Бизнес портал - Гарнизон

Положение об управлении рисками. Положение об отделе управления рисками Положение о системе управления рисками общества

С января 2018 года микрофинансовые компании (далее - МФК) обязаны создать у себя систему управления рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденным Банком России от 27 июля 2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили для микрофинансовый компаний практическое пособие и шаблоны документов для исполнения требований базового стандарта:

А. Основные документы по риск-менеджменту микрофинансовой компании:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Положение о кредитном риске.
  4. Положение о риске ликвидности
  5. Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
  6. Положение о правовом риске.
  7. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  8. Положение о регуляторном риске.

Б. Реестр и карта рисков микрофинансовой компании:

  1. Реестр рисков.
  2. Карта рисков.
  3. Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
  4. Паспорт операционного риска (пример заполнения).
  5. Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения).
  6. Паспорт стратегического риска (пример заполнения).
  7. Паспорт рыночного риска (пример заполнения).
  8. Паспорт правового риска (пример заполнения).
  9. Паспорт риска ликвидности (пример заполнения).
  10. Паспорт процентного риска (пример заполнения).
  11. Паспорт регуляторного риска (пример заполнения).

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.

В. Обучение работников микрофинансовой компании по программе риск-менеджмента:

  1. Программа обучения сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  2. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой компании методам и инструментам управления рисками
  3. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  4. Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой компании обучения по риск-менеджменту.
  5. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  8. Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрофинансовой компании.

Г. Дополнительные документы

  1. Приказ о назначении риск-менеджера микрофинансовой компании.
  2. Положение о подразделении риск-менеджмента.
  3. Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента.
  4. Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента.

Д. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.

  1. Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрофинансовой компании.
  2. План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
  3. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.

Е. Дополнительные документы по риск-менеджменту:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой компании.
  2. Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрофинансовой компании.
  3. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрофинансовой компании.

Стоимость практического пособия 34500 р.

Желаете приобрести отдельные документы из практического пособия? Проходите по ссылке. Выбирайте нужный Вам документ и оплачивайте в один клик. Документы предоставляются в день оплаты на указанную Вами электронную почту.

Образец положения о подразделении риск-менеджмента микрофинансовой компании

Образец положения о кредитном риске микрофинансовой компании

Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:

  1. с учетом правового статуса микрофинансовой компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
  2. перечисленные документы разработаны для микрофинансовой компании, в которой создано подразделение по риск-менеджменту с количеством работников не менее двух.
  3. на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
  4. на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Утверждено Приказом Генерального Директора ООО МКК «Фин-Про»

ПОЛОЖЕНИЕ

об управлении рисками

ООО МКК «Фин-Про»

с. Альменево, 2018

Общие положения

Термины, определения и сокращения

Цели, задачи и принципы организации системы управления рисками

Организационная структура СУР организации, полномочия органов управления, отдельных работников организации в сфере управления рисками и порядок их взаимодействия

Метод оценки уровня опасности риска

Программа управления кредитным риском заемщика

Программа управления риском ликвидности

Программа управления операционным риском

Программа управления правовым риском

Порядок действий в нестандартных и чрезвычайных ситуациях

Порядок фиксации решений должностных лиц, ответственных за операции, связанные с принятием рисков, решений органов управления организации по вопросам управления рисками, а также мероприятий, событий и действий, связанных с управлением рисками;

Порядок и сроки представления должностными лицами и (или) структурными подразделениями, ответственными за обеспечение управления рисками, внутренней отчетности по управлению рисками

Порядок обмена информацией по вопросам управления рисками и доведения до работников организации Положения об управлении рисками и иных внутренних документов, связанных с управлением рисками;

Принципы и порядок раскрытия информации об управлении рисками организации;

Порядок ведения реестра рисков, возникающих в процессе осуществления микрофинансовой деятельности (реестр рисков)

Приложения:

Приложение 1-9 – Карты риска

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение об управлении рисками (далее – Положение) состоит из одного документа, утверждается единоличным исполнительным органом организации – Генеральный Директор (далее – руководитель), пересматривается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в целях актуализации содержащихся в них сведений и (или) повышения эффективности функционирования системы управления рисками (далее – СУР) и является внутренним нормативным документом ООО МКК «Фин-Про» (далее – организация), в котором определен порядок организации и осуществления управления рисками в организации.

1.2. Положение разработано на основе требований Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Указания Банка России от 28 июня 2016 г. №4054-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам», иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, в соответствии с Базовым стандартом по управлению рисками микрофинансовых организаций (Утвержден Банком России, Протокол №КФНП-26 от 27.07.2017) и Базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (Утвержден Банком России 22.06.2017) и с учетом рекомендованной Банком России Концепции организации внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций.

1.3.Положение устанавливает порядок функционирования в организации системы управления рисками (СУР), в том числе:

Идентификацию рисков, связанных с осуществляемой деятельностью по оказанию финансовых услуг;

Организацию управления рисками, включая установление допустимых уровней потерь (лимитов) по выявленным рискам;

Измерение и оценку рисков;

Контроль за соответствием рисков установленным организацией ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.

2. Термины, определения и сокращения

2.1. Микрофинансовая деятельность – деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

2.2. Микрофинансовая организация (МФО) – юридическое лицо в виде микрофинансовой компании (далее – МФК) или микрокредитной компании (далее – МКК), которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

2.3. СРО – саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая микрофинансовые организации и осуществляющая свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

2.4. Риск – возможность возникновения у организации потерь, неисполненных обязательств и иных последствий риска.

2.5. Рисковое событие – предполагаемое/наступившее событие, в результате которого у организации могут возникнуть/возникли последствия риска.

2.6. Последствия риска – предполагаемые/наступившие:

Финансовые потери организации;

Неисполненные финансовые обязательства организации;

Другие потери и неисполненные обязательства организации;

Другие предполагаемые/наступившие рисковые события и последствия риска.

2.7. Источник (фактор) риска – внешние(заемщик, рынок, форс-мажоры, регулирование и т.д.) и внутренние(ошибки менеджмента, утрата данных, другое) обстоятельства, вследствие которых у организации могут возникнуть потери, неисполненные обязательства и иные неблагоприятные последствия рисков.

2.8. Реализация риска – произошедшее рисковое событие, наступившие последствия риска;

2.9. Управление рисками – применяемые организацией и ее работниками в соответствии с настоящим Положением меры и процедуры, целью которых является минимизация рисков.

2.10. Система управления рисками (СУР) – совокупность процессов, методик, информационных систем, направленных на достижение целей и задач управления рисками в организации.

2.11. Оптимизация риска – процедуры, направленные на снижение вероятности риска, либо на уменьшение последствий риска (в том числе процедуры, направленные на минимизацию последствий риска, являющегося причиной возникновения оптимизируемого риска).

2.12. Передача риска – переход последствий риска от МКК полностью или частично к другой организации на основании договора (например, договора страхования, в соответствии с которым риск передается страховой компании, либо передача третьим лицам операций, подверженных рискам (аутсорсинг), либо хеджирование риска при помощи производных финансовых инструментов).

2.13. Избежание риска – замена операций, подверженных рискам, на операции с меньшим риском, либо отказ от совершения операций, подверженных рискам, а также процедуры, направленные на устранение источников (факторов) риска, возникающего при осуществлении операций.

2.14. Реестр рисков – документ, содержащий информацию о рисках, возникающих в процессе осуществления микрофинансовой деятельности организации.

2.15. Владелец риска – работник организации либо иное действующее в интересах организации лицо, на которых возложены обязанности по проведению операций, связанных с принятием рисков или функционирование которых непосредственно связано с источником(фактором) риска и которые имеют полномочия и несут ответственность за управление рисками.

2.16. Кредитный риск – риск возникновения у организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения заемщиком или иным контрагентом договорных обязательств перед организацией.

2.17. Риск ликвидности – риск неспособности организации финансировать свою деятельность, то есть обеспечивать рост активов и выполнять обязательства по мере наступления сроков их исполнения без понесения убытков в размере, угрожающем финансовой устойчивости организации.

2.18. Операционный риск – риск возникновения убытков в результате ненадежности и недостатков внутренних процедур управления организации, отказа информационных и иных систем либо вследствие влияния на деятельность организации внешних событий.

2.19. Правовой риск – риск возникновения у организации убытков вследствие:

Несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности МКК);

Нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также нарушения МКК или ее контрагентами условий заключенных договоров.

