает внимание зарубежных специалистов и прессы. Так, в начале февраля французский еженедельный журнал Air & Cosmos опубликовал заметку о российской программе ПАК ДА, в которой, среди прочего, привел массу интересных сведений. Вместе с уже известными данными от официальных лиц в публикации содержались новые данные, якобы полученные из заслуживающих доверия источников.

По данным Air & Cosmos, компания «Туполев» в 2013 году завершила создание эскизного проекта нового самолета, получившего рабочее обозначение «Изделие 80». В конце того же года «Туполев» и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на разработку технического проекта. На этот этап работ ушло менее трех лет, и в 2016 году технический проект был утвержден. С конца 2014 года компания «ОДК-Кузнецов» занималась созданием нового двигателя, предназначенного для ПАК ДА / «Изделия 80».

Утверждается, что новое «Изделие 80» будет построено по схеме «летающее крыло». Оно должно иметь взлетную массу порядка 145 т. Таким образом, новый самолет будет едва ли не вдвое легче Ту-160, но при этом занимать промежуточное положение между более легким Ту-22М3 и более тяжелым Ту-95МС. Силовая установка будет состоять из двух турбореактивных двигателей под рабочим названием «Изделие РФ», создаваемыми на основе «Изделия Р» – НК-32-02. Суммарная тяга двух двигателей составит 46 т. За счет такой силовой установки самолет сможет летать с дозвуковой скоростью на дальность до 15 тыс. км.

Следует напомнить, что различные оценки технических характеристик будущего ПАК ДА появлялись с момента объявления о старте этой программы. Некоторые цифры впоследствии упоминались официальными лицам, но полная картина, составленная по информации достоверных источников, отсутствует до сих пор. Насколько данные Air & Cosmos соответствуют реальному проекту ПАК ДА – пока остается только гадать. Уверенный ответ на этот вопрос можно будет дать лишь через несколько лет, когда появится необходимая информация.

В конце февраля были подтверждены уже известные данные о будущем строительстве перспективных самолетов для дальней авиации. Площадкой для сборки такой техники станет Казанский авиационный завод им. Горбунова. Заместитель генерального директора предприятия Николай Савицких рассказал прессе, что технический облик самолета ПАК ДА уже защищен, а также заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ с последующим строительством опытного образца. В этом документе в качестве изготовителя прототипа указан именно КАЗ.

По оценке Н. Савицких, работы по программе «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» загрузят производственные мощности Казанского авиазавода на ближайшее десятилетие. При этом предприятие испытывает заметные проблемы с подготовкой кадров. В прошлом году специалисты КАЗ подготовили комплексную целевую программу подготовки и закрепления кадров, которым предстоит работать в строительстве самолетов Ту-160 и ПАК ДА. Стоимость программы – 2,6 млрд рублей.

На момент заявлений заместителя гендиректора программа находилась на согласовании в правительстве России. Кроме того, в рамках соответствующей федеральной программы производится модернизация производственных мощностей, в том числе тех, которым предстоит участвовать в строительстве самолетов ПАК ДА.

Последняя на данный момент о программе ПАК ФА прозвучала всего несколько дней назад. 24 мая президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, затронул тему названия будущего дальнего бомбардировщика.

Глава ОАК напомнил, что разработка самолета ведется фирмой «Туполев». В связи с этим новая машина должна носить «историческое» туполевское имя. При этом, однако, руководитель корпорации не стал уточнять, какие именно цифры будут сочетаться с традиционным обозначением «Ту».

Российский проект «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» в настоящее время является одной из самых интересных тем в контексте текущего и будущего перевооружения. Одновременно с этим – ввиду особой важности и значимости для национальной безопасности – этот проект является одним из самых секретных. Официальные лица время от времени поднимают тему текущих работ и оглашают те или иные сведения, но при этом обходятся без особых подробностей. В итоге даже через несколько лет после старта работ известны только самые общие черты будущего стратегического бомбардировщика.

Ранее стало известно, что перспективный бомбардировщик ПАК ДА, разрабатываемый компанией «Туполев», предназначается для замены сразу двух современных образцов. В отдаленном будущем машины этого типа вытеснят из дальней авиации сравнительно старые Ту-95 и Ту-22М3, взяв на себя все их задачи. В прошлом обсуждалась возможность замены самолетов Ту-160, но запланированное серийное строительство машин типа Ту-160М2, вероятно, привело к отмене таких планов. Таким образом, с определенного времени основу дальней авиации будут составлять глубоко модернизированные Ту-160М2 и совершенно новые ПАК ДА.

Уже известно, что в основе проекта ПАК ДА лежит новая для отечественной стратегической авиации концепция. Предлагается строить самолет схемы «летающее крыло» с дозвуковой скоростью полета и сокращенной заметностью для средств наблюдения противника. Особая компоновка планера с максимально большими топливными баками и эффективные двигатели достаточной мощности обеспечат возможность полета на дальность до 15 тыс. км.