2.20. Программа управления риском – раздел настоящего Положения, в котором устанавливаются требования и условия по управлению рисками, признанными наиболее опасными.

2.21. POS-микрозаем – денежные средства, предоставленные микрофинансовой организацией получателю финансовой услуги на основании договора микрозайма без обеспечения исполнения обязательств по такому договору в счет оплаты товара (работы, услуги) посредством перечисления таких денежных средств микрофинансовой организацией на банковский счет продавца (исполнителя) товара (работы, услуги).

3. Цели, задачи и принципы организации системы управления рисками

3.1. Основными целями организации СУР являются:

3.1.1. Обеспечение устойчивого финансового положения организации и защита ее активов.

3.1.2. Обеспечение разумной гарантии достижения стратегических и операционных целей организации.

3.1.3. Обеспечение и защита интересов получателей финансовых услуг, участников организации, а также иных заинтересованных в устойчивом функционировании организации лиц.

3.1.4. Усиление конкурентных преимуществ организации в результате максимально точной оценки и управления принимаемыми рисками.

3.1.5. Превентивное выявление угроз деятельности организации.

3.1.6. Оперативное реагирование на внешние и внутренние изменения.

3.1.7. Предотвращение последствий возможных неблагоприятных событий, минимизация рисков.

3.2. Задачами организации управления рисками организации являются:

3.2.1. Своевременное выявление, оценка наиболее опасных рисков, иных видов рисков, которые могут привести к потерям, существенно влияющим на финансовое положение организации и защиту ее активов.

3.2.2. Оценка достаточности имеющихся в распоряжении организации собственных средств и других ресурсов для покрытия и минимизации наиболее опасных и иных рисков.

3.2.3. Своевременное реагирование на риски с целью уменьшения вероятности их возникновения и (или) последствий в случае их реализации.

3.2.4. Интеграция СУР с основными бизнес-процессами в организации и вовлечение работников организации в процесс управления рисками.

3.2.5. Развитие внутренней среды, способствующей управлению рисками, путем проведения обучающих мероприятий по риск-менеджменту.

3.2.6. Регулярное информирование органов управления организации, установленных внутренними документами организации, в том числе о текущем уровне рисков в порядке и с периодичностью, предусмотренными Положением.

3.2.7. Повышение уровня ответственности сотрудников за управление рисками, в том числе путем закрепления в должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях и иных внутренних документах организации положений о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение внутренних документов организации и Стандарта.

3.3. Организация формирует СУР на следующих принципах:

3.3.1. Соответствие СУР виду деятельности организации, характеру и объемам совершаемых операций (принцип пропорциональности).

Организация признает наличие рисков, сопутствующих ее деятельности, и оценивает их влияние на деятельность организации. Управление рисками осуществляется по всем основным видам деятельности, на всех уровнях управления организации. В случае совмещения организацией микрофинансовой деятельности с иными видами деятельности СУР должна учитывать влияние всех осуществляемых организацией видов деятельности. Работники организации, совершающие операции, подверженные рискам(владельцы рисков), должны быть осведомлены о риске операций и должны осуществлять идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операций в соответствии с Положением.

3.3.2. Принцип непрерывности процесса управления рисками.

Организация обеспечивает проведение на непрерывной основе процедур, предусмотренных СУР, осуществляемых в соответствии с внутренними документами организации;

3.3.3. Принцип документирования процедур в рамках СУР.

Организация обеспечивает документальную фиксацию необходимой информации, связанной с организацией СУР, а также утверждение органами управления МКК методологических и регламентных документов по управлению рисками.

3.3.4. Принцип обеспечения своевременного доведения информации, касающейся СУР, до сведения органов управления организацией.

Работники организации(владельцы риска) в соответствии с их должностными обязанностями обязаны информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе выполнения их должностных обязанностей. Риск-менеджер обязан не реже одного раза в год предоставлять общему собранию учредителей информацию об уровне принятых организацией рисков и фактах нарушений, выявленных в ходе выполнения установленных процедур управления рисками. Организация обязана организовать распространение информации, обеспечивающей осведомленность работников организации относительно целей и задач СУР, а также обязанностей, возникающих в ходе реализации мероприятий по управлению рисками;

3.3.5. Принцип эффективности (достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) и оптимальности процессов управления рисками.

Объем и сложность процедур и мер по управлению рисками должны соответствовать целям организации СУР. Организация проводит анализ соотношения затрат на выполнение процедур и (или) мероприятий по управлению рисками и эффекта от реализации этих процедур и (или) мероприятий. По итогам проведенного анализа производится пересмотр внутренних документов по управлению рисками.

3.3.6. Принцип разделения полномочий.

Решения о минимизации рисков могут приниматься на различных уровнях управления организации в зависимости от значимости рисков (размера вероятных потерь при наступлении рискового события) и вероятности их реализации.

4. Организационная структура СУР организации, полномочия органов управления, отдельных работников организации в сфере управления рисками и порядок их взаимодействия

4.1. В организационную структуру СУР организации входят участники СУР:

4.1.1. Ответственный за организацию системы управления рисками и за соответствие деятельности организации внутренним документам в области СУР - руководитель организации.

4.1.2. Ответственный за управление рисками – риск-менеджер, назначаемый в организации из числа ее сотрудников приказом руководителя. Риск-менеджер должен иметь высшее экономическое образование или опыт работы в сфере управления рисками не менее 2-х лет.

4.1.3. Общее собрание участников.

4.1.4. Владельцы риска – работники организации.

4.2. Полномочия органов управления, владельцев риска в сфере управления рисками

4.2.2. Полномочия и обязанности руководителя:

4.2.2.1. Распределение полномочий и обязанностей в сфере управления рисками между работниками(владельцами риска), установление порядка взаимодействия, обмена данными и представления внутренней отчетности по управлению рисками, контроль за исполнением работниками своих обязанностей и решений вышестоящих органов.

4.2.2.2. Утверждение правил и методов оценки рисков и формирование внутренней отчетности по управлению рисками.

4.2.2.3. Обеспечение работников организации, связанных с источниками риска(владельцев риска), необходимыми ресурсами для осуществления ими управления рисками.

4.2.2.4. Обеспечение работников доступом к информации, необходимой для реализации мероприятий и процедур по управлению рисками.

4.2.2.5. Принятие решений в сфере управления рисками в соответствии с Уставом организации, настоящим Положением и другими внутренними документами организации.

4.2.2.6. Организация функционирования СУР в организации.

4.2.2.7. Контроль за соответствием рисков установленным организацией ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.

4.2.3. Полномочия и обязанности риск-менеджера:

4.2.3.1. Разработка, изменение Положения об управлении рисками и иные внутренние документы организации, регулирующие вопросы управления рисками.

4.2.3.2. Организация и проведение обучения работников методам управления рисками.

4.2.3.3. Организация и проведение внутренних расследований случаев реализации рисков.

4.2.3.4. Подготовка и предоставление общему собранию не реже одного раза в год внутренней отчетности по управлению рисками в организации, в том числе информации об уровне принятых организацией рисков и фактах нарушений, выявленных в ходе выполнения установленных процедур управления рисками, а также о предполагаемых в предстоящем периоде рисках и мерах по их минимизации.

4.2.3.5. Осуществление мониторинга актуальности реестра рисков и актуальности внутренних документов по управлению рисками и изменение этих документов.

4.2.3.6. Разработка и внедрение методик идентификации(выявления), оценки и контроля уровня рисков.

4.2.3.7. Разработка и внедрение мер и процедур реагирования на рисковые события и минимизации рисков, организация устранения последствий реализации рисков.

4.2.3.8. Анализ и прогнозирование состояния СУР, выявление критических (наиболее опасных) бизнес-процессов и источников рисков, оценка достаточность капитала(собственных средств), финансовых ресурсов и резервов, предназначенных для управления рисками.

4.2.3.9. Выявление и изучение возможных угроз возникновения рисков в профессиональной деятельности организации, планирование и осуществление профилактических мероприятий.

4.2.3.10. Координация взаимодействия работников по вопросам управления рисками в соответствии с Положением об управлении рисками и иными внутренними документами организации.

4.2.3.11. Анализ случившихся рисковых событий и их последствий.

4.2.3.12. Разработка и изменение программ обучения работников организации методам и инструментам управления рисками.

4.2.3.13. Реализация внутреннего контроля в сфере СУР в организации.

4.2.4. Полномочия общего собрания.

4.2.4.1. Установление допустимых уровней потерь (лимитов) по рискам на основании предложений риск-менеджера.

4.2.4.2. Установление периодичности мониторинга актуальности реестра рисков и периодичности мониторинга актуальности внутренних документов по управлению рисками.

4.2.4.3. Установление периодичности отчетов риск-менеджера перед общим собранием;

4.2.4.4. Установление уровня ответственности риск - менеджера за нарушение требований законодательства в сфере управления рисками.

4.2.4.5. Признание наиболее опасных для организации рисков в соответствии с Картой рисков, являющейся в организации отчетным документом.

4.2.5. Полномочия и обязанности работников(владельцев риска)

4.2.5.1. Выявление, оценка, анализ рисков, относящихся к источникам риска, с которыми связана деятельность работника в организации.

4.2.5.3. Участие в управлении рисками.

4.2.5.4. Получение от клиентов, иных лиц документов и сведений, предусмотренных Положением.

4.2.5.5. Предоставление риск-менеджеру документов и сведений, предусмотренных Положением.

4.2.5.6. Принятие решений в сфере управления рисками в соответствии с настоящим Положением и другими внутренними документами организации.

4.2.6. Порядок взаимодействия участников СУР.

4.2.6.1. Взаимодействие между участниками СУР является неотъемлемой частью взаимодействия работников организации при осуществлении ими своих должностных обязанностей и функций.

4.2.6.2. Порядок взаимодействия участников СУР устанавливается в программах управления рисками настоящего Положения, в приказах и распоряжениях руководителя, в иных локальных актах организации.

5.Метод оценки уровня опасности риска

5.1. В настоящем разделе установлен общий для всех рисков метод оценки уровня опасности риска с целью своевременного выявления такой опасности и применения организацией дифференцированных мер по ее минимизации.

5.2. В отношении предусмотренных Положением рисков применяются два уровня оценки опасности риска:

Опасный уровень риска;

Допустимый уровень риска.

5.3. Оценка уровня риска устанавливается по совокупности оценок значимости риска и вероятности реализации риска;

5.4. Значимость риска – характеристика степени возможного ущерба от наступления рискового события оценивается по шкале:

Высокая значимость;

Средняя значимость;

Низкая значимость.

5.5. Вероятность реализации риска – вероятность наступления рискового события, приносящего ущерб оценивается по шкале:

Высокая вероятность;

Средняя вероятность;

Низкая вероятность.

5.6. Опасный(недопустимый) уровень риска - соответствующий одновременно:

Высокой степени значимости и высокой степени вероятности реализации (оценка опасности риска - 5 баллов);

Высокой степени значимости и средней степени вероятности реализации (оценка опасности риска - 4 балла);

Средней степени значимости и высокой степени вероятности реализации(оценка опасности риска - 4 балла).

5.7. Допустимый уровень риска – соответствующий одновременно:

Высокой степени значимости и низкой степени вероятности реализации(оценка опасности риска - 3 балла);

Средней степени значимости и средней степени вероятности реализации(оценка опасности риска - 3 балла);

Средней степени значимости и низкой степени вероятности реализации (оценка опасности риска - 2 балла);

Низкой степени значимости и высокой степени вероятности реализации(оценка опасности риска - 2 балла);

Низкой степени значимости и средней степени вероятности реализации (оценка опасности риска - 1 балл);

Низкой степени значимости и низкой степени вероятности реализации (оценка опасности риска - 1 балл).

5.8. Опасный уровень риска может быть снижен до допустимого уровня риска в результате принятия организацией мер по минимизации риска.

5.9. Порядок оценки уровня опасности конкретного вида риска, а также меры организации по управлению и минимизации риска в зависимости от уровня его опасности устанавливаются в предусмотренных настоящим Положением Программах управления рисками.

6. Программа управления кредитным риском заемщика

6.1. Лица, ответственные за управление кредитным риском заемщика:

6.1.1. Владелец риска – специалист по работе с клиентами, начальник отдела развития.

6.1.2. Риск-менеджер.

6.2. Порядок оценки уровня опасности кредитного риска заемщика.

6.2.1. Оценка уровня опасности кредитного риска заемщика осуществляется до его приема на обслуживание(до заключения с ним очередного договора микрозайма) либо до приобретения права требования по договорам микрозайма.

6.2.2. Владелец риска идентифицирует кредитный риск заемщика и рисковое событие в соответствии со следующими признаками:

6.2.2.1. Кредитный риск заемщика – вероятность невыполнения заемщиком (в т.ч. поручителем, залогодателем) обязательств по займу перед организацией;

6.2.2.2. Рисковое событие – предполагаемое неисполнение заемщиком в установленный срок своих обязательств перед организацией по погашению:

Суммы основного долга заемщика по микрозайму и(или) суммы требований по начисленным процентным доходам по микрозайму, в которую включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму;

Суммы вложений организации в приобретенные права требования по договорам микрозайма и(или) суммы требований по начисленным процентным доходам по вложениям в приобретенные права требования по договорам микрозайма, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму, начисленные организацией с момента приобретения ею прав требования по договорам микрозайма с м заемщиком.

6.2.3. Владелец риска оценивает вероятность реализации кредитного риска заемщика на основе:

6.2.3.1. Документов и информации, характеризующих объективную способность заемщика исполнять свои обязательства по микрозайму, в т.ч.:

6.2.3.1.1. В отношении заемщиков-физических лиц устанавливаются следующие документы и информация:

О возможности предоставления обеспечения исполнения получателем финансовой услуги обязательств по договору об оказании финансовой услуги (в том числе залог, поручительство), в случае, если предоставление обеспечения предусмотрено условиями договора об оказании финансовой услуги;

О наличии в собственности получателя финансовой услуги движимого и (или) недвижимого имущества (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 100 000 (сто тысяч) рублей).

При получение потребительского займа на сумму свыше 3 000 (трех тысяч) рублей, следующую информацию:

О размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 3 000 (три тысячи) рублей). При этом в отношении POS-микрозаймов микрофинансовая организация вправе устанавливать особый порядок предоставления информации о размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги;

О текущих денежных обязательствах;

О периодичности и суммах платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам. При этом в отношении POS-микрозаймов микрофинансовая организация вправе не запрашивать информацию о периодичности платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам, а также устанавливать особый порядок предоставления информации о суммах платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам;

О целях получения займа получателем финансовой услуги (за исключением POS-микрозаймов);

Об источниках доходов, за счет которых предполагается исполнение обязательств по договору займа;

6.2.3.2.Документов и информации, характеризующих репутацию заемщика и его предполагаемую готовность исполнять свои обязательства по микрозайму, в т. ч.:

О кредитной истории заемщика;

О наличии в отношении заемщика исполнительного производства службы судебных приставов;

О судебных спорах, в которых заемщик выступает ответчиком (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 30 000 (тридцать тысяч) рублей);

О факте производства по делу о банкротстве заемщика на дату подачи в микрофинансовую организацию заявления на получение потребительского займа получателем финансовой услуги и в течение 5 (пяти) лет до даты подачи такого заявления;

О действительности предоставленных заемщиком документов, удостоверяющих его личность, иных предоставленных им документов и сведений;

О принадлежности лица к фигурантам Перечня экстремистов и террористов или Решения Межведомственной комиссии по противодействию финансирования терроризма;

О нахождении заемщика-юридического лица по месту государственной регистрации;

Об уплате заемщиком налогов;

Иные документы и информация из официальных источников.