Основным вооружением такого авиационного комплекса станут крылатые ракеты большой дальности с обычными или специальными боевыми частями. Значительная дальность полета ракет позволит ПАК ДА атаковать указанные цели, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Определенные стелс-технологии, используемые как на самолете, так и на его ракетах, должны резко снизить вероятность своевременного обнаружения подлетающих бомбардировщиков ли их вооружения. Все это положительным образом скажется на эффективности удара.

По известным данным, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по теме ПАК ДА стартовали около десяти лет назад, в конце двухтысячных годов. За несколько лет «Туполев» и смежные предприятия сформировали основные положения будущего проекта. В тот период появлялись сообщения о возможности строительства и испытаний первого опытного самолета уже в конце десятых годов.

Впрочем, позже планы изменились. В 2015 году было принято решение о возобновлении серийного производства существующих Ту-160 с последующим созданием новой модификации такого самолета. В связи с этим график работ по программе ПАК ДА был пересмотрен. Старт подготовки технической документации по новому самолету сдвинулся на несколько лет вправо. Первый полет опытного образца при этом перенесли на первую половину двадцатых годов. Следует отметить, что существует и иная трактовка событий последних лет. Согласно ей, решение о строительстве новых Ту-160 стало следствием определенных проблем с ПАК ДА и невозможностью выпуска перспективных серийных машин в желаемые сроки.

Несмотря на все ожидаемые и возможные затруднения, разработка «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» продолжается. Уже стало известно о переходе проекта в новую стадию, предшествующую строительству и испытаниям опытной техники. Момент принятия ПАК ДА на вооружение и приемки первых серийных образцов все еще относится к отдаленному будущему, но с каждым днем становится все ближе. Доступные сведения о текущих работах позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Все говорит о том, что во второй половине следующего десятилетия российская дальняя авиация пополнит парк своей техники совершенно новыми образцами.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://kp.ru/
http://air-cosmos.com/
http://ria.ru/
http://mil.ru/
https://tvzvezda.ru/
http://tupolev.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) приобрел реальные очертания. . Его макет выполнен в масштабе 1:10. Сделан из композиционных материалов, которые, как можно предположить, составят основу его фюзеляжа. Создана и кабина будущей машины. Ее деревянный макет выполнен из дерева в натуральную величину и так же как «фюзеляж», проходит испытания в лабораториях самолетостроительной фирмы. Работы над перспективной машиной КБ «Туполева» ведет с 2008 года в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года.Кроме заявления КБ «Туполева» о существовании модели самолета, о новом бомбардировщике практически ничего неизвестно. Бывший командующий дальней стратегической авиацией Анатолий Жихарев заявлял, что «хотел бы видеть этот самолет с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности».Командующий Воздушно-космическими войсками Виктор Бондарев добавлял, что ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации ‒ Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь» ‒ основная ударная сила нашей воздушной компоненты стратегических ядерных сил сдерживания. Обе машины прошли серьезную модернизацию. На Ту-160 был установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555 и Х-101, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что собственно наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской компании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).Единственный вопрос - почему ВКС видят перспективный бомбардировщик дозвуковым, а не гиперзвуковым, что было бы логичней для перспективной машины будущего? Ответ на этот вопрос, скорее всего лежит в плоскости применения будущего бомбардировщика. Ту-160 создавался для прорыва массированной системы ПВО/ПРО вероятного противника. Должен был иметь для этого большую скорость, возможность выходить в ближний космос. Пилоты стратега даже надевают для этого специальные костюмы, очень похожие на скафандры космонавтов. Однако сегодня на вооружении машины стоят сверхдальнобойные крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Дальность их полета превышает расстояние в три тысячи километров. Есть информация о том, что создается еще более дальнобойная ракета.
В результате получается, что для выполнения боевой задачи ракетоносцу вообще не придется покидать пределы страны. То есть машине совсем не потребуется большая скорость, возможность забираться в космос для прорыва противоракетной обороны противника. Находясь в пределах России ее будет охранять собственная ПВО и истребители. Вот и получается, что дозвукового двигателя будет вполне достаточно. Тем более, что в производстве и эксплуатации он будет на порядок дешевле сверхзвукового мотора. В истребительной авиации та же тенденция. Самый современный американский истребитель F-22 Raptor имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.В ВКС не говорят, когда именно появится новый бомбардировщик. Его прототип должен быть представлен не ранее 2025 года. До этого времени в Дальней авиации планируют продолжить эксплуатацию Ту-95 и Ту-160. Последний должен получить еще и модернизированную версию – Ту-160М2. В начало его серийного производства уже вложено более 500 миллионов рублей.