6.2.4. Владелец риска оценивает вероятность реализации кредитного риска заемщика в соответствии с п. 5.5. Положения методом экспертной оценки и фиксирует результат оценки в Карте кредитного риска заемщика;

6.2.5. Риск-менеджер оценивает значимость кредитного риска заемщика в соответствии с п. 5.4. Положения в следующем порядке:

6.2.5.1. Рассчитывается среднеарифметическое значение размера выданных за полный прошедший квартал займов:

Сз – сумма выданных за полный прошлый квартал займов (в т.ч. сумма вложений организации в приобретенные права требования по договорам микрозайма)

Кз – количество выданных за полный прошлый квартал займов (в т.ч. количество займов по вложениям организации в приобретенные права требования по договорам микрозайма)

6.2.5.2. Рассчитывается величина максимального размера выдаваемого организацией займа(Мр) на предстоящий квартал:

Мр – максимальный размер займа на одного заемщика на предстоящий квартал(с учетом размера ранее выданных заемщику займов или приобретенных организацией в отношении этого заемщика прав требования по займам);

Ср – среднеарифметическое значение размера выданного займа, рассчитанное за полный прошлый квартал;

Рр – размер сформированных за квартал резервов по просроченным займам(без накопительного итога по другим кварталам);

6.2.5.3. В случае, если Рр = 0, то Мр рассчитывается так:

Мр = Ср х К

К – коэффициент коррекции

Чп – чистая прибыль организации после уплаты налогов, выплаты заработной платы, расчетов с поставщиками, других обязательных платежей и формирования резервов по просроченным займам за прошедший квартал;

Ср – среднее арифметическое значение займа с высоким уровнем опасности кредитного риска заемщика за прошедший квартал(несколько займов, предоставленных одному такому заемщику, считаются как один займ);

Сз – сумма займов с высоким уровнем опасности кредитного риска заемщика за прошедший квартал(несколько займов, предоставленных одному такому заемщику, считаются как один займ)

Кз – количество займов с высоким уровнем опасности кредитного риска заемщика за прошедший квартал(несколько займов, предоставленных одному такому заемщику, считаются как один займ).

6.2.5.4. Лимиты значимости кредитного риска заемщика составляют:

Высокая значимость – размер выдаваемого заемщику займа равен или более Мр (указывается рассчитанный максимальный размер займа на одного заемщика на предстоящий квартал).

Средняя значимость – размер выдаваемого заемщику займа более 0.5 Мр, но менее Мр.

Низкая значимость – размер выдаваемого заемщику займа менее 0.5 Мр.

6.2.6. Риск-менеджер в соответствии с п.п.5.4, 5.6. и 5.7. Положения устанавливает и фиксирует в Карте кредитного риска заемщика величину значимости кредитного риска заемщика и уровень опасности кредитного риска заемщика и другие предусмотренные Картой параметры.

6.3. Меры организации по управлению кредитным риском заемщика в случае присвоения ему опасного уровня риска.

6.3.1. Отказ от предоставления заемщику займа на предложенных им условиях(избежание риска).

6.3.2. Предложение заемщику мер, направленных на минимизацию опасного уровня до допустимого уровня (оптимизация риска и замена операций, подверженных рискам), в т. ч. путем:

Предоставления залога, гарантии или поручительства;

Изменения условий займа;

Предоставления дополнительных сведений о заемщике.

6.3.3.Обращение в высшие органы управления организацией с информацией о заемщике(общее собрание, наблюдательный совет, совет директоров

6.4. Меры организации по управлению кредитным риском заемщика в случае присвоения ему допустимого уровня риска.

6.4.1. Предоставление заемщику займа при соблюдении мер по минимизации правового, операционного и других основных видов риска.

6.4.2. Мониторинг кредитного риска заемщика по параметрам срок и объем исполнения им своих обязательств по займу.

6.4.3. В целях недопущения превышения предельного уровня платежеспособности заемщика между организацией и заемщиком:

Не может быть заключено более 10 (десяти) (с 1 января 2019 года - более 9 (девяти)) договоров потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которым не превышает 30 (тридцати) календарных дней, за исключением договоров, срок пользования денежными средствами по которым фактически составил не более 7 (семи) календарных дней. При расчете предельного уровня платежеспособности получателя финансовой услуги для целей настоящего пункта учитываются договоры потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которым не превышает 30 (тридцати) календарных дней, заключенные в течение 1 (одного) года, предшествующего дате получения организацией заявления на получение очередного потребительского микрозайма от заемщика.

Не может быть заключен договор потребительского микрозайма, срок возврата по которому не превышает 30 (тридцати) календарных дней, при наличии у заемщика обязательств перед организацией по иному договору потребительского микрозайма, срок возврата по которому не превышает 30 (тридцати) календарных дней.

Вышеуказанные положения не распространяются:

1) на POS-микрозаймы;

2) на выданные до 1 апреля 2018 года микрозаймы, сумма которых не превышает 3 000 (трех тысяч) рублей или срок возврата которых не превышает 6 (шести) календарных дней;

3) на выданные с 1 апреля 2018 года микрозаймы, сумма которых не превышает 3 000 (трех тысяч) рублей и срок возврата которых не превышает 7 (семи) календарных дней;

4) на микрозаймы, выданные на льготных условиях, с процентной ставкой, не превышающей трехкратную ключевую процентную ставку, установленную Банком России на дату выдачи таких микрозаймов.

6.4.4. Соблюдение установленного законодательством предельного размера обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по основному долгу;

6.4.5. Соблюдение установленного Банком России норматива:

На момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть.

6.5. Меры организации по управлению кредитным риском заемщика в случае предоставления ему займа, в том числе по минимизации негативных последствий реализации кредитного риска заемщика.

6.5.1. Включение в договор микрозайма условий, предусматривающих целевое использование средств займа, а также состава документов и мер, подтверждающих такое использование.

6.5.2. Контроль со стороны владельца риска за исполнением заемщиком своих финансовых и иных текущих обязанностей по исполнению условий договора микрозайма.

6.5.3. Немедленное предъявление владельцем риска требования к заемщику о предоставлении сведений, документов и объяснений в связи с неисполнением им условий договора микрозайма.

6.5.4. Немедленное информирование владельцем риска риск-менеджера о возникшей опасности неисполнения условий договора или о возникшей просроченной задолженности заемщика.

6.5.5. Разработка владельцем риска по поручению риск-менеджера мер, направленных на минимизацию кредитного риска данного заемщика.

6.5.6. Создание организацией финансовых резервов по просроченному займу.

6.5.7. Выявление риск-менеджером источников(факторов) риска и причин реализации кредитного риска заемщика и на этой основе принятие мер, исключающих(минимизирующих) вероятность реализации кредитного риска у других заемщиков в будущем.

6.5.8. Соблюдение требований законодательства при начисления процентов и иных платежей при просрочке исполнения обязательств по займу.

6.5.9. Рассмотрение вопроса о возможности реструктуризации просроченной задолженности по договору потребительского или иного займа.

6.6. Допустимыми вероятными последствий реализации кредитного риска заемщика являются:

6.6.1. Финансовые потери, которые с учетом формирования по ним резерва не создают опасность реализации риска ликвидности, в т.ч. угрозы для исполнения организацией своих обязательств по налоговым платежам, выплатам заработной платы работникам, для приобретения необходимых организации товаров и услуг, расчетам по обязательствам, имеющим потенциал применения к организации процедуры банкротства.

6.6.2. Финансовые и иные материальные потери, которые не создают опасности потери инвестиций в организацию и ее бизнес, в том числе не наносят учредителям и инвесторам недопустимого(невосполнимого) ущерба по вложенному ими капиталу и не исключают получения организацией приемлемого уровня дохода в обозримой перспективе;

6.6.3. Кадровые, репутационные потери, сокращение клиентской базы, иные материальные и нематериальные потери, которые не оказывают существенного влияния на реализацию предусмотренных п. п. 6.6.1. и 6.6.2. опасностей.

7. Программа управления риском ликвидности

7.1. Лица, ответственные за управление риском ликвидности:

7.1.1. Владелец риска – главный бухгалтер.

7.1.2. Риск-менеджер.

7.2. Порядок оценки уровня опасности риска ликвидности.

7.2.1. Оценка уровня опасности риска ликвидности для микрокредитной компании осуществляется в последнее число квартала по состоянию риска на предстоящий квартал.

7.2.2. Владелец риска идентифицирует риск ликвидности и рисковое событие в соответствии со следующими признаками:

7.2.2.1. Риск ликвидности – опасность возникновения у организации в предстоящем квартале убытков, понимаемых как отрицательная разность при вычитании из суммы предполагаемых доходов организации суммы предполагаемых к исполнению обязательств(расходов) на дату расчета.

7.2.2.1.1. Под суммой предполагаемых(планирующихся) доходов в целях настоящего Положения понимается предполагаемый к получению организацией в предстоящий квартал на расчетные счета и в кассу доступный к немедленному использованию ожидаемый валовый доход, включающий в себя:

7.2.2.1.1.1. Ожидаемый доход от профессиональной и иной предпринимательской деятельности, исчисляемый как среднеарифметическое значение квартального дохода организации, рассчитанное на основе данных за год, предшествующий дате расчетов либо за время закончившихся кварталов с даты начала профессиональной деятельности организации;

7.2.2.1.1.2. Ожидаемые к использованию резервы при списании с баланса безнадежной задолженности по микрозаймам, а также безнадежной задолженности по приобретенным правам требования по договорам микрозайма.

7.2.2.1.1.3. Ожидаемые к использованию резервы и полученные от заемщиков средства при погашении ими просроченной задолженности.

7.2.2.1.1.4. Ожидаемые от учредителей в соответствии с договорами и иными актами субсидии, субвенции, целевые взносы(безвозвратные), целевые займы; иные предполагаемые к получению от любых лиц процентные или беспроцентные ссуды, пожертвования.

7.2.2.1.2. Под суммой предполагаемых(планирующихся) обязательств(расходов) в целях настоящего Положения понимается сумма всех предусмотренных к исполнению в предстоящий квартал обязательств организации, в том числе:

По привлеченным(полученным) организацией ранее кредитам, займам, субвенциям и выплате процентов по ним, иные обязательные выплаты, в т. ч. по дивидендам, выпущенным организацией векселям, облигациям, по выкупу своих долей, акций, по страхованию ответственности и т.д.;

Предполагаемая к начислению в предстоящем квартале сумма начислений по заработной плате работникам, выплаты по договорам подряда, предполагаемые в связи с этим суммы налогов и страховых взносов;

Предусмотренные к исполнению выплаты по аренде офиса, за услуги связи, командировочные, амортизационные, иные расходы;

Все накопленные за предыдущие периоды задолженности по налогам, заработной плате, по договорам с контрагентами и клиентами, а также задолженности по исполнительным листам и по суммам предъявленных к организации в судебном порядке исков;

Ожидаемая в предстоящем квартале в соответствии с установленными Указанием Банка России от 28 июня 2016 г. № 4054-У требованиями суммы резервов на возможные потери по займам, исчисляемая как среднеарифметическое значение величины резерва(без учета возможного использования резервов в соответствии с 7.2.2.1.1.2. и 7.2.2.1.1.3.) за квартал, рассчитанное на основе данных за год, предшествующий дате расчетов либо за время закончившихся кварталов с даты начала профессиональной деятельности организации

Прочие предполагаемые расходы организации.

7.2.2.1.3. Сведения и информация, необходимые для оценки риска ликвидности, устанавливаются на основе внутренней и внешней финансовой отчетности организации;

7.2.2.2. Рисковое событие:

7.2.2.2.1. Рассчитанная величина вероятности реализации риска ликвидности (РЛв) равна или больше 100%.

7.2.2.2.2. Рассчитанная величина значимости риска ликвидности (РЛв) равна или больше 100%.

7.2.2.2.3. Риску ликвидности установлен «опасный уровень риска»;

7.2.2.2.4. Организация прекратила исполнение финансовых обязательств в свяли с отсутствием средств.

7.2.3. Владелец риска оценивает вероятность реализации риска ликвидности(РЛв) в соответствии с п. 5.5. Положения:

РЛв = СРв х 100

РЛв – величина вероятности реализации риска ликвидности;

СРв –сумма ожидаемых расходов в предстоящем квартале, рассчитанная в соответствии с п.7.2.2.1.2.

СДв –сумма предполагаемых доходов в предстоящем квартале, рассчитанная как ожидаемая сумма по п.7.2.2.1.1.

7.2.4. Лимиты оценки вероятности реализации риска ликвидности:

Высокая вероятность – РЛв равен или больше 100%

Средняя вероятность – РЛв более 50% и менее 100%

Низкая вероятность – РЛв менее 50%

7.2.5. Владелец риска фиксирует результат оценки величины вероятности реализации риска ликвидности в Карте риска ликвидности.

7.2.6. Риск–менеджер оценивает значимость риска ликвидности (РЛз):

РЛз = СРв х 100

РЛз – величина значимости риска ликвидности;

СРв – сумма ожидаемых расходов в предстоящем квартале, рассчитанная в соответствии с п. 7.2.2.1.2.

Нп – сумма накопленной и доступной для использования организацией за все предшествующие периоды чистой прибыли;

СДв – сумма предполагаемых доходов в предстоящем квартале, рассчитанная как ожидаемая сумма по п. 7.2.2.1.1.

7.2.7.Лимиты оценки значимости риска ликвидности

7.2.7. Риск-менеджер в соответствии с п. п.5.4, 5.6. и 5.7. Положения устанавливает и фиксирует в Карте риска ликвидности величину значимости риска ликвидности, уровень опасности риска ликвидности и другие предусмотренные Картой параметры.

7.3. Меры организации по управлению риском ликвидности(повышению ликвидности организации) в случае присвоения ему опасного уровня риска и наступления другого рискового события.

7.3.1. Разработка, согласование с учредителями и иными заинтересованными лицами плана по восстановлению ликвидности организации.

7.3.2. Временный отказ от предоставления займов.

7.3.3. Передача риска - переход последствий риска от организации полностью или частично к другой организации на основании договора (например, договора страхования, в соответствии с которым риск передается страховой компании, либо передача третьим лицам операций, подверженных рискам (аутсорсинг), либо хеджирование риска при помощи производных финансовых инструментов).

7.3.4. Продажа обязательств заемщиков с просроченной задолженностью, других обязательств по договору уступки права требования.

7.3.5. Оперативное привлечение необходимых для восстановления ликвидности средств от учредителей и иных лиц.

7.3.6. Списание с баланса безнадежных задолженностей.

7.3.7. Активизация работы по погашению просроченной задолженности.

7.3.8. Проведение заседания Общего собрания учредителей с основной повесткой, посвященной восстановлению ликвидности организации.

7.3.9. Немедленное информирование риск-менеджером учредителей организации об уценке риска ликвидности, в случае, если значение вероятности или значимости риска ликвидности равно или более 100%, или риску ликвидности присвоен опасный уровень риска.

7.4. Меры организации по управлению риском ликвидности в случае присвоения ему допустимого уровня риска.

7.4.1. Расчет владельцем риска значения оценки вероятности реализации риска ликвидности не реже одного раза в квартал, предоставление результатов расчета риск-менеджеру и фиксация результатов каждого расчета в Карте риска ликвидности.

7.4.2. Осуществление риск-менеджером мониторинга возможностей организации по оперативному восстановлению ликвидности организации.

7.5. Допустимыми вероятными последствиями реализации риска ликвидности являются:

7.5.1. Финансовые потери, которые с учетом компенсации их за счет накопленной прибыли за прошлые периоды не создают угрозы для исполнения организацией своих обязательств по налоговым платежам, выплатам заработной платы работникам, для приобретения необходимых организации товаров и услуг, расчетам по обязательствам, имеющим потенциал применения к организации процедуры банкротства.

7.5.2. Финансовые и иные материальные потери, которые не создают опасности потери инвестиций в организацию и ее бизнес, в том числе не наносят учредителям и инвесторам недопустимого(невосполнимого) ущерба по вложенному ими капиталу и не исключают получения организацией приемлемого уровня дохода в обозримой перспективе;

7.5.3. Кадровые, репутационные потери, сокращение клиентской базы, иные материальные и нематериальные потери, которые не оказывают существенного влияния на реализацию предусмотренных п. п. 7.5.1. и 7.5.2. опасностей.

8.Программа управления операционными рисками

8.1. Лица, ответственные за управление операционными рисками:

8.1.1. Владельцы риска – системный администратор.

8.1.2. Риск-менеджер.

8.2. Порядок оценки уровня опасности операционных рисков.

8.2.1. Оценка уровня опасности операционных рисков для организации осуществляется в последнее число квартала по состоянию риска на предстоящий квартал;

8.2.2. Владелец риска идентифицирует операционный риск и рисковое событие на основе оперативной информации о деятельности организации в соответствии со следующими признаками:

8.2.2.1. Операционный риск – опасность возникновения убытков в результате отказа информационно-технических систем вследствие внутренних и (или) внешних причин.

8.2.2.2. Рисковое событие:

8.2.2.2.1. Утрата (недоступность) или похищение информации, в т.ч. персональных, конфиденциальных, служебных и иных не предусмотренных к распространению сведений.

8.2.2.2.2. Нарушение или прекращение (отказ) работы информационно-технической системы.

8.2.2.2.3. Несанкционированное проникновение в информационно-технические системы организации извне.

8.2.2.2.4. Неполучение или не предоставление работником организации внешней или внутренней информации, от которой зависит принятие необходимых мер для обслуживания клиента и обеспечения функционирования организации.

8.2.3. Владелец риска оценивает вероятность реализации операционного риска методом экспертной оценки в соответствии с п. 5.5. Положения и фиксирует результаты оценки в Карте операционных рисков по следующим видам операционных рисков:

8.2.3.1. Риск отказа компьютерной программы для бухгалтерского учета.

8.2.3.2. Риск отказа компьютерной программы для учета выданных займов.

Владелец риска – системный администратор.

8.2.3.3. Риск отказа серверных и других критически важных для организации компьютеров и иного оборудования.

Владелец риска – системный администратор.

8.2.3.4. Риск отказа систем связи(телефон, интернет, другие)

Владелец риска – системный администратор.

8.2.3.5. Риск отказа системы защиты от несанкционированного доступа к информации

Владелец риска – системный администратор.

8.2.3.6. Риск утраты информации.

Владелец риска – системный администратор.

8.2.4. Риск–менеджер в соответствии с п. п.5.4, 5.6. и 5.7. Положения устанавливает и фиксирует в Карте операционных рисков величину значимости операционного риска, уровень опасности операционного риска и другие предусмотренные Картой параметры по всем предусмотренным в п. 8.2.3. видам операционных рисков:

8.3. Меры организации по управлению операционным риском в случае присвоения ему опасного уровня риска и наступления рискового события.

8.3.1. Реализация оперативного плана по минимизации реализовавшегося риска.

8.3.2. Активация дублирующих информационно-технических систем, в отношении которых реализовался риск.

8.3.3. Активация скопированной ранее информации, в отношении которой реализовался риск.

8.3.4. Определение стоимости ущерба и реализация финансово-хозяйственных мер по ликвидации последствий реализации риска.

8.4. Меры организации по управлению операционным риском в случае присвоения ему допустимого уровня риска.

8.4.1. Разработка оперативного плана по минимизации риска.

8.4.2. Создание дублирующих информационно-техническиих систем.

8.4.3. Копирование всей значимой для деятельности организации информации в режиме on-line и(или) с установленной периодичностью.

8.4.4. Проведение стресс-тестирования информационно-технических систем.

8.4.5. Запароливание доступа ко всей значимой информации.

8.4.5. Обучение сотрудников методам получения, обработки, хранения, передачи и защиты данных.

8.5. Допустимыми вероятными последствиями реализации операционных рисков являются:

8.5.1. Финансовые потери, которые с учетом компенсации их за счет накопленной прибыли за прошлые периоды не создают угрозы для исполнения организацией своих обязательств по налоговым платежам, выплатам заработной платы работникам, для приобретения необходимых организации товаров и услуг, расчетам по обязательствам, имеющим потенциал применения к организации процедуры банкротства.

8.5.2. Финансовые и иные материальные потери, которые не создают опасности потери инвестиций в организацию и ее бизнес, в том числе не наносят учредителям и инвесторам недопустимого(невосполнимого) ущерба по вложенному ими капиталу и не исключают получения организацией приемлемого уровня дохода в обозримой перспективе.

8.5.3. Кадровые, репутационные потери, сокращение клиентской базы, иные материальные и нематериальные потери, которые не оказывают существенного влияния на реализацию предусмотренных п. п. 8.5.1. и 8.5.2. опасностей.

9. Программа управления правовым риском

9.1. Лица, ответственные за управление правовым риском:

9.1.1. Владелец риска – юрисконсульт.

9.1.2. Риск-менеджер.

9.2. Порядок оценки уровня опасности правового риска.

9.2.1. Оценка уровня опасности правового риска для организации осуществляется в последнее число квартала по состоянию риска на предстоящий квартал.

9.2.2. Владелец риска идентифицирует правовой риск и рисковое событие на основе оперативной информации о деятельности организации, актов организации и документов ее клиентов и контрагентов в соответствии со следующими признаками:

9.2.2.1. Правовой риск – опасность возникновения у организации убытков вследствие:

Допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);

Несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности организации);

Нарушения клиентами, контрагентами нормативных правовых актов, а также нарушения организацией или ее контрагентами условий заключенных договоров.

9.2.2.2. Рисковое событие:

9.2.2.2.1. Проигранные организацией в судах дела имущественного характера в связи с правовыми ошибками в заключенных ею договорах, во внутренних документах организации, в предоставленных клиентам /контрагентам документах, в иных действиях организации, а также в связи с нарушениями клиентами, контрагентами нормативных правовых актов, нарушениями организацией или ее контрагентами условий заключенных договоров.

9.2.2.2.2. Проигранные организацией в судах дела имущественного характера в связи с противоречивостью законодательства, отсутствием правовых норм или несовершенством судебной системы.

9.2.3. Владелец риска оценивает вероятность реализации правового риска в соответствии с п. 5.5. Положения по каждому из ведущихся или запланированных в предстоящем квартале судебных дел как «высокую вероятность» и фиксирует результаты оценки в Карте правовых рисков.

9.2.4. Риск–менеджер оценивает значимость правового риска (РПз):

РПз = СПр х 100

РПз – величина значимости правового риска.

СПр – сумма правового риска – сумма выплат организации по всем судебным делам в предстоящем квартале, если все они будут проиграны.

Чп – чистая прибыль организации после уплаты налогов, выплаты заработной платы, расчетов с поставщиками, других обязательных платежей и формирования резервов по просроченным займам за прошедший квартал.

9.2.5. Лимиты оценки значимости правового риска.

Высокая значимость – РЛз равен или более 100%

Средняя значимость – РЛз более 50% но менее 100%

Низкая значимость – РЛз менее 50%

9.2.6. Риск-менеджер в соответствии с п. п.5.4, 5.6. и 5.7. Положения устанавливает и фиксирует в Карте правового риска величину значимости правового риска, уровень опасности правового риска и другие предусмотренные Картой параметры.

9.3. Меры организации по управлению правовым риском в случае присвоения ему опасного уровня риска и наступления рискового события.

9.3.1. Реализация оперативного плана по минимизации реализовавшегося риска.

9.3.2. Внесение изменений в типовые договоры, внутренние документы и в деятельность организации изменений и корректив с целью избежания в будущем рисковых событий и последствий риска;

9.3.3. В случае, если значение значимости правового риска равно или более 100% риск-менеджер немедленно информирует об этом учредителей организации;

9.3.4. Создание финансового резерва в размере от 50 до 100 % от размера возможного убытка.

9.4. Меры организации по управлению правовым риском в случае присвоения ему допустимого уровня риска.

9.4.1. Мониторинг владельцем риска относящегося к деятельности организации законодательства и судебной практики по вопросам, в отношении которых у организации возможно наступление рисковых событий.

9.4.2. Внутренний аудит договоров, других актов и деятельности организации, в том числе с привлечением сторонних организаций и специалистов, с цель выявления источников (факторов) возникновения и реализации правового риска.

9.4.3. Обучение владельцев правового риска и иных работников организации методам выявления правовых рисков в документах и деятельности организации, ее клиентов и контрагентов.

9.5. Допустимыми вероятными последствиями реализации правового риска являются:

9.5.1. Финансовые потери, которые с учетом компенсации их за счет накопленной прибыли за прошлые периоды не создают угрозы для исполнения организацией своих обязательств по налоговым платежам, выплатам заработной платы работникам, для приобретения необходимых организации товаров и услуг, расчетам по обязательствам, имеющим потенциал применения к организации процедуры банкротства.

9.5.2. Финансовые и иные материальные потери, которые не создают опасности потери инвестиций в организацию и ее бизнес, в том числе не наносят учредителям и инвесторам недопустимого(невосполнимого) ущерба по вложенному ими капиталу и не исключают получения организацией приемлемого уровня дохода в обозримой перспективе;

9.5.3. Кадровые, репутационные потери, сокращение клиентской базы, иные материальные и нематериальные потери, которые не оказывают существенного влияния на реализацию предусмотренных п. п. 8.5.1. и 8.5.2. опасностей.

10.Порядок действий в нестандартных и чрезвычайных ситуациях

10.1 Под нестандартными и чрезвычайными ситуациями в целях настоящего Положения понимаются такие внешние природные, техногенные, социально-политические или иные обстоятельства, которые угрожают жизни, здоровью и безопасности работников организации и (или) существованию самой организации.

10.2. При наступлении предусмотренных п.10.1. обстоятельств и рисковых событий руководство организации будет действовать в соответствии со следующими приоритетами:

10.2.1. Обеспечение жизни, здоровья и безопасности работников организации.

10.2.2. Сохранение инвестированных в организацию средств учредителей и иных инвесторов, средств клиентов и контрагентов.

10.2.3. Сохранение собственных средств, имущества организации и накопленной информации.

10.2.4. Сохранение способности организации к осуществлению деятельности.

11. Порядок фиксации решений должностных лиц, ответственных за операции, связанные с принятием рисков, решений органов управления организации по вопросам управления рисками, а также мероприятий, событий и действий, связанных с управлением рисками

11.1. Решения риск-менеджера и владельцев риска, предусмотренные настоящим Положением, фиксируются в установленном Положением сроке и порядке в документарных Картах риска.

11.2. Решения Общего собрания учредителей и руководителя организации, связанные с управлением риском, принимаются и фиксируются в общем порядке в соответствии с Уставом организации и локальными актами организации.

12. Порядок и сроки представления должностными лицами и (или) структурными подразделениями, ответственными за обеспечение управления рисками, внутренней отчетности по управлению рисками

12.1. Внутренняя отчетность по управлению рисками должна содержать следующую информацию:

Лицо и (или) структурное подразделение, ответственное за реализацию мероприятий по управлению рисками;

Периодичность и срок проведения мероприятий, в том числе фактический срок выполнения мероприятий;

Статус выполнения мероприятия;

Остаточный риск после выполнения комплекса мероприятий;

Мероприятия, направленные на минимизацию остаточных рисков и сроки их проведения;

Паспорт риска, включающий информацию о рисках, о мероприятиях по управлению рисками, о реализовавшихся рисках, процедуры реагирования на рисковое событие, ключевые индикаторы риска.

12.2.Внутренняя отчетность в соответствии с п.12.1.подготавливается, подписывается и предоставляется общему собранию учредителей риск-менеджером один раз в год.

13. Порядок обмена информацией по вопросам управления рисками и доведения до работников организации Положения об управлении рисками и иных внутренних документов, связанных с управлением рисками

13.1. Работники организации обмениваются информацией по вопросам управления рисками в соответствии с настоящим Положением и другими локальными актами организации.

13.2. Риск-менеджер не позднее 10 рабочих дней с даты утверждения Положения руководителем проводит внутреннее обучение(инструктаж) работников организации, являющихся в соответствии с Положением «владельцами рисков» по вопросам системы управления рисками организации, настоящего положения и других регулирующих актов организации, относящихся к этой сфере.

13.3. При изменении Положения или других регулирующих управление рисками актов организации, риск менеджер не позднее 10 рабочих дней с даты утверждения Положения или иного документа руководителем проводит внутреннее обучение работников организации, являющихся в соответствии с Положением «владельцами рисков» по установленным изменениям и дополнениям.

13.4. Предусмотренное п. п. 13.2 и 13.3. обучение фиксируется в Актах о проведении инструктажа работников в сфере управления рисками.

14. Принципы и порядок раскрытия информации об управлении рисками организации

14.1. Положение об управлении рисками организации предоставляется(раскрывается) документарном или электронном виде по требованию любого заинтересованного лица в течение 2 рабочих дней с даты получения организацией требования.

14.2. Сведения, полученные или установленные организацией в процессе управления рисками, в том числе в соответствии с настоящим Положением, являются конфиденциальными и подлежат предоставлению по требованию Банка России, по требованию СРО, в которой состоит организация, и других надзорных органов в соответствии с их полномочиями.

14.3. Порядок ведения Реестра рисков, возникающих в процессе осуществления микрофинансовой деятельности (реестр рисков).

14.1. Реестр рисков ведет риск-менеджер и пересматривает его не реже одного раза в год с учетом результатов идентификации рисков в целях актуализации содержащихся в нем данных с целью выявления наиболее опасных рисков.

15. Порядок ведения Реестра рисков, возникающих в процессе осуществления микрофинансовой деятельности (реестр рисков)

15.1. Реестр рисков ведет риск-менеджер и пересматривает его не реже одного раза в год с учетом результатов идентификации рисков в целях актуализации содержащихся в нем данных с целью выявления наиболее опасных рисков.

15.2. Реестр рисков содержит следующую информацию:

Описание риска;

Определение источников (факторов) риска;

Качественное описание последствий реализации риска (сценариев развития событий) и оценка их влияния на деятельность организации;

Оценка вероятности реализации риска;

Оценка влияния риска на другие риски;

Мероприятия и/или процедуры по управлению риском;

Лицо и/или подразделение, ответственное за проведение и учет операций, подверженных рискам;

Лицо и/или подразделение, ответственное за мероприятия по управлению данным риском;

Примечания, перечень используемых для идентификации и оценки риска источников информации и другие сведения.

15.3. В случае внесения риск-менеджером в Реестр рисков изменений по видам рисков и методам управления рисками он инициирует внесение изменений в Положение об управлении рисками.

Приложения:

Приложение 1-9 – Карты риска

Приложение 10 – Отчетность о системе управления рисками по состоянию на

Положение о службе управления рисками

1 Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственность Службы управления рисками ООО "ХХХ", регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами ООО "ХХХ", внешних компаний.

1.1.2Служба управления рисками является структурным подразделением в составе Департамента развития и управления рисками, непосредственно подчиняющимся Заместителю Генерального директора по развитию и управлению рисками ООО "ХХХ", выполняющим в Компании функции управления рисками Компании.

1.1.3В своей деятельности Служба управления рисками руководствуется:

Законодательством Российской Федерации,

Уставом ООО "ХХХ",

Положением о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П. HR-445.04 от 22.06.2004 г.),

Настоящим Положением.

1.1.4Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.5Изменения в Положении утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. Положение о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07);

2. Положение о планировании деятельности отделов (П-283 от 05.06.01);

3. Положение об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00);

4. Принципы управления сегментом «Дистрибуция»;

5. Положение о привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг (П. DS-517.07 от 10.01.2007г.).

1.3 Термины, определения и сокращения

В настоящем Положении использованы следующие термины, определения и сокращения:

ХХХ – ООО "ХХХ";

ЗГДРУР – Заместитель Генерального директора по развитию и управлению рисками;

УВК – Управление внутреннего контроля;

СУР – Служба управления рисками;

ГП – Головное предприятие

ДЗО – Дочерние и зависимые общества

ДРУ – Директор регионального управления

ЗГД – Заместитель генерального директора

2 Создание и ликвидация

2.1 СУР создается и ликвидируется на основании приказа Генерального Директора ООО "ХХХ".

2.2 Организационная структура СУР согласовывается с ЗГДРУР, Первым Заместителем Генерального директора, ЗГД по персоналу и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению организационной структуры вносятся Начальником СУР или ЗГДРУР.

2.3 Штатное расписание СУР согласовывается с ЗГДРУР, ЗГД по персоналу ООО "ХХХ" и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению штатного расписания вносятся Начальником СУР или ЗГДРУР.

2.4 Количество и наименование подразделений, входящих в состав СУР, численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Компании, изменения специфики ее деятельности. Изменения Целей и Организационно-функциональной структуры СУР согласовываются с ЗГДРУР, ЗГД по персоналу и утверждаются приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения вносятся Начальником СУР.

3 Организационная структура

3.1 Организационная структура СУР построена по линейному принципу.

3.2 Организационно-функциональная структура СУР подразделения приведена в Приложении А «Организационно-функциональная структура Службы управления рисками».

3.3 Деятельность структурных подразделений в составе СУР регламентируется соответствующими Положениями: Положением «О Службе управления рисками ООО "ХХХ", другими нормативными документами.

3.4 Руководит СУР Начальник службы, деятельность которого регламентируется «Положением о начальнике Службы управления рисками ООО "ХХХ".

3.5 В непосредственном подчинении у Начальника СУР находятся Риск-менеджеры.

3.6 Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри СУР определяется должностными инструкциями сотрудников подразделения, утверждаемыми ЗГД по персоналу ООО "ХХХ".

4.1 Главная цель СУР – организация мероприятий для предотвращения или минимизации убытков компании и построение эффективной системы управления рисками.

4.2 Подцелями СУР являются:

4.2.1 Совершенствование методологий оценки управления рисками;

4.2.2 Идентификация, оценка и обработка рисков;

4.2.3 Мониторинг адекватности и эффективности примененных методов (политик) обработки рисков;

4.2.4 Контроль соблюдения принятых решений по управлению ключевыми рисками.

5 Функции

5.1 Проведение целенаправленной работы по выявлению угроз возникновения потерь и определению источников возникновения рисков В рамках закрепленных за риск-менеджером агрегированных рисков (анализ отчетности, организация проведения аудитов и контрольных проверок, анализ принимаемых управленческих решений, разбор причин возникновения отклонений и т. п.).

5.2 Регулярное проведение оценки рисков, оценки качества и эффективности действующей системы управления рисками.

5.3 Создание и поддержание в актуальном состоянии Карт рисков по каждому из агрегированных рисков. Формирование приоритетных задач (ключевых факторов успеха) по достижению целей управления риском.

5.4 Разработка методологии управления каждым из агрегированных рисков (концепции, политики управления риском, спецификации риска и т. п.), организация утверждения разработанной методологии, разработка и поддержание в актуальном состоянии целей в области управления рисков.

5.5 Непосредственная организация всех необходимых мероприятий по достижению целей управления рисками в зоне ответственности, в т. ч.:

5.5.1 планирование мероприятий по построению системы управления закрепленными рисками и достижению установленных целей управления рисками;

5.5.2 разработка, согласование и организация постановки целей по детализированным рискам, находящимся в зоне ответственности линейных менеджеров, Управляющих и Владельцев рисками;

5.5.3 организация запуска необходимых организационных и управленческих форм работы по достижению целей управления рисками в зоне ответственности (комитеты, ВРГ, совещания и т. п.), активное участие в их работе;

5.5.4 организация взаимодействия и инициация необходимых управляющих воздействий по решению задач управления закрепленными рисками с Управляющими и Владельцами детализированных рисков, с менеджерами и должностными лицами компании на всех уровнях управления;

5.5.5 прочие необходимые мероприятия.

5.6 Контроль достижения целей по удержанию закрепленных рисков в заданных пределах.

5.7 Подготовка отчетов с установленной периодичностью по результативности управления рисками в зоне своей ответственности для Руководителя Службы управления рисками и Руководства предприятия.

5.8 Ведение архива данных по реализовавшимся, появившимся и потенциальным рискам в зоне своей ответственности.

6 Взаимодействия

6.1 Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

6.1.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в документах, регламентирующих взаимоотношения с функциональными подразделениями по всем вопросам деятельности.

6.1.2 Взаимодействие осуществляется со всеми подразделениями ХХХ в рамках управления рисками деятельности ХХХ.

6.2 Взаимодействие с компаниями сегмента «Дистрибуция»

6.2.1 Взаимодействие основано на принципах управления сегментом «Дистрибуция», закрепленных в следующих документах:

6.2.1.1 Принципы управления сегментом «Дистрибуция» (проект);

6.2.1.2 Взаимодействие с компаниями сегмента «Дистрибуция» в рамках информационного обмена в целях эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.3 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"»

6.3.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в следующих документах:

6.3.1.1 «Исходные принципы информационного взаимодействия «ООО "ХХХ"» и ЗАО «Фирма ООО "ХХХ" от 29.10.2003 г. № ПРН-01/01;

6.3.1.2 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"» в рамках информационного обмена в целях эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.4 Взаимодействие с внешними компаниями

6.4.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в следующих документах:

6.4.1.1 «Концепция работы ООО "ХХХ" с внешним окружением в регионах» от 27.08.2001 № К-5;

6.4.1.2 «Порядок информационного обмена с контрагентами» от 24.07.2002 № ПР-502;

6.4.1.3 «Порядок участия сотрудников фирмы во внешних проверках» от 17.04.2003 № ПР-606;

6.4.1.4 «Порядок работы с личными обращениями сотрудников ООО "ХХХ" и внешних контрагентов» от 31.12.2003 № ПР-636.

6.4.2 Взаимодействие с внешними компаниями по вопросам получения информации, документации и консультационных услуг с целью эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.4.3 При выполнении задач и функций, связанных с вопросами следующего характера:

1. Стратегические вопросы.

2. Вопросы методологического характера;

3. Вопросы межфирменного характера (т. е. затрагивающие интересы разных компаний группы);

4. Существенные вопросы по сумме;

5. Вопросы долгосрочного влияния на деятельность компании;

6. Вопросы, с которыми сотрудники подразделения в своей практике встречается впервые;

7. Другие вопросы, которые сотрудники подразделения не могут решить по причине нехватки рабочего и временного ресурса, или указанные вопросы не могут быть эффективно решены СУР, Начальник СУР имеет право инициировать перед Генеральным директором ООО "ХХХ" привлечение специалистов – внешних консультантов для консультаций по данным вопросам, в соответствии с Положением ООО "ХХХ" «О привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг».

В компетенцию Начальника СУР входит принятие управленческих решений по рекомендациям, представленным внешними консультантами, а также внедрение их в практику деятельности подразделения.

7 Планирование деятельности Подразделения

7.1 Планирование деятельности СУР осуществляется на основании «Положения о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07), «Положения о планировании деятельности отделов» (П-283 от 05.06.01), Плана мероприятий по достижению Стратегических целей компании на год, ежемесячных оперативных планов и бюджетов, Приказов и Распоряжений Генерального Директора ООО "ХХХ".

7.2 Стратегические цели СУР на год устанавливаются Начальником СУР, согласовываются с ЗГДРУР, Первым Заместителем Генерального Директора и утверждаются Генеральным Директором ООО "ХХХ";

8 Отчетность по работе Подразделения

8.1 Отчетность СУР ведется в соответствии с «Положением об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00).

8.2 По итогам исполнения Стратегического плана за год Начальник СУР представляет Первому Заместителю Генерального Директора и Генеральному Директору ООО "ХХХ" Годовой отчет о деятельности СУР и достижении стратегических целей.

8.3 По результатам выполнения оперативного (ежемесячного) плана работы СУР Начальник СУР предоставляет отчет Заместителем Генерального директора по развитию и управлению рисками.

8.4 Отчетные и аналитические материалы СУР могут предоставляться другим подразделениям и сотрудникам Компании по согласованию с Начальником СУР, Заместителем Генерального директора по развитию и управлению рисками или с Генеральным Директором ООО "ХХХ".

9 Ключевые показатели деятельности

9.1 В качестве ключевых показателей деятельности СУР, на основе которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются показатели приведенные в Приложении Б «Ключевые показатели деятельности Службы управления рисками».

9.2 Абсолютные и относительные значения ключевых показателей деятельности планируются для СУР в рамках стратегического планирования на год вперед и фиксируются в стратегических планах Компании. Фиксация фактических значений показателей происходит в рамках отчетов об исполнении стратегических планов.

10 Права и полномочия

СУР наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия СУР осуществляет Начальник СУР:

1. Вносит на рассмотрение Генерального Директора и Правления ООО "ХХХ" предложения по совершенствованию деятельности Компании и ее структурных подразделений.

2. Участвует в подготовке перспективных планов развития Компании, составлении бюджета.

3. Знакомится с проектами решений руководства Компании, касающимися деятельности СУР, а также оценкой эффективности работы ОУР.

4. Получает от руководства ООО "ХХХ" информацию, касающуюся деятельности СУР, и любую другую информацию, необходимую для полноценной работы СУР.

5. Осуществляет расходование денежных средств Компании в рамках бюджета ФО ООО "ХХХ"

6. Привлекает к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц, с заключением соответствующих договоров.

7. Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" методические рекомендации, дает указания и экспертные советы в вопросах, отнесенных к компетенции ОУР.

8. Дает заключения, в рамках своей компетенции, по проектам нормативных документов, предоставляемых на согласование.

9. Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" для доработки документы, подготовленные с нарушением существующих требований.

10. Запрашивает и получает из структурных подразделений ООО "ХХХ" необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач СУР.

11. Контролирует деятельность отдела.

12. Вносит на рассмотрение Генерального Директора и Правления предложения о поощрении отличившихся сотрудников и применении в установленном порядке предусмотренных законом и внутренними нормативными документами дисциплинарных мер к сотрудникам, виновным в нарушениях законодательства, Правил внутреннего распорядка и других нормативных документов Компании.

13. Визирует все документы, связанные с деятельностью Компании по вопросам деятельности отдела.

11 Ответственность

11.1 Начальник СУР несет ответственность перед Генеральным Директором ЗАО Фирмы «ООО "ХХХ"» за достижение поставленных целей и выполнение Плана стратегического развития в части управления рисками Компании в соответствии с Трудовым Кодексом и законодательством РФ.

11.2 Начальник СУР несет ответственность за риски, возникающие в сфере компетенции СУР.